ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

ГЛАВНАЯ ВЕСЬ АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА АВТОРЫ № 2 (91) 2007г. ПУЛЬС СТОЛИЦА ОБЩЕСТВО ТВ-ВЗГЛЯД ТВ-ЮМОР СОЦИУМ ИСТОКИ АНТРОПОЛОГИЯ СЛОВО
Информпространство


Copyright © 2006
Ежемесячник "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" - Корпоративный член Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР)

 

 

Леонид Гомберг

 

ИСЧЕЗНОВЕНИЕ

 

 

Всегда интересно получить новое видение – особенно, если оно в отличие от старого, школьного, научно. Леонид Гомберг поднимает одну из загадочных антропологических проблем – кем же были неандертальцы, насколько разумны и духовны, что их роднило с нами, и почему они ушли в небытие. В статье представлены и научные, археологические свидетельства, и библейские. Кажущийся неожиданным и парадоксальным  материал – мы привыкли видеть в неандертальце чуть ли не зверей-хищников, всего лишь еще одну ступень в эволюции человека, которой, он не является – научно обоснован. Неандертальцы – та дорога на развилке, по которой не пошло человечество.

 

 

Библейские великаны: от полудня до заката

 

Останки «ископаемого человека» были обнаружены в 1856 году в долине Неандерталь в Германии, рабочими местной каменоломни, и исследованы немецким естествоиспытателем Иоганном Карлом Фульроттом. Открытие вызвало большой интерес среди ученых, и не напрасно: полной ясности по некоторым вопросам у нас нет и сегодня по прошествии 150 лет.   

Долгие годы под влиянием дарвинистов (а в Советском Союзе дарвинизм наряду с марксизмом официально признавался «единственно правильным учением») неандертальца считали «нашим предком». Потом ученые высказали предположение, что «предок» является подвидом биологического вида homo sapiens, и в отличие от современного человека — homo sapiens sapiens (человек разумный разумный) его стали называть homo sapiens neanderthalensis (человек разумный неандертальский). Однако в конце прошлого века сравнительные исследования ДНК современного и «ископаемого» людей показали, что неандерталец — совершенно самостоятельный вид рода Homo. Если у нас и был какой-то общий предок, чего, впрочем, еще никто не доказал, то они разошлись на пресловутом древе эволюции более 600 тысяч лет назад. Но скорее всего, эволюционная теория Дарвина, о которой нам в середине прошлого века с жаром рассказывали в школе учителя биологии, в не столь отдаленном будущем будет восприниматься как очень красивая сказка.

 

 

Неандерталец — гуманист

 

На самом же деле современные исследования показывают, что на земле с давних времен существовали параллельные виды Homo, имевшие различную генеалогическую основу. Неожиданно выяснилось, например, что на весьма длительном историческом отрезке неандерталец и наш непосредственный предок, так называемый кроманьонец, жили параллельно, рядом, чтобы не сказать бок о бок. Выяснилось также, что внутри вида homo neanderthalensis существовали подвиды — два, а то и больше. Сегодня их называют — первый — ранними или пранеандертальцами, второй — классическими или западно-европейскими неандертальцами.

«Ранние неандертальцы» вступили в пору своего расцвета около 150 тысяч лет назад. Ученые полагают, что их облик был близок внешности современного человека: вертикально вытянутое лицо, круглый затылок, смягченный надглазничный валик, выпуклый лоб, большой объем мозга (1400-1450 см куб.), близкий по величине к мозгу современного человека. Ранний неандерталец, как и современный человек, отличался значительной вариативностью черт у разных особей внутри популяции, в том числе иногда и очень высоким ростом. Возраст классических неандертальцев — около 80-35 тысяч лет, т.е. время последнего оледенения. В отличие от раннего неандертальца его облик был весьма архаичен; ученые указывают на сильно развитое надбровье, широкий нос, приплюснутый сверху затылок с угловатым контуром и затылочным валиком, слабо обозначенный подбородочный выступ. Считается, что это явилось следствием сурового климата или каких-то еще неблагоприятных условий.

