ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" |
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2013 |
Татьяна Исаева
Яндекс.Новости
выделяют новое и важное
Яндекс.Новости
– безусловный лидер среди разноформатных новостных источников информации на
русском языке. Представить себе современное информационное поле без Яндекса
в целом и Яндекс.Новостей, в частности, просто невозможно. С руководителем
сервиса Яндекс.Новости Татьяной Исаевой беседует главный редактор газеты «Информпространство»
Евгений Бень.
– Расскажите
немного о себе.
– Мне 37
лет, я из подмосковного Подольска, но уже лет 20 живу в Москве. По специальности
– литературовед. У меня двое детей. В Яндексе я оказалась совершенно неожиданно
для себя в 2006 году: искали контент-менеджера в Яндекс.Новости, и моя давняя
знакомая, которая к тому моменту уже несколько лет работала в Яндексе, позвала
меня на собеседование. Вот уже год я отвечаю за работу сервиса Яндекс.Новости в
целом.
– Каковы
сегодня основные направления и тенденции развития самого глобального поисковика
Рунета?
– Может
быть, Вы слышали о новой платформе Яндекса под названием «Острова». Яндекс уже
давно стал местом, где люди не просто получают ответы на заданные и не заданные
вопросы, но и могут решить какие-то свои задачи: заказать такси, посмотреть
график отключения горячей воды в своем доме. А теперь любой владелец сайта
сможет построить свой «остров» – и пользователь прямо в поисковой выдаче сможет,
например, купить билеты в театр или на самолет, записаться на прием к врачу и
тому подобное. Кроме того, Яндекс успешно продвигается в сторону персонализации
поиска: мы хотим научиться понимать, что нужно конкретному пользователю,
угадывать, что именно Вы имеете в виду, задавая вопрос поисковой системе.
– Расскажите
о новостной ленте Яндекса. Работает ли она только в режиме поисковой системы или
сама является в какой-то степени носителем эксклюзивной информации?
– По
новостям на Яндексе, конечно, возможен поиск. Но в основном наши пользователи
предпочитают заходить на предподготовленные страницы сюжетов, где наши алгоритмы
собирают все сообщения СМИ-партнеров о каком-либо событии. По сути, эти страницы
тоже выдача поиска – по запросу, составленному из ключевых слов сюжета, но
пользователь воспринимает их, скорее, как аналог статьи на новостном портале.
Эксклюзивная информация, которую мы даем, наша добавленная стоимость – это наше
автоматическое ранжирование. По нескольким критериям – количество сообщений о
событии, цитируемость СМИ-авторов этих сообщений, плотность потока сообщений в
единицу времени – мы алгоритмически определяем самые важные события дня. На
сегодняшний момент наличие или отсутствие сюжета о том или ином событии в топе
новостей на Яндексе – это сигнал о том, насколько оно важно. Наша система
полностью автоматическая, она лишена вкусовщины, ангажированности и прочих
издержек «человеческого фактора». Для постороения объективной новостной картины
дня это важно. Важно еще и то, что пользователь на странице сюжета о событии
может узнать весь спектр мнений о нем: мы показываем заголовки от разных СМИ,
зачастую обладающих прямо противоположной позицией, совсем по-разному это
события освещающих.
– Можно ли
обозначить новостную ленту Яндекса и как ведущее интернет-СМИ,
специализирующееся на новостях?
– Как я уже
говорила, для большинства наших пользователей это, конечно, так. Но, тем не
менее, мы не СМИ. Мы автоматическая система сбора и ранжирования новостей. У нас
нет собственного контента, только алгоритмы, задача которых отделить новую
информацию от старой и важную от неважной.
– Есть ли в
планах модификация новостного поисковика Яндекса, чтобы он научился распознавать
эксклюзивную новость на сайте, не прописанном в новостях Яндекса?
– Сейчас мы
так работаем в Турции. Там мы не заключаем соглашений с партнерами, и наш робот
считывает информацию прямо с сайтов СМИ, турецкое законодательство это
позволяет. В России, Украине, Казахстане и Беларуси мы заключаем с партнерскими
СМИ соглашение, на его основании партнеры готовят для нас экспорт специального
формата. Это соглашение регулирует наши отношения в части авторских прав,
ответственности за содержание информации и прочих важных для российского
правового поля вещей. Изменений в юридической модели сотрудничества пока не
предвидится. Но мы показываем на страницах наших сюжетов ссылки и на сообщения
непартнерских СМИ, если они важны для освещения события. Например, если в
сообщениях сюжета часто ссылаются на какое-то сообщение из блогов или с
официального сайта какой-то организации, или с сайта иностранного СМИ, с которым
у нас партнерских отношений нет, ссылка на это сообщение на странице сюжета
обязательно будет.
– Почему
эпизодически возникают те или иные технические лакуны при запросах в новостном
поисковике?
– Такое
бывает нечасто. Это результат технических проблем, которые мы стараемся
устранить как можно быстрее.
– Каким вы
видите будущее раздела Яндекс.Новости?
– Наша
задача – помочь не пропустить главное и интересное, выделить его из огромного
потока информации, захлестывающего современного человека. Интересы у людей
разные, и мы должны уметь подстраиваться под требования конкретного
пользователя, но при этом важно сделать так, чтобы о чем-то важном он узнавал
вне зависимости от того, входит ли оно в поле его интересов.
Яндекс.Новости – входная точка в медиа-среду для большого количества
пользователей в России и за рубежом. Интернет не имеет границ, событие в одной
стране, как правило, вызывает реакцию в других. Эта реакция может быть разной
содержательно, может быть выражена на разных языках, может иметь вид текстовой
публикации в СМИ или блоге, фото, видео. Яндекс.Новости должны стать местом, где
собрано, систематизировано, правильно интегрировано друг с другом и понятно
показано пользователю все, что имеет отношение к новостной картине дня. Кроме
того, наш сервис должен стать местом, где можно узнать не только о том, что
происходит прямо сейчас, но и получить представление о причинах и следствиях тех
или иных событий.
Беседу вел
Евгений Бень