ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" |
ГЛАВНАЯ | ВЕСЬ АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 11 (78) 2005 г. | ПУЛЬС | ОБЩЕСТВО | ИСТОРИЯ | СЛОВО | ПАМЯТЬ | ГОЛОСА | КНИГИ | БИБЛИО- ГРАФИЯ | СОВРЕМЕН- НИКИ |
Беседу вел Игорь Дудинский. Нехороших квартир не бывает
Владимир Потресов. Набег на «Грозного»
Беседу вел Игорь Дудинский
Юрий Николаевич Александров – известный ученый, автор 20 книг и более сотни статей по истории, архитектуре, топонимике Москвы. Он ушел на фронт добровольцем со студенческой скамьи и прошел свой солдатский путь до конца, демобилизовавшись в 1946 году. Сейчас Юрий Александрович подготовил к печати книгу своих воспоминаний «Ворошиловский призыв. Записки солдата» (фрагмент из нее мы опубликовали в №5 нашей газеты за 2005 год). Но главным делом его жизни по-прежнему остается Москва, ее архитектурный облик, памятники истории, музеи.
- Когда-то столичных школьников водили на экскурсии в музеи-квартиры писателей, художников, музыкантов, ученых, политических деятелей. К сожалению, сегодня хорошая традиция приказала долго жить. Почему?
- Видимо, во многом из-за того, что в культурном хозяйстве города царит неразбериха. Увы, точного числа действующих в Москве мемориальных музеев не знает никто. Специалисты называют разные цифры. От 50 до 100. Общей статистики не существует. Любой читатель может проделать такой эксперимент. Возьмите самый подробный телефонный справочник и обзвоните все мемориальные музеи. Уверен, что во многих вам скажут, что «мы временно не работаем». Каждая квартира находится в ведении того или иного министерства, научного учреждения, центрального музея, а то и просто частного лица. Кроме того, существуют так называемые внутриведомственные музеи, куда посторонних не пускают. Например, в Министерстве обороны есть закрытый кабинет маршала Жукова. В него водят только важных гостей города, а простые граждане о его существовании даже не подозревают. Хотя наверняка нашлось бы много желающих побывать в памятном месте. Ждет разочарование и тех, кто захочет посетить легендарную квартиру Луначарского в Денежном переулке, полюбоваться на изысканную коллекцию предметов искусства, собранную самым образованным и утонченным наркомом просвещения (по-нашему, министром культуры) России. Оказывается, дом продан какому-то олигарху, так что доступ на верхние два этажа, где находится мемориальная квартира, затруднен. Кроме того, в самой квартире расположен рукописный отдел Государственного литературного музея. Да и его несколько лет назад затопило, и туда «временно» не пускают. Интересно, какова судьба украшавшего интерьер бесценного мебельного гарнитура в стиле жакоб? Или так в свое время поразивших меня фарфоровых шахмат, отлитых по эскизу выдающегося скульптора 20-х годов Натальей Данько специально для Анатолия Васильевича? Помнится, пешки были сделаны в виде разрывающих цепи рабов, королевы держали над головой серпы, а короли – молоты. Кстати, в принадлежащей тому же Литмузею бывшей квартире Демьяна Бедного тоже нет никакой экспозиции. Там расположен книжный фонд. Помнится, когда-то можно было, придя в мемориальную квартиру великого Гольденвейзера, расположиться в кресле музыканта и углубиться в чтение любой из книг его обширнейшей и уникальной библиотеки. Сегодня такое, конечно, трудно себе представить. Подчас потенциальному посетителю невозможно получить информацию о том или ином музее-квартире. В телефонных справочниках о многих из них вообще нет никаких сведений. Существуют ли в столице музеи-квартиры Гиляровского, Телешова, Павла Корина, узнать неоткуда. Даже в Интернете о них нет никаких сведений. Теоретически они существуют, и многие научные работники, специалисты, историки, москвоведы не раз там бывали. Однако рядовому посетителю попасть туда невозможно.
- Что мешает?
