ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

ГЛАВНАЯ ВЕСЬ АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА АВТОРЫ № 4 (93) 2007г. ПУЛЬС МОДА ОБЩЕСТВО ПАМЯТЬ РЕГИОНЫ ЮМОР ОТКЛИКИ СЛОВО ТВ-ВЗГЛЯД
Информпространство


Copyright © 2006
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

 

Ольга Потемкина

Роскошь и аскетизм, или поиски образа

 

С тех пор, как Ева и Адам вышли из рая, человечество стремится одеться тепло и удобно, красиво и оригинально. Следуя моде, каждый из нас ищет свой образ, создавая свою личность. Все имеет свое начало, а мода тем более. Всегда интересно оглянуться назад и вспомнить некоторые важнейшие вехи моды, которой следовало и следует человечество, особенно во времена распространения такого понятия как имидж.

 «Имидж» или «образ» — в переводе на русский язык «отсутствие присутствующего». Это красиво звучит. Имидж — впечатление, которое остается о человеке: положительное, отрицательное, характерное.

Косметические центры растут как грибы в каждом городе. Но мало кто вспоминает о том, что первые шаги к расцвету косметики связан с именем египетской царицы Клеопатры. При ней была построена первая парфюмерная фабрика. Она — автор книги «О лекарствах для лица», которая стала первым косметическим справочником.

Красота — удел не одних женщин. Идеал мужской красоты сложился уже в Древней Греции. Ближе всех к этому идеалу подошел великий полководец Александр Македонский. Стройная фигура, горделивая осанка, мужественный взгляд. Его рыжевато-золотистая копна волос делала его похожим на льва. На своих современников он оказывал магическое воздействие. Но был один недостаток в его внешности, который он смог превратить в достоинство и ввести в моду. У Александра плохо росли усы и борода, и он решил их брить, чтобы не портить впечатление от своей привлекательной внешности. Гладковыбритое лицо и локоны до плеч стали модны благодаря Александру Македонскому.

Мода всегда стремится пройти между роскошью и аскетизмом. Подлинный размах роскошной жизни проявили Мессалина и Феодора, заразив многие поколения стремлением к роскоши в одежде, украшениях, использования косметики. Роскошь господствовала многие века. И только Карл Великий восстал против традиционной моды. Король франков в VIII-IX веках издал несколько указов против роскоши и сам подал пример простоты в одежде. Простота, практичность и удобство стали ценностью моды, к которой она стремится до сих пор. От его имени «carolus» возник титул короля в Европе.

Времена менялись, а мужчины с внешностью «мачо» всегда востребованы. Этот тип мужчин сформировался в Европе в XIV веке в Германии. Длительные войны создали большую группу мужского населения — солдат-наемников, грубых и беспечных, которые стали законодателями мужской моды. Яркие цвета, причудливые сочетания тканей, обилие разрезов, покрывавших всю одежду, производили живописное впечатление и даже стали предметом для подражания, несмотря на то, что своим происхождением они были обязаны заплаткам на обветшавшей одежде.

Позднее центр моды переместился в Испанию. Завоевание Америки сделало эту страну богатейшим и могущественнейшим государством. Из американских колоний были вывезены тонны золота и серебра. Испанцы стали эталоном красоты того времени.

Сочетание силы и ловкости, доблести и богатства отличало испанских кавалеров. Холодное аристократическое величие испанского короля оказывало влияние на всю европейскую моду. Его нарекли Карлом I Красивым. Именно тогда в Испании были изобретены роскошные кружевные воротники, которые стоили целое состояние. Считалось, что испанский дворянин может ничего не иметь, но шпага и накрахмаленный воротник у него должны быть непременно. При этом воротник порой стоил дороже костюма. Роскошному воротнику соответствовала и внешность мужчин. Прически, усы и бороды стали короче, чтобы изящнее смотрелась фигуры, подчеркивающая роскошь воротника. В одежде преобладал черный цвет.

В век рыцарства первым щеголем эпохи стал английский герцог Бэкингем. Именно он был неотразимым красавцем и первым модником королевских дворов. Его отличали умение нравиться, очаровывать, быть любезным, удивлять, иметь светские манеры. Будучи талантливым актером, он производил особое впечатление, не жалея на это денег. Чтобы восхитить французскую королеву Анну Австрийскую, супругу Людовика ХШ, он надел серый атласный колет, вышитый драгоценными камнями и жемчугом. Во время поклона королеве, его драгоценности эффектно рассыпались по паркету, а участники бала унесли их на память.

