ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

ГЛАВНАЯ ВЕСЬ АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА АВТОРЫ № 1 (90) 2007г. ПУЛЬС ИСТОРИЯ НОВИНКИ ТВ ВРЕМЕНА ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛИЦА СЛОВО КНИГИ И ЛЮДИ ИСКУССТВО
Информпространство


Copyright © 2006
Ежемесячник "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" - Корпоративный член Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР)

 

РИММА КАЗАКОВА

ЖИТЬ НА ПОГОСТЕ

 

В голове не умещается то, о чем говорят скупые факты приведенные в конце кинофильма. Что с августа 1937 по ноябрь 1938 в Бутово было расстреляно 20 с лишним тысяч человек. И это - только один «расстрельный» полигон России! А всего за 15 месяцев 37-38 годов было посажено полтора миллиона человек, из них - 700 тысяч расстреляно.

 

Фильм режиссера Алексея Колесникова «Я к вам травою прорасту» (сценарист Александр Липков, оператор Евгений Синельников, студия «Филмен», 2004), фильм трогательный и страшный, потряс меня до глубины души.

И не столько историей трагической жизни и любви гражданской жены адмирала Колчака Анны Тимиревой, ставшей жертвой этой любви. Не столько фигурой самого Александра Колчака, о котором я уже много и слышала, и читала, и размышляла. И даже не убийственной судьбой сына Анны и Сергея Тимиревых. (Сергей Тимирев – первый муж Анны Тимиревой, морской офицер, герой русско-японской войны). А всем раздирающим душу ужасом, что был в их жизни. В жизни нашего отечества.

Адмирал Колчак, известный полярный исследователь, человек твердых убеждений, служил им так, как понимал свое предназначение и свой долг. Его жизнь - одна из граней безумия и трагедии гражданской войны.

Анна Васильевна - просто женщина, воспитанная, красивая, нежная, хорошего, как говорят, роду - попала бы и независимо от Колчака в компанию то ли «буржуазии», то ли интеллигенции, с которой глобально расправлялась власть большевиков. Очень часто - руками малограмотных «кухарок» и читающих по слогам пролетариев, которых объявили вершителями судеб всех и вся.

Колчак был расстрелян и утоплен в Ангаре. Анна Тимирева провела три с лишним десятилетия в тюрьмах и ссылках.

А за что расстреляли юного, талантливого пасынка Колчака, Володю Тимирева? Художника, который мог стать гордостью России, такого же красивого, как его мама, влюбленного в море, как отец?

Убили его по доносу бдительной мамаши, чтобы сомнительного происхождения юноша не женился на ее дочери, не навредил ее судьбе. В 1937 году Володя Тимирев стал, как и очень многие, узником совкового правосудия, под пытками признал, что он - агент немецкой разведки. И гэпэушная пуля оборвала его жизнь на Бутовском полигоне под Москвой.

И тут начинается вторая, самая кошмарная и сильная часть фильма.

В голове не умещается то, о чем говорят скупые факты приведенные в конце кинофильма.

Что с августа 1937 по ноябрь 1938 в Бутово было расстреляно 20 с лишним тысяч человек. И это - только один «расстрельный» полигон России! А всего за 15 месяцев 37-38 годов было посажено полтора миллиона человек, из них - 700 тысяч расстреляно.

Кто же были эти «враги народа»?

Не только известные политики, такие, как Николай Бухарин или уже никому не нужный, выполнивший свою палаческую миссию Мартин Лацис.

В основном, никому не известные и ни в чем не повинные крестьяне, священники, беременные молодки и нахулиганившие дети, кто попало, одним словом. Как будто был некий дьявольский план изничтожения собственного народа!

Десятка два лет назад оказалась я в Западном Берлине - по приглашению Евангелической академии, которая тогда была центром разных гуманитарных программ. В маленьком скверике столицы ГДР, по ту сторону Бранденбургских ворот, увидела я два небольших скульптурных памятника: один — жертвам гитлеровского фашизма, другой — жертвам сталинизма.

Я помню — меня это шокировало. В голове Гитлер и Сталин никак не соединялись в символ всеобщего и равноценного зла.

Прошли годы - и мнение мое круто изменилось.

Сейчас, когда постоянно появляются «просталинские» статьи и книги, когда современные с позволения сказать «коммунисты», пристально заботятся о рыночной экономике «себе в карман». Они продолжают говорить о величии Сталина, о великой сталинской державе и распускают слюни восторга по поводу усатого убийцы в простенькой шинели, я слышу - свистом и скрежетом: «Бутовский полигон... Бутовский полигон...»

Я думаю, как правы все благородные люди, раскопавшие и размотавшие подробности этого масштабного убийства людей, как они правы, называя не только расстрелянных, но и расстреливавших жертвами сталинского произвола, тоталитаризма.

Несчастный народ, где одних убивали, принуждая признать не существующую вину, а других вынуждали стучать и убивать!

И это-мы...

Не прячьте глаза, не молчите. Разве мы открыто и точно сказали, что такое - сталинщина? Разве покаялись? Разве оплакали всех невинно убиенных?

«Живя на погосте, всех не оплачешь...» - прозвучало в фильме. Согласитесь же, что мы живем на погосте, такова наша непростая история. Фильм Алексея Колесникова зовет осознать все это. Понять. И сделать выводы. «Всех не оплачешь...» Но надо! А жить на погосте - негоже.

И протоиерей Илия (Шмаев), человек чистого сердца и глубокой веры говорит о необходимости бороться против конформизма, ведущего в пропасть. Не за свободу слова, не за свободу печати, а именно за ту личную свободу, которая, выражаясь словами апостола Павла, не даст человеку стать «рабом человеков...»

Я - поклонница творчества Алексея Колесникова. В его фильмах прослеживается благородное влияние учителя, мастера - Романа Кармена, которого я очень любила и люблю. Это - школа настоящего документального ки­но, нужного во всех отношениях, чтобы осознать себя современниками и понять свое подлинное назначение в жизни.

Фильм «Я к вам травою прорасту» (Строчки замечательного Геннадия Шпаликова) убедителен и совершенен с профессиональной точки зрения, глубок и поучителен по-человечески. Он - как раз то звено, которого все еще так не достает нашей идеологии. Эта идеология только складывается в пост советском обществе. Не все пока понятно и обдумано нашими высоколобыми учеными, не все взято на вооружение политиками. И уж точно не все осознано и понято народом, став его убеждением и непреложной истиной.

Пора бы, однако, разобраться с пользой для дела и для себя – для каждого! - что оно там было в 17 году, революция или переворот, благо или горе, неудавшийся опыт или плодотворная попытка?

Но, как бы мы в этом ни разобрались, прощать палачей и преступников невозможно. Если сумеем сказать друг другу и самим себе правду, забрезжит дорога к гражданскому миру и добрым возможностям.

Однако и тогда сердце не забудет этого свиста и скрежета: «Бутовский полигон... Бутовский полигон!»...