ОБЩАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ |
ГЛАВНАЯ | ВЕСЬ АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | Пульс | Мозаика | Общество | Культура | КОНТАКТЫ | РЕДАКЦИЯ |
Владимир Мамонтенко. СЛОВО И ПРОГНОЗ ПАСТЫРЯ
Яков Назаров. "МЫ" В "ГАЛЕРЕЕ НА СОЛЯНКЕ
Сергей Солдаткин. ЗАЧЕМ СЪЕЛИ ЧИЖИКА?
ПРАЗДНИКИ: Слово и прогноз Пастыря
Проводы старого года устами Предстоятеля Русской Православной Церкви оказались нерадостными. Бросая взгляд назад в "Слове перед новогодним молебном", Святейший Патриарх в качестве милости Божией к России упомянул лишь о том, "что мы сегодня с вами стоим на пороге Нового года" и имеем возможность вести церковную жизнь. И в "Слове", и в "Рождественском Послании" были отмечены "болевые точки" 2004 года - терроризм, в особенности, Беслан, стихийные бедствия (трагедии в Юго-Восточной Азии посвящено отдельное послание).
Но сама Церковь, по словам Патриарха, может с удовлетворением отметить свои достижения, в том числе и за прошлый год. Нарастает процесс православного возрождения России. Патриарх особо подчеркнул, что в Церковь приходит всё больше молодёжи. Растёт международное влияние РПЦ. Патриарх отметил прогресс в "преодолении разделений" с Русской Православной Церковью за границей.
Случайно или нет, но прогноз на 2005 год получился у Алексия II державническим. Первым в этом году он принял министра обороны. На встрече говорилось о продолжении активного сотрудничества Минобороны и РПЦ в целом (наибольшую поддержку РПЦ в армии оказывают такие подразделения, как сухопутные, ракетные и воздушно-десантные войска), и о деятельном участии Церкви в праздновании 60-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне. Важнейшим событием, по словам Патриарха, станет празднование 625-й годовщины битвы на Куликовом поле. Если вспомнить, что в 2005 году страна будет впервые, и надо думать, хотя бы поэтому, широко отмечать новый праздник - победу над польскими интервентами (которая произошла под православными лозунгами), у Церкви есть повод с оптимизмом ожидать от нынешнего года новых возможностей для сотрудничества с государством и, следовательно, большей государственной поддержки.
ВЫСТАВКИ: "Мы" в "Галерее на Солянке"
В известной среди московских выставочных залов "Галерее на Солянке" недавно прошла выставка, названная её участниками "Мы". Эта экспозиция была посвящена 90-летию деятельности в России Американского Еврейского Объединённого Распределительного Комитета "Джоинт". Фонд "Джоинт" был организован в 1914 году и кроме благотворительных акций, поддерживал национально-культурную деятельность еврейской диаспоры во всём мире. С 1994 года "Джоинт" поддерживает Московский Еврейский фонд поощрения художеств.
Если бы слово "еврей" было лишено в России множественных оттенков смысла, выставку надо было бы назвать "Мы - евреи". Евреи - все представленные на выставке художники. На выставке доминируют портретные работы. Персонажи картин - тоже евреи.
Работ, типичных для современных залов актуального искусства, на выставке почти что нет. Большинство работ удивительно человечны, они доверительно беседуют со зрителем о своих горестях и надеждах. Причём каждый говорит на своём живописном языке, но всех их объединяет родство душ - и авторов, и их героев. Все они понимают друг друга без слов. Оптимизма на выставке немного, но есть благородная сдержанность. Никуда не деться от "великой скорби еврейского народа". Она не исчезает даже в иллюстрациях к произведениям Зимбера у художника Ф. Буха, не говоря уже о сумрачных, напряжённых портретах Б. Бомштейна или надломленных героях С. Агроскина.
О многих работах нельзя сказать, когда они написаны - сегодня, двадцать или сорок лет назад. Для народа с многотысячелетней историей это не срок, чтобы меняться.
Из всей выставки выделяются работы А. Буха. Особенно его автопортрет, датированный 2004 годом. Это сгусток энергии, которому тесно в маленьком зале, и он, размещённый на столбе в центре зала, заряжает энергией всё пространство выставки.
Целый ряд величайших художников - К. Писарро, А. Модильяни, Х. Сутин, О. Цадкин, М. Ротко, Р. Фальк и многие других принадлежали к еврейской нации. Но из этих имён первой величины только М. Шагал попадает под клише "еврейский художник". Альбомы, которые Шагал дарил своим друзьям, он часто подписывал "М. Шагал, не французский и не русский художник".
В течение всей долгой жизни воспевание еврейского местечка, превращение в него культурной столицы мира Парижа, радостный религиозный мистицизм, постоянное обращение к библейским сюжетам дают право причислять Шагала к национальной еврейской культуре.
Но этого как раз нет в работах, представленных на выставке "Мы". Есть, наверное, художники, для которых форма букв алфавита, свитки Торы, хасидские притчи являются основой их творчества, но художников выставки "Мы" интересуют не эти сюжеты, а образ человека, у которого со зрителем не возникает дистанции во времени, который близок ему всеми своими проблемами. И поэтому границы этого "Мы" расширяются, и доходят до пространства, в котором есть "Я" - зритель и картина, и между нами - "Мы", группа художников, представленных на выставке.