В свете теории эволюции все это кажется весьма загадочным: как же так, — ранний неандерталец по своим эволюционным признакам оказывается ближе к современному человеку, чем его «более поздний» собрат! Некоторые ученые полагают, что в относительно теплый период некоторые группы ранних неандертальцев переместились из южных регионов, в том числе из Ближнего Востока и Передней Азии, в Европу, где они оставили после себя следы так называемой Мустьерской культуры - единственной на земле не человеческой или, во всяком случае, не совсем человеческой культуры. Во время оледенения климат в Европе изменился в худшую сторону. Приходилось приспосабливаться к новым условиям. В результате их рост уменьшился, нижние конечности стали короче и, главное, появляется изогнутая бедренная кость, которой у других Homo никогда и нигде не наблюдалось.

Разумеется, ранние неандертальцы, оставшиеся на Ближнем Востоке, также претерпели некоторые изменения, но… в другом направлении.

Долгое время ученые спорили: обладали ли неандертальцы членораздельной речью? (До сих пор существует мнение, что умение «говорить по-человечески» и есть главный отличительный признак людей современного типа). Находка археологов в одной из пещер на горе Кармель в Израиле дает утвердительный ответ на этот вопрос: о наличии речевых навыков у неандертальцев убедительно свидетельствует присутствие у основания языка так называемой гиодной кости в черепе ископаемого существа, жившего около 60 тысяч лет назад. Эта кость является ясным свидетельством того, что ее обладатель был способен к членораздельной речи.

Скелет неандертальца из Кармель ставит перед учеными новые загадки. Дело в том, что при жизни эта удивительная особь сломала себе несколько ребер, возможно, во время охоты или при каких-то других невыясненных обстоятельствах. В этом нет ничего необычного, кроме того, что травма эта была кем-то излечена. Кем же? Да кем же еще, кроме соплеменников! Это обстоятельство как-то не укладывается в наукообразные россказни ученых прошлого века, перекочевавшие в школьные учебники и популярные брошюры, о дикости и свирепости «ископаемых людей» вообще и неандертальцев в особенности. Мы, конечно, знаем, что в некоторых сообществах неандертальцев имел место каннибализм. Между прочим, этот факт доказывает их близость к людям, — животные ведь своих сородичей не едят. И все же — с этим не поспоришь! — лечить своего соплеменника могли только существа стоящие на определенной ступени нравственного развития. Можно предположить, правда, что этот неандерталец заметно отличался от своих современников, и окружающие считали его кем-то вроде пророка… И потому с особенным тщанием заботились о нем… Но тогда мы вступим в область совсем уж отвлеченных догадок. Не проще ли предположить, что в некоторых сообществах неандертальцев существовали тесные кланово-родовые узы, не исключавшие, как мы бы сейчас сказали, заботу о ближнем.

Это подтверждает еще одна находка в Израиле, на этот раз в пещере Схул: череп одиннадцатилетнего мальчика пролежал там около 95 тысяч лет. Ученые выяснили, что за несколько лет до смерти ребенок получил очень тяжелую травму головы. Однако соплеменники и на этот раз излечили рану, несмотря на то, что лечение требовало немалых усилий не только от целителей, но и многих окружающих людей. Достаточно сказать, что долгое время ребенку приходилось оставаться неподвижным. Как это могло сочетаться с обязательной миграцией первобытного племени охотников вслед за стадами животных? Как бы то ни было, можно считать доказанным, что палестинский неандерталец обладал, во-первых, умением исцелять своих сотоварищей, и, во-вторых, что может быть еще более важным, желанием (или, если угодно, нравственной потребностью) совершать исцеление.

Именно на стоянках неандертальцев мы впервые сталкиваемся с осознанным погребением соплеменников, т.е. тела покойных не просто выброшены как ненужный хлам, — они захоронены в соответствии с представлениями своего времени, если угодно — с существовавшим тогда регламентом. В той же пещере Схул вместе захоронены десять неандертальцев — пять мужчин, две женщины и трое детей, причем все тела в этой «братской могиле» помещены в определенном скорченном состоянии. У 45-летнего мужчины (глубокого старика по неандертальским меркам) в руках челюсти огромного кабана. Потрясающую находку сделали археологи в пещере Шанидар в Ираке, где были найдены могилы девяти неандертальцев, захороненных около 60 тысяч лет назад. В одной из них мужчина был положен на подстилку из сосновых веток и сверху засыпан цветами, некоторые из которых и сегодня используются как лекарственные растения. Что это значит? На могилу были положены живые цветы? Похоже на то… Ученые сделали такой вывод по форме распространения остатков пыльцы. Историк Андрей Низовский иронизирует по этому поводу: мол, в сознании с трудом укладывается сюжет «неандертальцы, возлагающие цветы на могилу товарища».