- Самые разные причины. Например, в квартире Гиляровского, где хранится значительная часть литературного архива писателя, проживает его дальняя родственница, очень пожилой человек. Она там прописана и никуда переезжать не хочет. Само собой, принимать потоки посетителей для нее не по силам. В музее-мастерской художника Корина подолгу не могут найти смотрителя. Никто не идет на маленькую зарплату. Поэтому ее двери большую часть времени закрыты. То же самое происходит и с квартирой художника Андрея Васнецова.
- Может ли частное лицо открыть музей-квартиру своего умершего знаменитого родственника?
- В принципе закон не возражает. Если человек считает, что ему в наследство досталась ценная музейная коллекция, куда входят предметы быта и произведения искусства, то он должен подать заявление в Министерство культуры и получить лицензию на проведение музейно-выставочной работы. Но ждать придется долго, несколько лет. Сначала создадут экспертную комиссию, которая определит, имеют ли находящиеся в квартире вещи культурное значение, какой вклад внес их бывший владелец в историю страны. Кроме того, многое будет зависеть от ваших условий - ведь они могут и не устроить комиссию. Например, вы предлагаете передать квартиру вместе с ее содержимым государству, а вам предоставляют новую жилплощадь. Пока ни один такой вариант не прошел. Или же к вашей инициативе подключаются многочисленные родственники, которые гробят идею в зародыше. Характерный случай произошел в Питере со вдовой Марка Бернеса. Ее сын отсудил в свою собственность комнату, где она решила было устроить мемориальный музей. А наследники архитектора Мельникова, брат и сестра, никак не могут поделить доставшийся им чудо-дом, шедевр архитектуры, который самой судьбой предназначен для того, чтобы стать одним из ведущих столичных архитектурных музеев. Уже состоялось бесчисленное множество судов, которые так ничем и не кончились. А тем временем гениальное творение необратимо разрушается. Из-за бюрократических препон не удалось довести до конца создание мемориальных музеев Романа Кармена, Михаила Ромма, Константина Симонова, десятков других достойных деятелей культуры и науки. А проблемы с жильцами? Вряд ли соседи обрадуются, что у них на лестничной площадке гостеприимно распахнет двери музей, и в подъезд будут заходить толпы посторонних. Например, хозяева музея-мастерской Налбандяна поступают так. Экскурсовод собирает группу внизу, у подъезда, предупреждает, чтобы вели себя тихо, и потом поднимается с группой по лестнице. А самое главное в том, что содержать музей с финансовой точки зрения очень накладно. Когда квартиру переводят из жилого фонда в нежилой, оплата всех коммунальных услуг возрастает в четыре раза. Прибавьте сюда расходы на смотрителей, экскурсоводов, уборщиц. Так что бизнеса не сделаешь. Впрочем, богатые предприниматели, пользуясь неразберихой в законодательстве, то и дело обращаются к хозяевам музеев-квартир в центре Москвы с предложениями приобрести их в частную собственность. Потенциальные владельцы не скрывают, что могли бы использовать памятник культуры с максимальной эффективностью. Например, открыть в нем что-то вроде ночного клуба для богатых с просветительским уклоном. Днем пускать всех желающих, а по вечерам играть в знаменитых интерьерах, отмечать памятные события или устраивать презентации. Говорят, что такая практика уже получила распространение. За энную сумму можно договориться о проведении в их стенах вечеринки даже с администрацией известных государственных музеев.
- Есть ли положительные примеры, когда наследникам все же удалось увековечить память о своих знаменитых родственниках?
- Например, актриса Мария Владимировна Миронова, потеряв мужа и сына, при жизни завещала свою квартиру в Малом Власьевском переулке Музею театрального искусства имени Бахрушина. А вот Галина Сергеевна Уланова не оставила завещания на свою четырехкомнатную квартиру в высотке на Котельнической набережной. И хотя наследников у нее не было, нашлись энтузиасты, которые спустя два года после смерти великой балерины сделали его филиалом того же Бахрушинского музея.
- Как вы относитесь к тому, что квартиры, связанные с большевистскими деятелями, закрыли?
