ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" |
ГЛАВНАЯ | ВЕСЬ АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 3 (81) 2006 г. | ПУЛЬС | ОБЩЕСТВО | ШОУ- ИНДУСТРИЯ | ИСТОРИЯ | СЛОВО | ПРОЕКТЫ | ЗАГРАНИЦА | ЛИЦА | БЫТИЕ |
Вяземская голгофа
В Петербургском ЦВЗ «Манеж» прошла 5-я международная Биеннале дизайна «Модулор». Жюри под председательством Бориса Берлина (Дания) удостоило Золотого диплома проект «Мемориал Богородицкого поля», посвященный битве под Вязьмой осенью 1941 года и 65-й годовщине битвы под Москвой.
О «Вяземском котле» и мемориале размышляют консультант проекта, историк архитектуры, участник битвы под Вязьмой, ветеран войны и автор более 20 книг Юрий Николаевич АЛЕКСАНДРОВ и автор проекта, известный петербургский дизайнер, лауреат российских и международных выставок и конкурсов Сергей ДУЖНИКОВ.
Юрий Александров:
- Бесконечная колонна советских военнопленных движется в Рославльский лагерь смерти. Иду в ней и я… 2 октября 1941 года немецкое командование приступило к осуществлению плана захвата Москвы. Его началом стало сражение за Вязьму. Две танковые колонны группы армии «Центр», прорвав линию обороны восточнее Буга и восточнее Смоленска, соединились в районе Вязьмы, замкнув огромный «котел». В него попали пять советских армий, было захвачено около 500 тысяч пленных, погибло до миллиона советских солдат и офицеров. Во время последнего боя на Богородицком поле был тяжело ранен и попал в плен командующий войсками генерал-лейтенант М.Ф.Лукин.
Но одно из крупнейших поражений Красной армии стало ее стратегической победой. По воспоминаниям маршала Жукова, в результате активных действий окруженных под Вязьмой частей удалось выиграть время, построить оборону вокруг Москвы и подтянуть свежие резервные войска из Сибири, а немецкая тактика окружения впоследствии широко использовалась Советской армией.
Герои Вязьмы стали спасителями столицы. При этом ни один из них не получил медали «За оборону Москвы» - вся информация была строго засекречена.
В канун 65-й годовщины битвы под Москвой инициатором создания мемориала воинам, погибшим в «Вяземском котле», стал директор музея-усадьбы А.С.Грибоедова в Хмелите Виктор Евгеньевич Кулаков, а Сергей Дужников создал современный проект, по моему мнению, достойный великого человеческого подвига.
Сергей Дужников:
- «Титаник» Великой Отечественной погружается в глубины времени. Уходят люди, исчезают целые государства, а главное – уходит ощущение того великого времени. К счастью, оно еще живо в ветеранах - таких, как Юрий Николаевич Александров, прошедший войну «от звонка до звонка», чудом уцелевший в аду «Вяземского котла». Им живут подвижники - такие, как В.Е.Кулаков, директор Вяземского музея, бесконечно много делающий для сохранения памяти.
Есть оно и во мне, хотя я и родился значительно позже. Свое ощущение мне хотелось остановить в образах и ассоциациях. 100 стальных полированных стелл (кратно 1000000 наших солдат и офицеров, погибших в «Вяземском котле» и немецком плену) образуют стилизованный крест. Это и солдатские шеренги, поднимающиеся с земли Богородицкого поля, и органные трубы, и бесконечный лабиринт «жизни и смерти» с миллионом отражений… В центре мемориала - Зал Памяти площадью 100 квадратных метров с Вечным огнем. По периметру Зала в стеклянных «гильзах» расположены 12 электронных дисплеев.
Композиция Проекта близка канонам построения Храма: пять золотых глав (пять световых лучей, поднимающихся в небо ночью), крестообразный план, портики-колоннады. Максимальная высота стелл – 10 метров, диаметр - 700 мм.
В проект заложены передовые технологии и материалы, соответствующие образу мемориала XXI века.
«Перекличка времен: настоящее - будущее и великая история. Желательно воплотить проект в реальность», - такова одна из записей в книге отзывов выставки «Модулор». Пожалуй, лучше не скажешь.