ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

ГЛАВНАЯ ВЕСЬ АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА АВТОРЫ № 11 (89) 2006г. ПУЛЬС МУЗЕИ ТВ ХРОНИКА ГЛУБИНКА СЛОВО ВРЕМЕНА
Информпространство


Copyright © 2006
Ежемесячник "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" - Корпоративный член Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР)

 

Маргарита Лобовская

Боли и радости Петровки

 

Эта старинная московская улица многолика. Она строилась и перестраивалась, и напротив старинного монастыря появлялись дворцовые ансамбли московского дворянства и купечества, а рядом с ними скромные особняки, возведенные после войны 1812 года. Такая вот она, Петровка.

 

Увлекательна ее литературная летопись. В начале улицы частично сохранился дом поэта А.С.Хомякова. В разные времена на Петровке жили А.П. Чехов, В.А. Гиляровский. В частной классической гимназии Ф.И.Клеймана, находившейся по адресу: Петровка, 25, во второй половине 1880-х годов учился будущий поэт В.Я. Брюсов.

В советские времена Петровка будет переживать и разрушение, и обновление. На месте старинной усадьбы XVIII века возвели на Петровке парадные корпуса МУРа.

До войны на линиях Петровского пассажа находился Дирижабльстрой. Здесь проектировали гигантские воздушные шары, с которыми на рубеже 1920-30-х годов были связаны надежды на воздушный транспорт. Умберто Нобиле был главным консультантом конструкторского бюро и чувствовал себя легко и свободно на линиях пассажа. У входа огромного торгового центра в 1921 году вмонтировали барельеф - мускулистую фигуру «Рабочий» скульптора Г. Манизера.

Для москвичей-краеведов название улицы восстанавливает многие достопримечательности. К примеру, торговый дом «Мюр и Мерелиз», возведенный в 1908 году и вызвавший протесты многих современников. Еще бы! Мрачный «шотландский серый замок» построить у стены Малого и напротив Большого театров, возведенных после войны 1812 года. Но известные предприниматели и архитектор Р.И. Клейн пренебрегли мнением городских патриотов, и огромное здание из железа и камня было построено, нарушив ансамбль Театральной площади.

История прошлого века была достаточно милостива к Петровке. Улица не знала основательной реконструкции, и, в отличие от соседней Тверской, не стала парадным проспектом. Петровка прежде всего - торговая, административная улица, всегда была и остается московской улицей. Поднимаясь от Театральной площади вверх, на крутой берег Неглинной, она сохранила кривизну, обилие переулков, уходящих в разные стороны, дворы, которые ведут к соседним Большой Дмитровке и Неглинной.

Она как бы говорит прохожим: смотрите, запоминайте, вся история Москвы живет на Петровке.

Улица никогда не меняла имени, и стоящий на ней Высокопетровский монастырь, появившийся в первой половине XIV века, не знал разрушений в советские времена и сохранил до наших дней живописный ансамбль старинной обители, основанной при Иване Калите его духовным наставником митрополитом Петром. Название монастыря определило имя улицы и отходящих от нее в разные стороны переулков - Петровский, Петровские линии.

Петровка при всей деловитости стала не только торговым, но и музейным районом столицы. В палатах Высокопетровского монастыря находится отдел Государственного литературного музея, экспозиция которого называется: «В чем моя вера...Духовные искания русских писателей». Соприкоснуться с этими духовными исканиями помогают представленные в музее материалы XVII - XX веков. Здесь и драгоценные музейные экспонаты, и мемориальные документы, побуждающие внимательно вчитаться в художественные произведения и публицистику прошлых столетий.

Литературный музей с его многозначной экспозицией как бы «вписывается» в живописный ансамбль Высокопетровского монастыря. Напротив монастыря, в парадной усадьбе XVIII века, отстроенной Матвеем Федоровичем Казаковым для уральского промышленника Михаила Павловича Губина, находится Московский музей современного искусства. В анфиладе парадных залов постоянно обновляются выставки как российских, так и зарубежных художников. Во дворе создатель и хозяин музея Зураб Церетели представляет цикл своих работ и работ других современных художников. Здесь и колоритные фольклорные персонажи, и скульптурная галерея - портреты людей, во многом определивших духовные ценности прошедшего века, - Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Иосифа Бродского, Булата Окуджавы, Андрея Сахарова. У ворот стоит «Дворник» с метлой и смешинкой в глазах. Не только москвичи, но и зарубежные туристы, сразу же обращающие внимание на эту скульптурную работу З.Церетели, узнают Юрия Лужкова и стараются сфотографироваться рядом с «дворником».

В «уличной» экспозиции Музея современного искусства представлен кусочек Парижа. Парижа узнаваемого. Это фрагмент знаменитой Эйфелевой башни. Ее стальная конструкция (высотой 300 метров) возвышается над французской столицей. В конце ХХ века башня, на которую поднимаются потоки туристов, потребовала модернизации и установки лифтов. Винтовую лестницу, связывающую 2-й и 3-й этажи, разобрали по частям и продали. Фрагмент этой лестницы (высотой 4,6 метра) был приобретен учредителем музея и оказался на Петровке, напротив древнего монастыря.