- Нет больше кабинета Калинина, квартиры Крупской, где в советские времена устраивались новогодние утренники для школьников, музея-квартиры Ленина в Кремле. Неизвестно, существует ли мемориальная мастерская художника Пчелина – автора знаменитых в свое время полотен «Покушение Каплан на Ленина» и «Передача семьи Романовых Уралсовету». Одна из хранящихся в мастерской картин изображает рабочего парня, разрубающего топором икону. Во всяком случае к телефону там сейчас никто не подходит, хотя до недавнего времени музей работал. Политические тенденции берут свое, но ведь квартиры — неповторимые носители бытийной информации. В большинстве из них нет каких-то сверхценных шедевров, а только атмосфера, связанная с частной, приватной жизнью людей той или иной эпохи, представителей определенной культурной прослойки. Такие места дороги своей атмосферой, в которую мы имеем возможность погрузиться. Вон у Рериха или Булгакова квартиры почти пустые, там по большому счету вообще ничего «подлинного» нет. Но сами имена стали стимулом, ради которого туда приходят люди, причем только для того, чтобы приобщиться к ауре своего кумира. Поэтому для историка «нехороших» квартир не бывает.
- Происходят ли в мемориальных квартирах известных людей какие-то аномальные явления? Не бродят ли по ночам их тени?
- Ни о чем подобном я, конечно, не слышал. Но вполне мистическая история связана с музеем-квартирой композитора Скрябина. Как известно, она не была его собственностью. Он ее снимал, каждый раз заключая договор на год вперед. Но в 1914 году Александр Николаевич предложил домовладельцу заключить договор не как обычно до 31 декабря 1915 года, а только до мая. На недоуменный вопрос хозяина он ответил, что некий голос свыше подсказывает ему, что именно так надо поступить. И действительно, 27 апреля 1915 года великий музыкант скончался.
- Для вас, как для знатока московской старины, не секрет, что исторический облик столицы безвозвратно уничтожается. Сегодня возобладала та точка зрения, что сохранять памятники архитектуры выгоднее всего путем их полного разрушения с последующим созданием макетов, муляжей и в конечном счете потемкинских деревень.
- Любое здание, от которого хоть что-то осталось, можно восстановить. Правда, потом главное - не позволить арендаторам довести его до аварийного состояния. Что же касается нехватки денег в стране, то всегда необходимо помнить, что культурное наследие, к сожалению, такая вещь, которая не восполняется. Его потеря необратима. Допустим, если у вас нет денег сегодня, то завтра вы их можете заработать. Но если мы утрачиваем культурное наследие, его уже восстановить невозможно, на то оно и наследство. Оно или есть, или его нет. Все, что не оно, - уже неподлинное. Сейчас на наших глазах повсеместно сносятся старинные здания, а на их месте строятся их копии. Которые, кстати, тоже стоят огромных денег. Никому ведь не придет в голову, скажем, взять какую-нибудь картину великого художника и вместо реставрации все смыть и написать заново красивую и блестящую. Понятно, что тогда картина потеряет в рыночной стоимости, она просто превратится в копию, цена ее - грош. Абсолютно то же самое относится к памятникам архитектуры, с которыми делают, что хотят. Я бы посоветовал читателям посмотреть дом №23 на Большой Полянке и сравнить его с иллюстрацией в книге «Памятники архитектуры Москвы», том 4-й «Замоскворечье». Вы легко убедитесь, что восстановленный вариант не имеет ничего общего с первоначальным обликом памятника. И такое происходит сплошь и рядом.
- Все ли из памятников заслуживают сохранения любой ценой?
- К сожалению, подавляющее большинство снесенных за последнее время построек официально числились памятниками архитектуры. Сейчас много рассуждают о том, что у страны нет денег, чтобы их сохранять, поэтому выгоднее их сносить и на их месте строить их копии. Но ведь после войны мы были гораздо беднее, и вся страна лежала в руинах. Вспомним наши города, тот же Новгород. Фантастика, но к 1960 году все новгородские памятники восстановили. А ведь мы тогда были нищими, гораздо беднее, чем сегодня. Но было желание народа, власти. И в нищей, разоренной стране нашлись средства, деньги, ресурсы, чтобы восстановить разрушенное.
- Когда во время сербо-хорватской войны обстреливали Дубровник, у сербского генерала спросили: как можно разрушать красивый старый город? Он сказал: ничего, мы построим новый, который будет еще красивее.