Но шутки в сторону: если и в самом деле определять «степень человечности» по тому, как сообщества индивидуумов относятся к своим  больным и мертвым, не исключено, что некоторые группы неандертальцев этот тест выдержали бы.

 

 

Братья по разуму

 

Неандертальцы исчезли около 30 тысяч лет назад, уступив дорогу иной популяции — Homo sapiens sapiens, иными словами «человеку современного типа». В науке и популярных изданиях принят термин «кроманьонец», по названию пещеры Кро-Маньон во Франции, где в 1868 году, впервые был обнаружен череп и несколько костей человека, жившего около 30 тысяч лет назад.

Должны были пройти десятилетия, прежде чем ученым стало ясно: кроманьонец — никакой не «ископаемый предок», известный нам из учебников истории; это — в широком понимании — такой же человек, как и мы, практически ничем не отличающийся в своем анатомическом строении от современного человека. При этом совершенно неверно думать, что все особи, жившие на земле в те времена (от 40 до 10  тысяч лет назад) были абсолютно идентичны. Взглянем вокруг: разве похож скандинав на африканца или англосакс на японца? Нечто подобное наблюдалось и в ту пору… И когда «реконструкторы» демонстрируют нам очередную звероподобную образину, называя ее нашим «ископаемым предком», верить им не стоит. Даже сегодня, не говоря уже о середине прошлого века, когда писались школьные учебники, по которым учились люди старшего поколения наших современников, найдено всего несколько сот останков кроманьонца разной степени сохранности и комплектности. Это и много, и мало. Представьте себе, что некий археолог далекого будущего найдет останки китайца, причем необязательно в Азии, может быть, в Европе или Америке, и на этом основании будет делать вывод о внешнем облике и анатомическом строении всех европейцев или американцев. Нечто подобное происходит в нашей науке с кроманьонцами. Сегодня очевидно, что люди, населявшие землю в ту далекую пору, довольно сильно отличались друг от друга. Ученые различают некоторые физические типы — «человек из Брно-Пржемостья» (Чехия и Словакия), «человек из Комб-Капель» (Франция) и другие. Все они, однако, несомненно, принадлежат к виду Homo sapiens sapiens. Современный человек явился на свет разным.

Некоторое время, но вероятно недолгое по историческим меркам, всего около 10 тысяч лет, неандертальцы и кроманьонцы жили на земле параллельно и даже просто рядом во времени и в пространстве, как это было, например, на Ближнем Востоке. Останки и тех и других иногда обнаруживаются в близких археологических горизонтах на одной и той же стоянке. Однако около 30 тысяч лет назад неандертальцы исчезли. На вопрос «почему?» существует несколько ответов: изменение климата, эпидемии, проигранная конкурентная борьба с кроманьонцами… Но это всего лишь гипотезы. И потом, что значит «исчезли»? Просто в более поздних археологических слоях останки неандертальцев пока не найдены. Вымерли ли они полностью или какое-то время отдельные их сообщества оставались на земле? Это еще предстоит выяснить.

Самый распространенный сюжет повествует о том, что неандертальцы оказались неспособными преодолеть превратности окружающей среды. Мы с детства помним картинки в учебнике древней истории, на которых отражена эволюция орудий труда «ископаемого человека» от простых каменных рубил и скребел к более сложным костяным ножам и иглам. В последствии все эти художества оказались праздными домыслами эволюционистов. Сегодня ученые уверяют, что неандертальцы, которые прожили на Евро-Азиатском континенте сотни тысяч лет, не создали орудий труда, даже отдаленно напоминающих тех, что были у кроманьонцев с «самого начала» их появления на сцене истории. Означает ли это, что неандертальцы были глупее? Нет, конечно. Просто они были другими, и их условия жизни не предполагали кроманьонской оснастки.

