ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" |
ГЛАВНАЯ | ВЕСЬ АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 11 (78) 2005 г. | ПУЛЬС | ОБЩЕСТВО | ИСТОРИЯ | СЛОВО | ПАМЯТЬ | ГОЛОСА | КНИГИ | БИБЛИО- ГРАФИЯ | СОВРЕМЕН- НИКИ |
Леонид Кацис
ВАСИЛИЙ РОЗАНОВ СЕГОДНЯ
Среди важнейших издательских проектов, которые начались сразу же после перестройки, пожалуй, только собрание сочинений В.В. Розанова, выпускаемое издательством «Республика» (бывшим, что характерно, «Политиздатом»), сохраняет свой темп выпуска (2-3 тома в год). Разумеется, мы помним и о собрании сочинений Ивана Ильина, выходящем в «Русской книге», однако там ситуация и с сохранностью архива, и с подготовкой текстов куда проще, чем в нашем случае. Собрание сочинений о. Павла Флоренского, издаваемого «Мыслью», остается все еще семейным делом, к которому не допускают чужих. То же самое касается и многочисленных пока еще не собранных воедино томов А.Ф. Лосева - тем более, что разные издательства печатают и обещают все новые и новые его тексты, а судьба ключевого текста «Дополнений к «Диалектике мифа»» по-разному в разных местах излагается А.А. Тахо-Годи, обещающей нам все новые дополнения… С кончиной А.А. Носова все более туманной видится и судьба на сей раз академического собрания сочинений В.С. Соловьева. Согласитесь, что на таком фоне собрание сочинений Розанова, перевалившее уже за 20 томов, заслуживает специального внимания.
Напомним, что выход первого розановского тома в далеком 1994 году вызвал
Василий Розанов. 1910-е годы |
критические отклики в печати, связанные и с сомнительностью текстологии, и с достаточно вольным обращением составителя А.Н. Николюкина к составу розановских книг. Последующие тома издания представляли собой причудливую мозаику из книг Розанова разных периодов, сборников статей, не собранных автором в книги, публикаций архивных рукописей, включая подготовленные, но не изданные Розановым и т.д. Составитель А.Н. Николюкин в специальных текстологических изданиях характеризовал свое издание как «научное», в отличие от «академического», то есть оставлял за собой право на неполноту, облегченные текстологические решения и т.п. Подобные текстологические воззрения отчасти восходят к тому этапу советской науки, когда о публикации полного корпуса текстов даже Ленина и Горького говорить было трудно. Николишин стремился создать собственный образ философа и публициста. Поэтому, например, при издании полного корпуса текстов книги «Из восточных мотивов» или «Возрождающийся Египет», как она теперь называется в соответствии с авторской волей, сознательно опустили египетские рисунки, долженствующие иллюстрировать розановский текст, которые имели слишком фаллоцентрический характер. Тогда я назвал эту «деятельность» «кастраторским комплексом публикаторов» и к антисемитскому «Обонятельному и осязательному отношению евреев к крови» 1913 года добавлялись нейтральные тексты о «Песни песней» Соломона и т.д.
Тем радостнее те изменения, которые начались в розановском собрании, начиная с 2003 года, когда составители приступили к хронологическому изданию статей Розанова, пока что начиная с 1906 года.
Василий Розанов с дочерью Татьяной. 1910-е годы |
Разумеется, на сегодняшние книги не может не влиять волюнтаризм составления первых томов. Поэтому в каждой из последующих книг мы находим длинные списки статей Розанова за соответствующие годы; эти статьи уже вошли в предыдущие тома. В ряде случаев они включались в них лишь по тематическому признаку, например, «Среди художников» или «О писателях и писательстве».
После того, как начали выходить хронологические тома, образ Розанова начал претерпевать существенные изменения. Прежде всего перед нами предстал не просто автор замечательных «импрессионистических» афоризмов типа «Уединенного» и «Опавших листьев», а мыслитель, каждый день заполнявший страницы газет и журналов актуальными текстами, передовицами, некрологами, обзорами и т.п., предстал человек, создававший свою «Листву» на протяжении как минимум десятилетия. Теперь у «Листвы», как называл свой новый жанр сам Розанов, появляется адекватный подтекст и контекст. Кстати, «Листва» в ее полном виде издается теперь, начиная со «Смертного» и «Уединенного», которых пока нет в собрании, В. Г. Сукачем в издательстве «Русский путь». Будем надеяться, что начинанию уготована столь же успешная издательская судьба, как и собранию сочинений.
Теперь на томах «республиканского» собрания написано, что библиография статей проверена лично В.Г. Сукачем. Учитывая его квалификацию, нет сомнений, что изданию это пойдет только на пользу.
Лист гранок «Опавших листьев» с правкой Василия Розанова |
И не только изданию. Прежде всего это пойдет на пользу нашему пониманию Розанова. Когда-то, много лет назад, мне пришлось начать знакомство с Розановым как раз с «Уединенного», изданного в советское время в Германии, наверное, для славистов. И, не скроем, особого впечатления оно не произвело. А вот следующей розановской книгой, которую захотелось прочесть после книги А.Д. Синявского об «Опавших листьях», оказался толстенный «Семейный вопрос в России» 1903 года. Стало ясно, что без этой книги, трудной и вязкой, Розанова не увидеть. И очень интересно, что этот том, обещанный издателями уже несколько лет тому назад, наконец вышел в собрании. Появление этого тома ставит перед знатоками русской философии принципиально важную задачу пересмотра самого типа розановского философствования. Включение трудного раннего Розанова в обиход актуального читательского внимания демонстрирует нам не философа-импрессиониста, а последовательного, пусть и парадоксального, диалектичного философа-мониста.
Если же мы вспомним, что ранние книги «Листвы» заканчивались по модели библейской «Симфонии» алфавитными указателями изречений, то завершение этого специфического жанра в 1918 году. «Апокалипсисом нашего времени» снова даст нам возможность увидеть очередной сквозной сюжет творчества Розанова.
Нет сомнения, что подобные размышления еще не раз придут в голову тем, кто будет пристально следить за развитием «республиканского» собрания сочинений. Ведь наряду с хронологически очередным томом розановских статей 1912 года. «Признаки времени» издатели обещают нам том «Природа и история», составленный П.П. Перцовым и вышедший в свет в далеком 1899 году, то есть за четыре года до «Семейного вопроса в России». Конечно, было бы лучше, если бы собрание сочинений Розанова придерживалось какого-то одного издательского и текстологического принципа. Однако едва ли кто-то в ближайшее время предпримет столь же грандиозный проект. Поэтому пусть и ломанный-переломанный, пусть и текстологически разноперый, но все же снабженный алфавитным указателем к томам Розанов станет в итоге максимально возможно полным.