ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" |
|||||||||||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | ВЕСЬ АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 10 (88) 2006 г. | ПУЛЬС | ГИПОТЕЗЫ | ОБЩЕСТВО | TV | ЛИЦА | ИСТОЧНИКИ | ИСТОРИЯ | ПАРАДОКСЫ | СЛОВО | ВЕРНИСАЖИ |
|
Copyright © 2006 Ежемесячник "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" - Корпоративный член Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР) |
Сергей Фомин
РЕЙТИНГОВАЯ БАРЩИНА И МОРАЛЬНЫЙ ОБРОК
Сейчас на нашем телевидении криминальная тематика занимает, пожалуй, половину эфира. Герои множества сериалов – люди если не из криминального мира, то обязательно с ним соприкасающиеся. Лидером (и не только в показе криминальных сериалов, но и в документальных программах, где сложился уже определенный стереотип в раскрытии темы, задаваемый программами продюсера Ефима Гамбурга) стал здесь канал НТВ. Но без нравов «зоны» не обходятся и другие члены большой «тройки».
Действительно ли этого требует рядовой зритель, обиходу которого не чужда «уголовная романтика» или тут работает негласная, быть может, установка на то, что героем нашего времени являются и являлись разнообразные «братки». А, может быть, так в нашем телевизионном сегодня трансформировался классический жанр «приключения», часто связанный с образом «благородного разбойника», осуществляющего свое правосудие вне рамок писаного закрна?
Думаю, криминальная тема, тема торжества любого насилия, объективно вытекает из самой структуры современного отечественного телевидения. Тоталитарность современного телеэкрана неизбежно связана с преобладанием права силы над правом личности, чем и характерны нравы криминальных сообществ. Теперешнее телевидение не сотрудничает со зрителем, а старается завоевать его любыми способами.
Напрашивается вывод: не является ли современное телевидение во всей системе его воздействия формой насилия над общественным сознанием?
Дело тут даже не столько в засилии криминала. Не являются ли пресловутые «кривые зеркала» насилием над хорошим вкусом, а ток-шоу ни о чем – насилием над здравым смыслом? Все это - явления одного порядка, происходящие от того, что современное ТВ изначально относится к своему зрителю не как к свободному человеку, а как к «крепостному», отбывающему перед телеэкраном некую «рейтинговую барщину», приносящую доход телевизионному барину.
Начало нового сезона всегда воспринимается с надеждой на то, что в телевизионном пейзаже что-то изменится и зритель, наконец, перестанет чувствовать себя перед телеэкраном только «пиплом хавающим». Но премьеры больших каналов показывают, что пока они остаются все в том же круге тем. В этом отношении характерны две «симметричные» новинки «Первого» и «России» - «Звезды на льду» и «Танцы на льду» - и там и там все те же телеперсонажи, которые должны, по замыслу создателей, предаваться фигурному катанию. В результате очевидно, что получается странноватая пародия на то, что мы можем видеть на канале «Спорт».
Телевидение по большей части замкнулось в круге отработанных уже тем и приемов, переживая содержательный и творческий кризис. И вывести из него может только качественный рост тех, кто делает телевидение, а не тех, кто им руководит.
Профессиональное сообщество готово к решению этих вопросов. Глядя, например, на опубликованную на прошлой неделе программу Девятого Евразийского Телефорума, который пройдет в Москве с 1 по 5 ноября, можно увидеть, что его участники смогут обсудить множество современных проблем, которые во многом общие у тех, кто делает телевидение и в России, и в других странах. Тема Международного конгресса на этот раз заявлена как «Электронные СМИ Евразии – эфирное мировоззрение XXI века». Среди прочих вопросов его участники обсудят и тему социальной ответственности ТВ.