Но откуда же появились неандертальцы? Эволюционировали с помощью трудотерапии из разных «хабилисов» и «эректусов», — человекоподобных существ, останки которых находят в разных частях света, особенно, в Африке? Но это не подтверждается ни археологическими, ни антропологическими свидетельствами. Вообще наукой не зафиксировано чего-то такого «среднего между обезьяной и человеком». Мифическое чудовище «обезьяночеловек», придуманное Дарвиным и перекочевавшее затем в популярные брошюры и школьные учебники, оказалось чистой фикцией, не нашедшей аналогов в реальной природе.

Что же касается вымерших неандертальцев, то их следы стараниями досужих путешественников время от времени обнаруживаются в самых разных уголках нашей планеты, особенно часто в Гималаях в облике так называемого «снежного человека».

Общественное сознание никак не хочет смириться с погружением «наших предков» в небытие. Обывателю хочется верить, что, возможно, «братья по разуму» все же как-то сумели приспособиться и продлить свое существование на земле… Так, может, стоит поискать их на Ближнем Востоке, там, где оставленные ими следы фиксировались на протяжении многих тысячелетий?

 

 

Сыновья великанов

 

Впервые странный народ рефаимы упоминаются в Библии в знаменитом фрагменте Книги Бытия, так называемом «Бытие-14», рассказывающем о племенах, противостоящих коалиционной армии северных царей во главе с Кдорлаомером и проживающих предположительно к востоку и югу от Мертвого моря. Также в Бытии рефаимы упомянуты в списке десяти народов Ханаана, которые согласно Высшему Обетованию будут завоеваны потомками Авраама на территории от «реки Египетской до реки великой, реки Прат» (Б.15;19). Эти упоминания, скорее всего, относятся к XVII веку до н.э. — к времени, когда по Ханаану странствовал Авраам и его спутники из племени Иври.

Кое-какие подробности мы узнаем о рефаимах в Книгах Чисел и Второзакония. Рефаимы — «народ великий, многочисленный и высокий, как великаны» — жили в Моаве в Заиорданье (Вт.2;11). Однако «коренной» землей рефаимов, вероятно, все же был Аммон; причем они жили на этой земле прежде аммонитян. Но Господь истребил рефаимов, аммонитяне же «наследовали» им, поселившись «вместо них» на этой земле (Вт.2; 20,21).

По смыслу текста не похоже, чтобы аммонитяне разгромили рефаимов на поле брани. Просто они заняли территории, по какой-то причине освободившиеся от прежних хозяев. Второзаконие уточняет: то же самое Господь «сделал для сынов Эсава», сына Ицхака и брата Иакова, «истребив» хореев (вероятно, в одном из поселений на юге Заиорданья). Как известно, хореями Библия называет хурритов, в последствии создавших в Передней Азии сильное государство Миттани, а затем навсегда исчезнувших с исторической сцены. «И сыны Эсава наследовали им землю на горе Сеир», в которой «поселились вместо них» (Вт.2;22). Как видим, речь идет о прецеденте: исчезновение одного племени и замена его другим — дело обычное.

Уже в XIII веке ко времени завоевания израильтянами Ханаана в северном Заиорданье в Башане царствовал Ог, проигравший израильтянам битву при Эдреи. О нем сказано, что «только Ог, царь Башанский, остался из Рефаимов» (Вт.3;11), хотя Башан «называли землей Рефаимов» (Вт.3;13). Стало быть, некогда рефаимы жили там густо. И снова — прозрачный намек на катастрофическое уменьшение численности этого заиорданского племени.

Однако незадолго до перехода через Иордан Моисей говорит израильтянам, что им предстоит новая встреча с «народом великим и высокорослым, сынами великанов» (Вт.9;2). В русском синодальном переводе Библии вместо «великан» мы встречаем имя (или эпоним) Енак, ивритский аналог Анак. Кто такой этот Енак-Анак, мы в точности не знаем, но очевидно одна из важных фигур ранней истории рефаимских кланов.

Когда в начале Исхода (середина XIII века до н.э.) Моисей послал разведчиков в Ханаан, в районе Хеврона они обнаружили клан «детей Анака» — три семейства Ахиман, Шейшай и Талмай, весьма напугавших израильтян своим огромным ростом. (Чис.13;21)

Впрочем, в официальном донесении вождю разведчики просто констатировали факт: «Детей Анака, великанов, мы видели там» (Чис.13;28). Однако в закулисных комментариях («худой молве»), распространявшихся среди «сынов Израиля» они дали волю эмоциям, не поскупившись на красочные подробности: «Мы были в глазах своих саранчой, такими же были мы в их глазах» (Чис.13;33). Если отодвинуть в сторону эмоции перепуганных разведчиков, из донесения и комментариев можно понять, что речь идет о немногочисленной группе высокорослых людей, живших неподалеку от Хеврона и, вероятно, как-то связанных родовыми узами с рефаимами из Заиорданья.

