ОБЩАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ |
ГЛАВНАЯ | ВЕСЬ АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | Пульс | Мозаика | Общество | Культура | КОНТАКТЫ | РЕДАКЦИЯ |
Станислав Сталевский
Российская статуя свободы
7 июня 2005 года около Храма
Христа Спасителя состоялось торжественное открытие памятника императору
Александру II. В этой акции публицисты уже отметили самые разные аспекты —
от текущей политики до религиозных. Но хотелось бы сказать о ней с позиции
обычного человека с улицы, под углом феномена, красиво называемого «гражданским
обществом». Кем является Александр II для
обычного москвича, проходящего-проезжающего мимо громады храма по своим делам,
ведь, в конце концов, именно для таких москвичей и гостей столицы и ставили памятник?
Все помнят по школьным учебникам, что Александр II —
освободитель. Но учебники по истории всё ещё сохраняют в себе марксистский
налёт, поэтому «Великая реформа» представлена как половинчатая, неполная и
вынужденная. Однако учебники — учебниками, но родившимся и воспитывающимся
в СССР и пережившим все волны «перестройки» и становления капитализма хорошо
понятно, что такое «свобода по русски». Понятно, что она никогда не была, да и
не может быть полной и всеобъемлющей, что свобода на этой земле всегда была,
есть и будет только «волей», причём волей, исходящей от воли правителя. А
полнота свободы, без учёта национальных традиций пересаженная на русскую почву,
в состоянии породить лишь бандитизм и терроризм. Поэтому чрезвычайно актуальной
выглядит окончание золотой надписи на памятнике: «Погиб … в результате
террористического акта». Как будто речь идёт о современной Москве, а не о
далёком 1881 годе… Александр II,
наверное, как никто другой из русских императоров, воплотил в себе народную
мечту о «добром царе». Его реформа, разумеется, увязла в извечном русском «как
всегда». Массовое обнищание крестьянства в аграрной стране, люмпенизация
рабочего класса подготовила почву для очередной «русской смуты», как всегда бессмысленной
и беспощадной и приведшей, в конце концов, к новому закрепощёнию, но уже в
рамках сталинского индустриального общества. Но ведь всегда так было в русской
истории — дело «доброго царя» хоронят «злые бояре», а затем приходит
«грозный царь», который и ликвидирует бояр и примкнувших к ним вредителей,
щепки гигантской «рубки».
А дело Александра II не сводилось только к освобождению от крепостничества. Были сделаны весомые шаги по решению национального вопроса, по цивилизации исламских народов Кавказа, по внедрению общественного плюрализма, приведению порядков в армии в соответствии с общепринятыми стандартами, по приобщению к нормам международного права, по реализации свободы совести. И это в условиях нашей абсолютной монархии.
Из близкой к нам советской истории рядом с Александром II, думаю, может встать лишь М.С. Горбачёв. Конечно, масштабы личности у этих фигур разные — первому советскому президенту не было присуще бесстрашие блестяще образованного и искренне верившего в свою духовную миссию императора. Но оба были брошены в исторический водоворот сходного и исконно российского напряжения. С ними обоими в народном сознании связана воля. И крушение имперского величия, ведь убийство царя-освободителя, осуществлённого, кстати, детьми бывших крепостных, открыло дорогу революционному движению, похоронившему прежнюю Россию. Оценка масштабов горбачёвской перестройки ещё впереди. Но установка памятника Александру II — свидетельство о том, что Россия остаётся страной не только грозных, но и добрых царей.