МИТИНГИ: За право на транспорт
Ширящиеся протесты россиян против монетизации льгот (в частности, за право бесплатного проезда на городском транспорте) ставят государственную власть в трудное положение. Обойтись одними "разъяснениями" участникам акций и заведением "дел" против их организаторов, как предлагает Борис Грызлов, едва ли удастся, поскольку основной контингент протестующих - это "левый" электорат, не склонный к компромиссам и которому, воистину, согласно лозунгу классика, уже "нечего терять, кроме своих цепей". Сделать же "крайними" местные власти (например, обязав их изыскать средства в собственных бюджетах) в нынешних условиях также затруднительно: местные бюджеты всё равно не покроют затрат на монетизацию, 8 млрд. рублей компенсации, предусмотренных в федеральном бюджете для всех регионов, явно недостаточно, а центр, достроив донизу вертикаль исполнительной власти, оказывается (пусть пока и формально) ответственным за функционирование всех её звеньев. Оказание дополнительной "точечной" помощи наиболее бедным регионам из федерального бюджета в сложившейся ситуации чревато лишь усилением протестных настроений в остальных (а с политической точки зрения бессмысленно - экономическая "привязка" регионов уже неактуальна). Очевидно, власть будет пытаться балансировать между всеми вышеуказанными позициями, но в любом случае потеря её рейтинга неизбежна. Впрочем, время для "непопулярных реформ" выбрано удачно: до президентских выборов ещё слишком далеко.
ПРАВОСУДИЕ: Зачем съели чижика?
Вообще-то петербургская генерация российской власти изначально стремилась продемонстрировать свою современность и энергию, молодость и остроумие. Один образ президента за штурвалом реактивного самолёта чего стоит. Или авангард пропрезидентской молодёжи "Идущие вместе". Подобные картинки и клипы резко контрастировали не только с геронтологическим имиджем "Семьи", но и со средневеково-азиатским "благолепием" правителей СССР.
Сказать, что придворные политтехнологи достигли здесь крупных успехов, сложно, но и масштабных провалов до последнего времени удавалось избегать. В конце концов, имидж не может быть диаметрально противоположен оригиналу, в противном случае он лишь карикатурно подчеркнет недостатки последнего.
Даже история с "ЮКОСОМ" была более или менее "грамотно" преподана населению: Ходорковский нарушил негласный договор с властями, влез в политику, за что и пострадал. Другие вот не лезут - и хорошо живут. Короче - "сам виноват", "не суйся поперед батьки в пекло", "не по Сеньке шапка"- ситуацию предложено истолковывать в русле национальных пословиц и поговорок. А власти даже идёт эпитет "великой и ужасной". Это многим нравится. Не всем, конечно. Но на всех и не угодишь.
Но одного себе не может позволить никакая власть: быть смешной. И вот здесь-то под Новый Год был допущен провал.
Когда арестовали тридцать девять "нацболов", атаковавших приёмную администрации президента, у прокуратуры (и, разумеется, у тех, кто давал ей рекомендации) был отличный шанс продемонстрировать одновременно и строгость, и либеральность. И поначалу линия выдерживалась: юным революционерам инкриминировали статьи 167 (умышленное повреждение или уничтожение имущества), 214 (вандализм), а также 212 (участие в массовых беспорядках). Подоплёка вполне рациональная и выигрышная: нацболы - вовсе не борцы-мученики, а вандалы-хулиганы. Одни вандалы портят парковую мебель, другие - дорогую оргтехнику в важном госучреждении, последние, поскольку наносят больший ущерб, подлежат и большему наказанию. Были сказаны правильные слова о "злоупотреблении доверием власти" - сама власть предстала чуть ли не в виде жертвы.
И вдруг в этой слаженной политтехнологической машине что-то сломалось и она начала изрекать фразы, достойные пера Салтыкова-Щедрина. Оказывается, лимоновцы повинны ещё и "насильственном захвате власти" (статья 278).
Ничего, кроме горького смеха эта акция в обществе не вызвала и вызвать не могла. Наша власть, гордящаяся своими чекистскими истоками, наконец-то вычислила и поймала коварного врага, заползшего в её "святая святых"! Оказывается, это не чеченские террористы и даже не американские шпионы. Это сегодняшние и вчерашние школьники, воодушевлённые революционной риторикой. Отечество, слава Богу, спасено. Теперь хорошо бы расстрелять негодяев, "чтобы другим неповадно было". Хотя кто знает, может уже и не стоит об этом иронизировать? Ведь имеется же в прокуратуре, по крайней мере, одна "светлая голова", задумавшая указанное действо: Или не в прокуратуре, а повыше? Вот бы посмотреть на автора этого гениального озарения:
Увы, приходится констатировать, что мы - свидетели очередной реализации щедринского сценария - о том, как некто, от которого "кровопролитиев ожидали", взял, да и чижика съел. Неплохо бы, кстати, вспомнить, чем закончилась эта история.