ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" |
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2010 |
|
Римма Казакова |
Евгений Бень
В жизни все и всегда пора
В начале двухтысячных годов я познакомился с Риммой Федоровной Казаковой. Обратился к ней с предложением напечатать подборку стихов в моей газете «Информпространство». Мы встретились – сразу и навсегда возникла наша дружба. О ней Римма Федоровна сказала на титуле экземпляра книги «Ты меня любишь» (2006), подаренного мне: «Жене – на долгую счастливую дружбу! Римма Казакова. 4.06.2006.»
Большие поэты жаждут слова-отклика, слова-соучастия. Римма Казакова, которая обладала редким даром неистощимой любви к людям и участия в их жизни, неизменно испытывала невероятной силы потребность понимания ее как Человека и Поэта. Тридцать лет назад Анастасия Цветаева написала ей: «Марину Вы не можете не любить как поэта… Кажется мне, Вы русский язык очень чуете. Редкость…».
7 августа 2006 года мы вместе ездили на машине на День памяти столь любимого нами Александра Блока в подмосковное Шахматово. Там, как и ежегодно в этот день, собралось много почитателей Блока. Приехал и Евгений Евтушенко, с которым у Риммы Федоровны была давняя размолвка. И по этому поводу она иной раз переживала. Они «выясняли отношения», оказавшись рядом за столом. Почему-то я плохо помню предмет их эмоционального разговора. Но прекрасно помню, что они к взаимному удовольствию нашли общий язык. Всю достаточно долгую обратную дорогу Римма Федоровна время от времени задумчиво повторяла мне: «Как хорошо, что мы помирились с Женей…»
В нашем общении было и веселье, случались шумные застолья и споры до хрипоты. На ее кухне в квартире на улице Чаянова обитало множество статуэток – целое поселение собачек, лошадок, коров, медведей, свинок… Однажды навеселе я сказал Римме Федоровне, что одна из ее элегантных лошадок напоминает мне мою знакомую и ей незнакомую даму. Римма Федоровна почему-то шутейно рассердилась и запустила в меня той лошадкой, велев забрать ее себе. Так она переселилась на книжную полку рядом с моим письменным столом, где «проживает» до сих пор.
Когда я опубликовал в газете «Информпространство» (2006, №8, стр. 1) миниэссе о сборнике ее стихов «Ты меня любишь», Римма Федоровна тут же откликнулась: «Вы – первый, кто так по-настоящему понял мои стихи. Спасибо». Во время наших посиделок на ее кухне она время от времени вспоминала ту рецензию.
Возможно, воспоминания Риммы Казаковой о войне («Информпространство», 2008, №5, стр. 2-3) стали ее последней прижизненной публикацией в периодике.
Римма Федоровна была настоящим другом. Через неделю после того, как в октябре 2005 года я проводил в последний путь маму, она пригласила меня к себе домой, полдня выслушивала про мою беду и откликалась душевной теплотой и добрым словом. Теперь на Ваганьковском кладбище она упокоена в полутора минутах ходьбы от могил моих родных.
Она мыслила себя человеком русского слова и русской культуры. При этом любила свои корни: и русские, и еврейские. С пониманием относилась к религиозным устремлениям других – не раз просила, чтобы я принес ей в дом мезузу.
В последние месяцы Римма Федоровна часто жаловалась на самочувствие, но силой неистощимой жизненной энергии преодолевала болезни и была полна бесконечных идей и планов. Примерно за неделю до своего внезапного ухода Римма Федоровна позвонила из санатория в подмосковном Перхушково. «Вы можете написать о моей новой книжке «Пора…»? Напишите поскорее, лучше вас вряд ли кто о ней скажет…» Я немного удивился, потому что эта книга вышла, по крайней мере, не вчера или позавчера, а некоторое время назад, и ответил, что этому ее предложению признателен особенно.
