ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | |
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2012 |
У представителей каждой профессии есть свои основные инструменты, с помощью которых они завинчивают гайки, кладут стены, лечат людей. Основным инструментом представителей моей профессии – психотерапевтов – является их собственное «я»: характер, образ мыслей, знания, опыт, убеждения и предубеждения. Большую роль в формировании личности каждого человека играет его религиозная принадлежность. В среде психотерапевтов, как известно, нет и не было дефицита в евреях. Как же принципы и практика иудаизма влияют на их работу?
Исследования показывают, что активное участие человека в жизни любой религиозной общины помогает ему лучше справляться со стрессом, сопряжено с поддержкой окружающих, придает смысл жизни верующему. Позитивное влияние молитвы, в том числе, конечно, совместной, было названо специалистами «фактором веры» в лечении как физических, так и психических недугов.
Более того, современные психотерапевтические наука и практика считают религиозность и духовность сильнейшими инструментами, позволяющими специалисту помочь клиенту справиться с жизненными трудностями. Специалисты, понимающие важность веры и религиозной практики для успеха психотерапевтического вмешательства, иногда даже прибегают к помощи духовных лидеров и других членов религиозной общины, к которой относится клиент. В США психотерапевты создают еврейские профессиональные сообщества для изучения принципов иудаизма и применения их в своей работе.
Знакомая всем молитва Авину Малкену призывает евреев к сомоанализу, покаянию и прощению. В ней звучит жизнеутверждающий мотив обновления человека. Иудаизм обещает верующему улучшение его жизни и отношений с окружающими как результат позитивных изменений в его поведении. Эта идя соотносится с основами бихевиоральной (поведенческой) психотерапии, широко применяемой для лечения многих психологических расстройств, включая депрессию, страхи, панические атаки, нарушения поведения у детей и семейные проблемы. Возможность положительных изменений через стимулирование самопознания и модификацию поведения клиента позволяет психотерапевтам добиваться положительных результатов в лечении. Принцип влияния поведения человека на взаимоотношения с окружающими лежит в основе большинства психотерапевтических практик, направленных на улучшение взаимодействия в семье и других группах.
Представителю моей профессии важно знать, что Тора и ее комментарии содержат указания на отношение иудаизма к физическому и психическому здоровью. Земля и все живое на ней созданы Г-дом и принадлежат ему. Следовательно, люди должны заботиться о сохранении своих жизней, избегать опасностей и отказаться от любых попыток разрушения собственного тела. В-шний «вдыхает» жизнь, душу, сознание в каждого их нас. И души наши тоже принадлежат Г-ду. Забота о психическом здоровье – своем и близких – является не менее важной обязанностью каждого еврея, чем забота о сохранности данного ему Г-дом тела. Иудаизм рассматривает человека как единство тела и духа, признавая непосредственное влияние состояния души на физическое здоровье и наоборот. Помогая больному, врач должен обращаться к его психологии не меньше, чем к физиологии. Психотерапевт же призван беречь и укреплять душу клиента, помогая ему сохранить или восстановить дарованную ему Г-дом индивидуальность.
История Адама и Евы показывает, что мужчинам и женщинам дано право выбора, использование которого неизбежно влечет за собой определенные последствия, за которые они должны нести ответственность. Принципы свободы выбора и ответственности за последствия своих действий не раз помогали мне объяснить клиентам взаимосвязь между их собственным поведением и ответными действиями окружающих, между поступками и их последствиями. Осознание принципа ответственности за свои решения и их воплощение является необходимым шагом в процессе психологического взросления каждого человека. Без этого невозможно совершить переход на новый этап личностного развития.
В семейной психотерапии широко используется важный принцип иудаизма, именуемый «шалом баит». Работая с верующими или знакомыми с еврейским учением клиентами, я обращаюсь именно к понятию о мире в доме для разрешения семейных конфликтов и достижения гармонии во взаимоотношениях. Иудаизм уделяет особое внимание правилам совместного проживания семьи из нескольких поколений и передаче знаний традиций от младших к старшим. Гармония в семье зиждется на взаимопонимании, уважении друг к другу, строгой иерархии и почтении к старшим. Использование этих принципов в психотерапевтической работе с проблемными семьями разных конфессий приводит к неизменному успеху.