- Дело в том, что в Москве в последние годы стремительно растет количество жителей, проживающих на ее территории. И вновь прибывшим подчас совершенно безразлично, старые или новые дома преобладают в городе. Им даже больше нравится, когда все свежее, яркое, красивое. Да и многие люди, которые лет 20 назад уехали из России, сейчас возвращаются в Москву, и им тоже нравится новый облик российской столицы. Хотя на самом деле раньше Москва привлекала туристов всего мира именно своими историческими и архитектурными памятниками. Я все же думаю, что если все останется как есть, наш город в конце концов перестанет быть центром мирового туризма, потому что западным людям смотреть на евроремонт и на бетонные стены новых московских особняков, которые не имеют ни исторической, ни художественной ценности, неинтересно. В результате Москва будет нести большие убытки, потому что туристы начнут ездить туда, где действительно историческая застройка и много архитектурных памятников.
Владимир Потресов
120 лет назад 2 апреля 1885 года обер-полицмейстер Москвы прислал Третьякову секретное предписание: «Поскольку вышеупомянутая картина приобретена Вами для картинной галереи, имею честь покорнейше просить вас не выставлять ее в помещениях, доступных публике».
Речь в предписании шла о картине «Иван Грозный убивает своего сына Ивана 16 ноября 1581 года» - полотне, которое считается одним из самых таинственных произведений великого живописца. Репин признавался, что на ранней стадии работы над картиной с ним стало твориться что-то неладное. Он поворачивал холст лицом к стене, жаловался, что образ, им написанный, вызывал у него страх.
Возможно, исследуя мании и фобии Ивана Грозного по его биографии, чувствительный художник близко принимал к сердцу то, что изображал.
Так или иначе, в 1885 году картина была готова, и ее решила приобрести Третьяковская галерея. В России главными искусствоведами часто выступают чиновники. Многим из них, в частности, Победоносцеву, показалась ненужной тема царя-убийцы, тем более, что напрашивалась параллель с более ранней работой Репина - портретом Каракозова. Получалось, что художник от портрета потенциального цареубийцы, перешел к изображению царя в качестве убийцы. Многих раздражала темя крови.
Четыре месяца музей отстаивал право представлять картину, а когда она появилась в зале, вокруг нее стало твориться неладное: в галерею зачастили члены террористических организаций. Стоя возле картины, они произносили слова клятвы: «бороться с ненавистной монархией до последней капли крови».
16 января 1913 года хранитель Третьяковки Николай Мудрогель видел, как незадолго до закрытия музея молодой человек быстрым шагом прошел вверх по лестнице, а затем раздался резкий звук. Хранители бросились наверх и увидели, что на картине зияют три страшных пореза. Молодой иконописец Абрам Балашов изрезал холст ножом!
Преступника задержали. На допросе он твердил одну и ту же фразу: «Довольно крови!» Его признали душевнобольным и два месяца лечили в психиатрической лечебнице.
Но неприятности продолжались. Не выдержав эмоционального потрясения, слег, а спустя несколько дней бросился в Сокольниках под поезд главный хранитель музея художник Хруслов.
Грабарь сразу пригласил в Москву Репина, который на восстановленном холсте переписал маслом лицо Грозного и царевича. Однако, высохнув, новый красочный слой стал резко контрастировать с цветовой гаммой полотна. Тогда Грабарь смыл новейшую запись и восстановил картину акварелью…
Читая о тех давних событиях, я не раз встречал в них фамилию своего деда, известного тогда в Москве публициста, соредактора «Русского слова», театрального и литературного критика, официального обозревателя Московского художественного театра Сергея Яблоновского (Сергея Викторовича Потресова, 1870 – 1953). В частности, сообщалось: «В честь «воскрешения» репинского полотна в московском ресторане «Прага» состоялся торжественный вечер. В адрес художника было сказано много теплых слов. Критик Сергей Яблоновский, возглавивший кампанию по сбору отзывов о картине, даже приснился Илье Ефимовичу. Репин преодолел душевную трагедию и стал свидетелем воскрешения собственного шедевра».
И вот недавно, разбирая архив деда, я наткнулся на одну рукопись, написанную им в Париже, в 30-е годы ХХ века для журнала «Иллюстрированная Россия», которая помимо того, что проливает свет на историю с «ранением» известного полотна, рассказывает еще об одной замечательной ипостаси великого живописца.