В предпоследний день жизни Риммы Казаковой я позвонил ей в санаторий сообщить, что «Пора…» уже лежит у меня дома на письменном столе. И вдруг почему-то сказал: «Александр Блок в агонии перед смертью кричал – «Пора колоть мебель!» Римма Федоровна как-то очень внимательно выслушала эту ремарку: «Мое «Пора…» очень многозначно. В жизни все и всегда пора – и родиться, и жить, и умирать. Все под знаком «Пора…»
Поэта Риммы Казаковой не стало на следующий день – 19 мая 2008 года. Она ушла из жизни мгновенно. Дай Б-г, не почувствовала боли.
Элина Сухова
Совещаниям молодых писателей 10 лет
Да, уже десять… Казалось бы, совсем недавно Римма Федоровна Казакова организовывала первое совещание… Выбирала талантливую молодежь, искала среди знакомых и не слишком знакомых тех, кто оказался в поле зрения. Многие из ребят, прошедших эту школу за последние годы, состоялись как литераторы, многие – больше не пишут. Что ж, каждому свой путь. Но один результат эти «Переделкинские встречи», безусловно, принесли каждому их участнику – они дали ориентир. Даже не столько техническую, как моральную «планку», к которой надо стремиться в жизни.
Риммы Федоровны нет с нами, Переделкино, увы, стало жестоко к творческим личностям – коммерческая составляющая преобладает ныне в этом бывшем писательском гнезде. И вывезти человек 20 на неделю за город, чтобы проводить мастер-классы там, в месте, где до сих пор бродит дух Пастернака, где растет Волшебное дерево Чуковского, где гуляли по аллеям, творили почти все великие писатели советской эпохи, стало не по деньгам. Но дело Переделкино живет, и Союз писателей Москвы делает все, чтобы традиция, заложенная Риммой, не пропала, не ушла в песок. Пусть азартно предвкушающая грядущий «литературный отрыв» молодежь с рюкзаками не встречается теперь у памятника Толстому, возле автобуса, идущего в дом отдыха Переделкино, а банально приезжает на метро в Центральный дом литераторов, где, собственно, и проходят ныне Совещания молодых писателей, традиционно именуемые «переделкинскими», пусть жизнь меняется, и в ней все больше значат деньги, и все меньше романтика и бескорыстное творчество, но кое-что все же остается прежним. Остаются безумно талантливые ребята, которые год за годом рвутся принять участие в этом неизменном действе, и «старая гвардия» – мастера, стоявшие у истоков Совещаний: Ковальджи, Исаева, Курчаткин, Звонарева… Мастера, которые готовы объяснять и растолковывать, прочитывать груды стихотворных подборок, рассказов, повестей, пьес, делиться опытом, вдумываться в новые реалии, принимать или не принимать – но никогда не быть надменными… А значит «дух Переделкино», заложенный Риммой Казаковой, живет. И есть надежда, что мы сумеем сохранить его в той самой чистой, слегка наивной, восторженной и не признающей догм целостности, в святой уверенности, что если каждый сделает что-то светлое, то мир непременно станет хоть чуточку светлее…
Когда будет очередное Совещание молодых писателей точно сказать пока нельзя. Финансы-финансы, куда от них денешься... Но подготовка началась. На сайте Союза писателей Москвы сформированы странички, куда каждый желающий молодой автор может прислать свои произведения. Назначены ответственные, производящие первичную «фильтрацию» присланного. Это не литературное жюри – задачи выбора неких «призеров» не стоит. Пока задача – всего лишь понять, есть ли в присланном искра – пусть не ограненная, пусть робкая, но все же – ИСКРА.
Адреса, куда можно послать «творения», таковы:
ПРОЗА
proza-spm@yandex.ru
Объем не менее 1 а.л.
Возраст участников не старше 40 лет
Контактное лицо Виктория Лебедева
ПОЭЗИЯ
stihi-spm@yandex.ru
Объем не менее 10 стихотворений
Возраст участников не старше 35 лет
Контактное лицо Элина Сухова
ДРАМА
drama-spm@yandex.ru
Возраст участников не старше 40 лет
Контактное лицо Елена Исаева
В тексте письма надо обязательно указать Ф.И.О., год рождения, контактный телефон.
«Двери» открыты.