В древних текстах есть указания на то, что Господь заботился о сломленных, разбитых, заблудших душах. Возможно именно изучение Торы толкает молодых людей к выбору профессий, связанных с исцелением ближних. В Танахе неоднократно упоминаются люди в различных стадиях психических расстройств. В «Книге царей» описывается, наверное, первый известный в истории случай музыкальной психотерапии: Давид исцелил игрой на арфе страдавшего от суицидальной депрессии Царя Саула.
В Талмуде ясно сказано, что любовь избавляет от боли, но человек не может исцелить себя сам, так как он находится внутри своей болезни. Однако во многих общинах не прекращается стигматизация обращения к специалисту в случае возникновения психологических проблем в семье или проявлении симптомов психического расстройства у одного из ее членов. Евреи дали миру множество психиатров и психотерапевтов, но сами часто не очень спешат воспользоваться их услугами.
Я помню случай молодого успешного нью-йоркского финансиста Майкла, счастливого мужа и отца двоих детей, который, переживая острую клиническую депрессию, отказывался обращаться к специалисту. Его жена Сара со слезами просила меня о помощи, но я была бессильна что-либо предпринять без желания самого Майкла. Проанализировав совместно с Сарой жизненный путь ее мужа и те факты из истории его семьи, которые были ей известны, я сделала предположение, что причина внезапно охватившей Майкла депрессии могла быть связана с травмами предыдущих поколений. Майкл заболел именно в том возрасте и в том месяце, в которых его бабушка по матери оказалась в Аушвице. Майкл – старший сын в семье – с ранних лет привык успешно решать проблемы других членов семьи. Его угнетал тот факт, что он не мог прекратить моральные страдания своей мамы, связанные с воспоминаниями о рассказах ее мамы. Майкл, привыкший брать ответственность на себя и добиваться положительных результатов во всем, был бессилен изменить прошлое, что вызывало у него чувства бессилия и вины. Я посоветовала Саре попросить раввина синагоги, которую посещала их семья, поговорить с Майклом. Раввин научил его простому ритуалу, состоявшему из молитвы и зажигания поминальной свечи, который он должен был исполнять ежедневно. Этот ритуал помог Майклу направить энергию, разрушавшую его жизнь и психику в позитивное русло, сконцентрировавшись на исполнении простых и понятных ему практических действий. Проанализируйте другие известные вам религиозные ритуалы, и вы поймете, что они помогают справиться с бессилием перед неизбежным, со скорбью по умершим, со страхом перед стихией или ожиданием неизвестного.
Психотерапевту при знакомстве с клиентом очень важно выяснить степень его вовлеченности в жизнь религиозной общины и понять особенности влияния религии на его ежедневную жизнь. Например, работая с глубоко религиозными парами, необходимо опираться на традиционную иерархию, четкое распределение ролей в семье и привычные религиозные практики. Приведу случай глубоко религиозной женщины из ортодоксальной общины, которая обратилась за помощью в еврейский центр. Муж Ирмы мастерски давил на эмоциональные «кнопки» своей жены, умея «завести» ее до того, что она уже не могла остановиться. Я предложила клиентке читать вслух молитву в ответ на задевающие ее высказывания мужа. Так она научилась усмирять свой гнев и раздражение. Отношения в семье заметно улучшились.
Религиозные понятия и моральные ценности, которыми руководствуется психотерапевт и его клиент, имеют принципиальное значение для успеха лечения. Работая с представителями разных направлений Иудаизма, христианами и неверующими клиентами, я стараюсь изучить их взгляды на мир и понять, как их убеждения могут помочь нам в совместной работе.
Жду Ваших вопросов и комментариев по адресу: DoctorAnnaBerg@gmail.com