ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" |
ГЛАВНАЯ | ВЕСЬ АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 1 (79) 2006 г. | ПУЛЬС | ОБЩЕСТВО | БЫТИЕ | ПЕНАТЫ | КУМИРЫ | СЛОВО | ПАМЯТЬ | НЕКРОПОЛЬ | БИЗНЕС | АНТИ- СОБЫТИЯ |
Евгений Бень
НАШ БЛОК И XXI ВЕК.
На фоне подхваченного властями 110-летия Сергея Есенина блоковский юбилей прошел скромно и негромогласно. Блок, очевидно, мало вписывается в популярную теперь державную идеологическую схему.
На самом деле весь его путь (как сам он называл историю Художника) - это пронзительный прорыв к нам, в раскаленный железобетонный XXI век. С юности его человеческие глубины соединились с безмерными высотами, он проник в те материи, которые не ведут отсчет между датами рождения и смерти личности. Блок врывается в наше теперешнее движение жизни не меньше, чем Достоевский. Он говорил о крушении гуманизма почти 100 лет назад. И только сейчас понятно, что имел в виду Поэт, когда предрекал, что провал гуманизма обернется разрушением всей цивилизации. Блоковские провидения ожили недавно на улицах и площадях французских городов. Блоковский «антитезис» - это тысячи пылающих автомобилей, это тотальный террор, который по сути превратился в данность - в одну из чуть ли не легитимных форм современной жизни. Это Беслан и 11 сентября. Соловьевская тема панмонголизма, подхваченная Блоком, в частности, в цикле «На поле Куликовом», уже не пророчество, а могучая и страшная действительность новейшей эпохи. Можно догадываться, что кого-то из сегодняшней власти раздражает революционность Блока, и раздражение это столь же кощунственно, как 70 лет привязывания поэта к постулату атеистического равенства и псевдобратства.
Только последние десятилетия обнажили грандиозность его поэмы «Двенадцать», стоящей в одном ряду с прорывами Данте и Достоевского. Вся жизнь Блока большей частью прошла в камерной среде географического обитания: между Петербургом и Шахматовым. Чрезвычайно редко он изменял этому привычному для себя пространству. Блок любил слова Гейне о «трещине в душе поэта». Но его, блоковская трещина, была особой, она явилась предвестником разлома не только русского - всего мирового пространства будущих 100 лет.
Мы - дети страшных лет России -
Забыть не в силах ничего.
Он прошел свой короткий путь вопреки своему и грядущему мировому разлому. Он первым услышал музыку того вселенского перерождения мира, до которого даже мы еще не дожили. Для сведущих современников и для интеллектуалов советской эпохи он был сродни обожаемому им Дон-Кихоту, когда служил в Комиссии по расследованию преступлений царского режима или в Репертуарной секции Наркомпроса. Зинаида Гиппиус в своих стихах обещала не простить Блоку его революционных лет никогда, но Блок и не просил прощения, как не просят прощения у нас обжигающая лицо метель или пронзающая тело вьюга. Одержимый праведным огнем, он сам сжег мосты между собой и гнилой почвой советских и постсоветских десятилетий. Об этом точно сказал сразу после смерти Блока Максимилиан Волошин:
Надо до алмазного закала
прокалить всю толщу бытия:
Если ж угля в горне мало,
Господи - вот плоть моя!
Блок сгорел, а теперь почва горит под Россией и Европой. Но у Блока не было самосожжения, как не может быть самосожжения самой библейской цивилизации. Мировой пожар неминуем и вершится он не по человеческой воле. Мы - свидетели мировой революции по Блоку. Остается только верить, что все это закончится не гибелью, а преображением того «родного пепелища», которому, по крайней мере для нас, альтернативы нет. И тогда «другие люди», которые, по словам поэта, «заменят нас» с легким сердцем, вновь откроют для себя и «Снежную маску», и «Возмездие», и «Скифы» и «Двенадцать».
И мир обретет небывалое равновесие, и вместе с новым миром наконец найдет покой огненная душа Александра Блока.
И если Пушкин - главный поэт России, если Есенин - певец русского народа, то Блок - атлант, держащий на плечах материк русской культуры, который обречен в спутники цивилизации даже после ухода с исторической сцены государств и народов.