«Проедаем Репина»…
По поводу одной реликвии
На стене висел надписанный им большой портрет Толстого.
Три глубоких ящика письменного стола в Москве были полны самым ценным, что у меня было: письмами известных людей, с которыми в течение долгой жизни журналиста мне приходилось встречаться. Писатели, ученые, артисты, художники, общественные деятели. Чьих писем тут не было! Начиная с писем стариков Майкова и Полонского...
Лежали в одном из ящиков и письма Ильи Ефимовича Репина.
На больших листах бумаги, обыкновенно на нескольких, написанные крупным, ровным, четким почерком, всегда порывистые, полные напряженности, восторга или возмущения.
Многих тем и событий касался в них Илья Ефимович, но особенно памятно мне одно письмо, огромное, листах на четырех – пяти. В нем Репин почти в экстазе сообщал о своей великой мечте – организовать в родном ему Чугуеве совершенно небывалое учреждение, которое совмещало бы в себе и Академию Художеств, и мастерские по разного рода прикладным искусствам, где обучали бы и ремеслам.
И все главным образом – для крестьянских детей.
Этот художественный университет должен был называться «Деловым двором».
Говорят, что хорошие плоды могут получаться только из хороших семян. Здесь же в основе репинской мечты было семя вряд ли очень хорошее.
Юношеские годы великого художника протекали в Чугуеве, городишке Харьковской губернии, созданным «фрунтовым солдатом» Аракчеевым в качестве военного поселения. Домишки поселка выстроились в ряды, как солдаты в строю, все одной величины, одного вида, одного цвета. Жизнь в поселке была вся установлена по расписанию. Души людей, живущих в Чугуеве, были так же отмерены и размерены, как все детали военного обмундирования. И был устроен Аракчеевым в Чугуеве «Деловой двор» - ряд всевозможных мастерских.
Несомненно, аракчеевская муштра мертвила здоровое само по себе начинание, но талантливый мальчик, впервые соприкоснувшийся там с искусством, сохранил в своей памяти хорошее и не заметил дурного, не обратил на него внимания. Так всегда бывает у благородных, а потому и благодарных натур.
«Не помня зла, за благо воздадим».
И старик-художник, родившийся через десять лет после смерти фаворита двух царей, мечтал в милом ему, приросшем к его сердцу Чугуеве возродить мастерские. Возродить под тем же самым именем «Делового двора».
Но прежнему «Двору» в Вольтеры дан был фельдфебель, а в новом репинском, все должно было основываться на началах свободы, самодеятельности, артельности. Илья Ефимович подробнейшим образом описывал, как все может быть устроено. Попутно он заботился и о самом городе. Я боюсь ошибиться, но помнится, что он говорил о недостатке в Чугуеве хорошей питьевой воды и о необходимости устройства артезианского колодца.
Сын народа, Репин мечтал о том, как Ваньки, Гришки, Илюшки поднимутся благодаря «Деловому двору» из низов на те вершины, на которых пребывают Репины, Шаляпины, Горькие (в то время Горький казался пребывающим на вершинах и стоял «перед отчизною» в светлом ореоле).
Вот он, настоящий, светлый демократизм, пропитанный любовью к народу, а не к одному его классу, чуждый всякой злобы, творящий, а не разрушающий, отдающий, а не берущий.
Насколько я понимаю, Репину очень хотелось, чтобы его семидесятилетний юбилей — он как раз к нему приближался — был ознаменован организацией «Делового двора». Он, разумеется, отдал бы этому делу все, что мог, но его единоличных усилий было слишком мало. Мы не сумели поддержать его идеи, не сумели найти горячего отклика в широких кругах, а, может быть, эта мечта и не могла быть выполнена так, как хотел великий энтузиаст.
* * *
Были у меня от Репина не только письма. Висел в моем кабинете и бросался в глаза каждому, кто первый раз в него входил, репинский этюд к картине «Грозный и сын».
Большая, широко, красочно, ярко сделанная акварель. Некоторые художники находили, что лицо умирающего царевича на этюде сделано сильнее, чем на картине, выражение сложнее и трогательнее. Когда разразилась война, в Москве, между прочим, устраивались в пользу раненых выставки картин, взятых из разных коллекций. У меня всегда просили моего Грозного.