Анна Австрийская, вошедшая в историю еще и благодаря роману о трех мушкетерах, существенно акцентировала женственность в костюме того времени, введя в моду нежные цвета одежды, мягкие изгибы линий платья.

Но самым известным законодателем моды стал король Франции Людовик XIV, обладавший незаурядным художественным талантом. Именно он возродил культ роскоши, став властелином вкусов своих современников. В гардеробе Людовика XIV насчитывалось более 30 костюмов по количеству дней в месяце. Полагалось менять костюмы каждый день. Был издан специальный королевский указ и об обязательной смене сезонной одежды. Даже в мужскую моду того времени входили яркие цвета, которые со временем взросления монарха, становились спокойнее.

Людовика XIV называли Король-Солнце, им восхищались, ему подражали. При всем великолепии король Франции имел некоторый недостаток, который он, также как и Александр Македонский, превратил в достоинство, заразив мир на целых 150 лет. У короля после болезни плохо росли волосы. Именно он ввел в моду парики. Сколько терпения нужно было иметь, в особенности летом, чтобы не отстать от моды! В те времена парик — непременный атрибут вельможи, придававший ему помпезный вид. Парики носили не только мужчины, но и женщины. Он стал знаком высокого положения. Появляться на людях без парика дворянину не позволяли приличия. Было введено 45 видов париков для различных случаев и для представителей разных сословий. Штат парикмахеров французского двора увеличился с 50 до 5000 человек. Франция стала образцом для Европы, законодателем моды и изысканных манер. Французская речь, французская мода стала доминировать во всей Европе и, разумеется, в России. С этого времени принято говорить о начале возникновения мировой моды…

В начале ХIХ века центр мужской моды переместился в Англию. На смену вычурному костюму, украшенному бантами (галантами), пришел фрак, который первоначально предназначался для верховой езды. По сей день фрак является престижной и торжественной одеждой для мужчин, но, в основном, черного цвета, хотя первоначально фраки были и зелеными, и лиловыми, и коричневыми… Важной деталью туалета стал цилиндр. Но не сразу. В 1797 году торговец шляпами Дж. Гетерингтон появился на лондонской набережной в цилиндре и настолько поразил жителей туманного Альбиона, что был арестован и заплатил штраф в 500 фунтов стерлингов. А это и по теперешним меркам довольно крупная сумма. Общественное неодобрение нового головного убора — цилиндра — длилось 20 лет, а затем он прочно вошел в моду.

Это нововведение положило начало формированию нового облика мужчин — стиль «Денди», которые должны были носить белоснежные рубашки, пользоваться чистыми носовыми платками, надевать различные виды брюк и шейных платков. Стиль «Денди» провозгласил главное правило для модника: «Хочешь быть модно одетым, постарайся, чтобы это не было заметно»; а истинная элегантность заключалась в кажущейся небрежности? которая стоила дорого.

Именно в то время стало модно иметь «своего» портного.

Новая мода для женщин, возникшая в ХIХ веке в салонах Парижа, стала очередным кумиром. Появились особенные женщины. Они обладали образцовым светским изяществом и элегантностью, роскошными формами, бледностью лица и отчаянным блеском в глазах. Они красили волосы в рыжий цвет и носили прическу, напоминавшую львиную гриву. Вдобавок к изысканной внешности их непременными атрибутами стали решительность характера, сила воли, умение обращаться с пистолетом, ловко фехтовать, ездить верхом, курить сигару, быть страстной любовницей, способной вскружить голову. Именно с появлением решительных светских львиц в женскую моду вошли элементы мужской одежды.

Простота и вычурность — как два антипода в моде часто сменяют друг друга.

Вычурность одного из первых в мире кутюрье Готье всегда соперничали с лаконизмом Шанель, которая смогла создать новый стиль, определивший внешний вид современной женщины. Но вечная женственность всегда возрождается. И в начале ХХ века возник стиль, который носит название «Блеск» или «Гламур». Этот стиль актуален и в наши дни, потому что от него веет романтизмом, таинственностью, свойственным женщинам с особым вкусом, который стоит недешево. Представьте себе Незнакомку, воспетую Александром Блоком в Стихах о Прекрасной Даме! Она изящна, молчалива, загадочна, романтична и шикарна. Имена такая мода актуальна и в наши дни.