Продолжаем идти по Петровке к центру города. Спускаемся к Столешникову переулку и вновь попадаем в музей. Арка, открывающая вход во двор дома 16, вводит нас в совершенно иной мир. Неожиданно для нас во дворе - колючая проволока, вышка, а на стене старого дома 12 портретов, среди которых мы узнаем Н. И. Вавилова, М.Н. Тухачевского, О.Э. Мандельштама, В. Э. Мейерхольда, П. Флоренского - людей, не знакомых друг с другом, но связанных общей судьбой. Объявленые «врагами народа», они погибли в сталинскую эпоху. Московский Государственный музей истории ГУЛАГа, открытый в 2004 году, представляет эпоху, которая для многих не является забытым прошлым, а тяготеет над жизнью, волнует наших современников. Музейная экспозиция вызывает у многих посетителей пласт воспоминаний о своих родных, о семейных преданиях.

Сильное впечатление вызывает у экскурсантов карта лагерей и спецпоселений, находившихся на территории СССР до 1956 года. Условные значки указывают места - Дмитровлаг, Стройлаг, Соловки, Колыма, Норильск, Колыма, Магадан. И среди многих известных географических названий вдруг неожиданно на территории северного Казахстана появляется «АЛЖИР» - аббревиатура, которая читается: Акмолинский Лагерь Жен Изменников Родины. И тут же представлен полный текст Приказа НКВД № ОО486 1937 года «Об операции по репрессированию жен и детей изменников родины». В документах прочитываются судьбы несчастных женщин. Вот Вера Сергеевна Голубева, преподавательница истории средней московской школы № 71. Она была арестована как жена преступника и 13 лет находилась в лагере, без каких-либо обвинений.

Музей раскрывает имена не только известных людей культуры. науки, прошедших через сталинские лагеря и тюрьмы, но и их современников, вырванных по доносу из обычной жизни и вовлеченных в общий поток многомиллионных жертв сталинских репрессий. Подлинные документы доносят до нас имена обычных людей: токарь московского завода Дмитрий Павлович Кудрявцев за связь с придуманными троцкистами находился в ГУЛАГе 15 лет; раскулаченная и переведенная из родных мест на поселение в Томскую область крестьянская семья Решетниковых…

Трагические годы репрессий отразились на судьбах людей следующих поколений. Представленные в музее документы повествуют о трагедии семьи Булата Окуджавы, отец которого и родные дяди были расстреляны, мать, как жена «врага народа», была осуждена на длительный срок. В Печорском лагере погиб брат известного артиста - Борис Жженов. Сам Георгий Степанович Жженов, народный артист России, более десяти лет провел в заключении.

В экспозиции музея представлены документы - законы, указы. постановления, фотографии. Исторический материал дополняют работы художников, решивших в художественных образах осмыслить и передать свое видение времени и человеческих судеб тех, кто прошел через лагеря и поселения. Картина художника Н.И Гетмана «Реабилитированный» - своеобразная повесть о разрушенной человеческой жизни. Цикл картин народного художника России И.П. Обросова посвящен памяти отца - хирурга Павла Николаевича Обросова, расстрелянного в 1937 году. Экскурсанты всегда задерживаются перед портретами Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Ольги Берггольц, перед картиной «Последние минуты В.Э. Мейерхольда», написанной московским художником И.М. Бройдо.

Сотрудники музея истории ГУЛАГа расширяют экспозицию и проводят экскурсии по окрестным местам. Это - Лубянка, Варсонофьевский переулок: они ассоциируются со зловещими именами нашей недавней истории - Ягоды, Ежова, Абакумова, Берии. На Кузнецком мосту, пересекающем Петровку, дом 24 – приемная НКВД. Множество людей в трагические годы сталинских репрессий шли сюда – с надеждой узнать о судьбах репрессированных родных. В числе этих людей были Анна Ахматова и Марина Цветаева.

Беспокойство за судьбу арестованного сына привело Анну Ахматову из Ленинграда в Москву. Так что ей пришлось выстаивать не только в ленинградских тюремных очередях, но и в московских, совсем неподалеку от Кремля. Вот почему появились в поэме Ахматовой «Реквием» пронзительные строки:

 

Буду я, как стрелецкие женки,

Под кремлевскими башнями выть.

 

Горькие чувства испытывала и Марина Цветаева, когда шла к этой приемной, чтобы узнать о том, что ожидает ее мужа и дочь, арестованных чекистами. Шла, еще надеясь хоть на малейшую долю справедливости. «Я не знаю, в чем обвиняют моего мужа, - писала она в письме, адресованном Л.П. Берии, - но знаю, что ни на какое предательство, двурушничество и вероломство он не способен… Это человек величайшей чистоты, жертвенности и ответственности… Если это донос, т.е. недобросовестно и злонамеренно подобранные материалы, – проверьте доносчика. Если же это ошибка – умоляю, исправьте пока не поздно». Не исправили – расстреляли.

Эпоха, представленная в шести залах музея, волнует, вызывает отличные друг от друга суждения, будоражит, и большинство посетителей оставляет слова благодарности: «Мы очень рады, что музей существует и так трогательно обустроен.... Музей Истории ГУЛАГа нуждается в широкой огласке... Музей способствует очищению души...» - и эти записи постоянно повторяются. Я заметила, что, покидая музей, выходя на улицу, посетители невольно задерживаются перед ним, чтобы немножко отдохнуть, подумать, осмыслить увиденное.

Двадцать первый век врывается на древнюю улицу. Его черты отражаются в архитектуре новой гостиницы «Аврора», в корпусах торгового центра «Берлинский Дом»… И, конечно же, в музеях Петровки – старинной московской улицы, запечатлевшей незабываемые вехи нашей истории.