Я уже имел нескромность рассказать в свое время в печати, как и почему Илья Ефимович одарил меня сокровищем. Повторю очень кратко, чтобы понятно было остальное.
Когда какой-то маньяк изрезал в Третьяковской галерее знаменитое репинское полотно, нашлось несколько «бурлюков» и писателей, которые устроили в Политехническом музее беседу, на которой позорили картину и доказывали, что так с нею и нужно было поступить. Имели смелость пригласить на свой вечер Илью Ефимовича и убеждали его самого в его никчемности.
Я ответил статьей в «Русском слове», и статья вызвала совершенно необыкновенный отклик: со всех сторон России и из заграницы я получил несколько сот писем. Пролился ливень негодования против «бурлюков» и горячего сочувствия художнику. Я собрал все письма (кажется, их было 436), и когда Репин снова приехал в Москву посмотреть на свое выздоровевшее детище, организовал чествование, пригласив на него крупнейших представителей искусства… науки.
Я поднес ему письма и адрес, который был пущен по Москве во многих экземплярах и вернулся, покрытый великим множеством подписей.
Репин воспринял чествование со свойственным только ему одному энтузиазмом и сказал, что недавно видел сон, где он представляет себе происшедшее тогда с ним почти как то, что изображено на его картине: бессмысленным, незнакомым... «Как будто я ранен в висок. Кровь льется, я вижу уже большую лужу на полу, яркой широкой струей заливает мне грудь, взгляд мой затуманен, но я ясно вижу человека, ощущаю на своем виске мягкую… руку, она с ласковой осторожностью останавливает мою кровь и с любовью прижимает мою пораненную насмерть голову. И это был С. В. Я-ский».
Дальше Репин рассказывает о письмах, которые действительно были поразительны тем, что их писали и рабочие, и великие князья, и люди искусства, и рядовые люди.
«И С. В. тщательно собрал весь драгоценный матерьял, положил его в резной, старинной художественной работы ларец и преподнес мне. И всякий раз, когда я приближаюсь к этому ларцу, я ощущаю ласковую руку на моем виске»...
Это письмо Репин писал через одиннадцать лет после набега на «Грозного». Я искренно прошу читателей извинить меня за воспоминания. Я верю, что читатель-друг, не подсиживающий писателя, поймет, что говорится это мною с великим смущением, что хвастать мне нечем, но что нужно показать, каким великолепным увеличительным стеклом была душа Репина, как бесконечно любовно принимала она всякое сделанное ей добро.
И этот конец письма:
«О, как я благодарен С. В-чу! Когда я почувствую приближение смерти, я попрошу моего племянника Илью Репина читать мне вслух «тот драгоценный матерьял»...
И вот он привез мне из Петербурга свой этюд.
Я сказал ему, что, может быть, я должен был бы отказаться от такого великолепного и незаслуженного подарка, но он ответил мне, что от Репина не отказываются.
– Одно могу лишь обещать вам: этот этюд не перейдет от меня к детям; побаловав им себя несколько лет, я передам его туда, где ему надлежит быть: в Третьяковскую галерею.
Я глубоко в это верил.
Разразилась революция. Взяли Россию в плен большевики. Пришлось бежать, оставляя не только дорогие вещи, но и дорогих людей…
И через очень короткое время получил извещение:
— «Проедаем Репина»...
Где, в чьих руках теперь этот драгоценный этюд?...»
Приговоренный заочно к расстрелу ЧК, Сергей Яблоновский, оставив семью, вынужден был покинуть Россию. После обысков, произведенных тогда, не сохранилось и упомянутых в эссе писем. Картины, принадлежавшие деду, были частично реквизированы, а частью проданы бабушкой, чтобы прокормить семью в те жестокие годы. В 1928 году в Париже русская диаспора отмечала 35-летие творческой деятельности Сергея Яблоновского. В числе множества поздравительных посланий получил он и телеграмму от Ильи Репина, которая здесь публикуется впервые.
Яблоновский не раз возвращался к воспоминаниям о Репине (например, «Светлой памяти И.Е. Репина, газета «Руль»), подготовил главу о художнике в своей не вышедшей книге «Карета памяти», над воссозданием которой работает сейчас автор этих строк.