Вот, пожалуй, и вся информация, которую мы можем почерпнуть из Пятикнижия об этом удивительном народе. В последующих книгах Библии сведений о них тоже немного. В частности мы узнаем, что в ходе завоевания израильтянами Ханаана Калев, один из полководцев армии Иисуса Навина, победил ополчение «Шейшая, Ахимана и Талмая из рода Анака» и занял Хеврон (Иис.15;14). Иисус разбил «великанов» повсюду: «истребил анаков с горы» и вообще «всех гор Израильских с городами разгромил их Иехошуа» (Иис.11;21). Остатки «анаков» обосновались в городах Азе, Гате и Ашдоде на побережье Средиземного моря в землях, которые в XIII веке до н.э. были захваченных филистимлянами. В дальнейшем воинов-анаков (рефаимов) мы встречаем в войсках филистимлян, противников израильтян в их бесконечных войнах, которые вел сначала Саул, а потом и Давид. Причем в повествовании подчеркиваются следы генетического вырождения рефаимов, имеющих, к примеру, по шести пальцев на руках и ногах. Считается, что одним из последних анаков был богатырь Голиаф, убитый Давидом в поединке.

Как видим, историю рефаимов Библия представляет как деградацию «от великого и многочисленного народа» с незапамятных времен обитавшего в Прииорданье до почти полного исчезновения с исторической сцены после X века до н.э.

Кто такие эти загадочные рефаимы — люди огромного роста и недюжинной силы, которых смогли победить не столько их враги, сколько сама природа? Откуда они взялись?

Конечно, проще всего предположить здесь развернутую метафору, обычную для мифо-эпического повествования древних текстов. Смущает, правда, совсем не героический антураж, будничность рассказанной истории, стремление к простой фиксации фактов. Не следует забывать, что Пятикнижие — не миф, не эпос, вообще не литература в том смысле, в котором мы понимаем это слово, и информацию, которую мы получаем из этого источника никак нельзя считать исторически обоснованной.

И все же…

Многочисленные находки ископаемых костяков и черепов в Палестине свидетельствуют о наличие в них некоторых особых свойств, позволивших ученым выделить «палестинского неандертальца» едва ли не в особый вид класса «homo». Считается, что особи, проживавшие в этом регионе, сочетали в себе сапиентальные (человеческие) и неандерталоидные признаки. Может быть, проживание кроманьонцев и неандертальцев в течение многих тысяч лет рядом на небольшой территории Восточного Средиземноморья стало причиной так называемого интербридинга — смешения людей неандертальского и современного типов. Потомство, получившееся в результате такого смешения, должно было обладать многими признаками неандертальцев, в том числе высоким ростом и большой силой.

По мнению ученых, исчезновение рефаимов между XIII и X веками до н.э. произошло не только в связи с военными успехами израильтян, но и по естественным причинам — отсутствием в составе крови факторов, обеспечивающих генетическую стабильность. «В конкуренции между родственными видами, или расами, — пишет историк Андрей Низовский, — наличие в крови антител является мощным генетическим преимуществом для тех, кто ими обладает. История имеет множество примеров, когда аборигены разных континентов, вступая в контакт с европейскими поселенцами, тысячами гибли от эпидемий, так как у них в крови не было антител против подобных болезней…» Кроме того, при такой ситуации возникают и серьезные проблемы при воспроизведении рода. Анализ всех этих явлений может служить поводом для серьезных исследований, находящихся далеко за пределами нашего повествования.

Однако пагубные последствия социальных и биологических факторов для народа рефаимов налицо. Вероятно, в результате войн и генетического вырождения численность популяции с каждым поколением катастрофически уменьшалась, пока ее существование не прекратилась вовсе. Остался ли на сегодняшний день от рефаимов хоть какой-то след на земле, например, в виде пресловутого «снежного человека»? Или только легенды в мифах разных народов и отзвуки былых событий библейской истории? Пока эти вопросы остаются без ответов.