"ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Альманах-газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2014

 

Роща

Мария Аннинская



Черное и белое

К свету

За что в наше время любят черно-белое фото? Возможно, отчасти это дань моде: ретро всегда было и остается в чести. К тому же мы доверяем мнению профессиональных фотографов... К тому же невольно подчиняемся общим тенденциям… При этом у каждого, надо думать, своя история взаимоотношений с цветом и светотенью.

Лохматый куст

Подумать только: когда-то фотография была исключительно черно-белой, и это расценивалось как недостаток. А ценилось то, что было недоступно: цветопередача реального изображения. Когда же недоступное становится вседоступным и будничным, ценность его, как известно, тает. Кого теперь поразишь дивной красотой горных пейзажей на календарях? Даже красота способна обесцениться. По этому поводу хочется вспомнить один рассказ Бориса Виана – «Уничтожим всех уродов». Там блистательные красотки всем надоели и наибольшее вожделение у противоположного пола вызывают уродливые калеки.

Нет, я вовсе не хочу сказать, что черно-белое изображение может кому-то казаться уродливым. По-моему, оно скорее ностальгично. Лично у меня оно вызывает именно такую реакцию. Как будто что-то пытается пробиться к тебе сквозь толщу времени и не может, и ты тоже бьешься головой в стекло, по эту сторону. Черно-белая фотография несет на себе чарующий флер времени. Ее должны любить те, кто привязан к прошлому, кому прошлое едва ли не дороже, чем настоящее и будущее. (Рискну признаться, это мой случай.)

Порыв ветра

Можно, конечно, видеть в черно-белом фото стиль определенных эпох и трепетать от дагерротипов и гелиографий XIX века, замирать от онирически-неподвижных портретов начала ХХ столетия, ценить энергичный почерк 1920–30-х годов, человечный, подернутый дымкой стиль 50-х или минималистский дух 60-х... Сколько мастеров внесли свое виденье в это искусство и обогатили его хитроумными экспериментами. Но все они не изменили главное – свет. Даже если фотограф делает упор на графику, даже если он выявляет причудливость линии – все равно важнее всего свет. Какова роль светотени в истории живописи – всем известно. Полотна, скажем, Рембрандта, Караваджо или Жоржа де Латура (его в особенности!) завораживают не столько соотношением форм и объемов, не столько причудливым ритмом линий, сколько магической игрой светотени.

А черно-белая фотография – это светотень в чистом виде.

Я думаю – черно-белый язык не утратит своей прелести ни в какую эпоху. Современный мир так многоцветен, многоголос, пестр, шумен, болтлив, криклив – что хочется спрятаться от него, во-первых, в недосказанность, многозначительность и загадочность черно-белых оттисков, а, во-вторых, в интим малых форм, подальше от многометровых картин, которым все равно нечего сказать зрителю; мне и в фотографии больше нравятся некрупные снимки, обращенные не к толпе, а к одному человеку.

 

Я люблю смотреть на зиму

               из окна:

Четкость линий, первозданность

               полотна;

Кисть еще не прикасалась –

               только след

 

Тонких линий черным углем –

               тень и свет.

 

Чернота и белизна. Как скуп язык.

Это голос, стихший в шепот. Смолкший крик…

* * *

Об авторе: Мария Львовна Аннинская – литературный переводчик, преподаватель французского языка, фотохудожник и керамист.