ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" |
|||||||||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АВТОРЫ № 3 (92) 2007г. | ПУЛЬС | ЦИВИЛИЗАЦИЯ | ТВ-ПОДМОСКОВЬЕ | РЕГИОНЫ | ОПЫТЫ | КНИГИ | ВОЙНА | СЛОВО | MEMORIA |
|
Copyright © 2006 Ежемесячник "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" - Корпоративный член Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР) |
Николай Карташов
По ту сторону голубого экрана
«Телевидение прочно вошло в нашу жизнь, в каждый дом» — фраза насколько тривиальная, настолько же и точная. Нет на этой планете человеческого жилища, от апартаментов олигарха до лачуги из картонных коробок, где бы не светился голубой экран. С момента своего появления как средства коммуникации телевидение превратилось не только в способ распространения информации, но и в уникальное по своей эффективности орудие промывания мозгов.
Есть только миф, ослепительный миф…
У экрана сидит человек, который видит и воспринимает конечный телепродукт — продуманный и рассчитанный результат работы десятков и даже сотен людей. Соответственно, и представление об этой работе у обывателя складывается на основе увиденного. Чудеса компьютерной графики, красивые и умные звезды экрана, которые «на ты» общаются со звездами политики, эстрады, моды, спорта — все это рождает великий обывательский миф о волшебной заэкранной стране, где все счастливы, здоровы, красивы, богаты и беззаботны. Здесь не надо тупо и монотонно трудиться, а достаточно блистать красотой и эрудицией перед камерой, и весь мир уже переполняет восхищение и любовь к тебе. Из этой схемы выпадает одно важное звено — огромный объем организационной, творческой и технической работы за внутренней стороной экрана.
Те, кто волею судьбы попал в этот сказочный мир, автоматически становятся участниками негласного договора — миф надо поддерживать даже в собственных интересах, ибо его ослепительные лучи высвечивают счастливца под другим углом, делая его человеком необыкновенным, причастным к чему-то недоступному разумению простого смертного.
Так, понятие «телевидение» запускает в сознании человека набор штампованных ассоциаций, складывающихся в его собственное устойчивое представление об этой сфере. Непосвященный, как правило, не видит сущностной разницы между центральными и местными каналами. Для него все, что показывает «ящик» — это телевидение, где главная фигура человек с камерой, который снимает то, что потом видит телезритель. И это одна из основных «свиней», подложенных расхожим мифом, тем, кто работает «на земле» — сотрудникам небольших городских и районных студий.
О них, героях кабеля и малого эфира, пойдет речь в этой статье.
Волею тех же судеб автору довелось попасть в «волшебный мир» провинциального телевидения в конце 1996 года, то есть где-то на пике становления регионального ТВ в Московской области. За это время он прошел путь от старшего корреспондента до главного редактора, сменил два места работы и освоил еще пару телевизионных специальностей. Бывая в гостях и в командировках по обмену опытом на других уездных студиях и много общаясь с коллегами на цеховых тусовках и фестивалях, автор сформировал для себя определенное представление о том, чем живет нынче малое телевидение, и готов поделиться некоторыми мыслями в виде подобия обобщенного анализа. Это оправданно, так как практически все подмосковные студии не зависимо от формы собственности прошли в своем развитии одни и те же этапы, столкнулись и продолжают сталкиваться с аналогичными проблемами. А может это не проблемы, а комплекс объективных обстоятельств, в которых работают люди?
Одна из проблем, хотя и не самая страшная, это ограниченность информационного пространства ойкуменой города или района. Область — это вам не столица, где кипит жизнь. Судьбоносных событий здесь не происходит, и деловой визит губернатора становится информповодом №1. Административные структуры, ведающие образованием, культурой, спортом и т.д., работают по утвержденному плану, который в основе повторяется из года в год. Ньюсмэйкеры, согласно конституции, тоже меняются не часто, раз в четыре года, а то и не меняются. Действо происходит по принципу «те же, там же, тогда же».
Но работать надо. Главный козырь малого эфира в желании телезрителя знать, что происходит в его городе, на его улице, увидеть на экране себя и своих знакомых. Это нормальная потребность, которую в полной мере удовлетворяет местное телевидение.
Чтобы избежать однотипности репортажей с официальных мероприятий, редакторы стараются посылать на них разных корреспондентов. Это выход, но не панацея — корреспондентов мало. Одна моя знакомая, трудившаяся одно время на телестудии и в газете маленького городка, просто брала из подшивки свои прошлогодние тексты, корректировала с учетом новых веяний и пускала в работу. Кто ее осудит? Невозможно рассказывать об одном событии десять раз по-разному. Люди, что называется, исписываются до реакции отторжения и стараются правдами и неправдами «откосить» от этой текучки, переложить задание на новобранцев, и готовы идти на микроконфликт, если не получается. Отдушиной для творческих личностей становятся авторские программы по интересам. Но останавливать информационный конвейер нельзя, нет свободных операторов и монтажеров, не хватает времени, в общем, текучка давит. Так что исключительное право на свободный творческий полет надо еще заслужить многолетним трудом на новостях, или каким-то иным способом.
Однако и из этой ситуации можно извлечь плюсы. Работа в режиме конвейера вырабатывает устойчивые профессиональные навыки, учит уверенно и быстро работать со словом и картинкой без потери качества материала. Специалист, прошедший до конца такую школу, будет востребован на любом канале. Руководители-практики давно сделали вывод: непризнанные гении и искатели новых форм на региональном телевидении не нужны. Здесь нужны надежные талантливые работяги.
Люди — наше богатство
Теперь можно перейти к рассуждениям о пресловутом кадровом вопросе, серьезной проблеме для малых телестудий.
В любом творческо-производственном коллективе есть костяк проверенных кадров, которые, собственно, и решают все.
Эта категория творческих и технических работников составляет порядка 30-40% личного состава. Как правило, это люди в разной степени зависимые от своего места работы. Их держит стандартный набор мотивов — личная дружба и преданность руководству, заработная плата, адекватная потребностям, жилищный вопрос, положение в местном бомонде, отсутствие заоблачных амбиций. Все остальные периодически меняются. Особенно остро страдают от текучести кадров студии городов, расположенных недалеко от Москвы. В столице и зарплата другая, и жизнь интереснее, и опять же перспектива…
Дальновидные молодые люди с четкими карьерными установками сознательно идут на региональное ТВ, чтобы прочувствовать систему, получить навыки работы, запись в трудовой книжке и моральное право заполнить графу «Опыт работы» в своем резюме. А потом прыжок с трамплина в волшебный мир центральных каналов, туда, где известность, деньги, новые возможности. И надо сказать, многим удается. Как бы там ни было, работа «на земле» учит крепко. Например, Информационный центр «Люберецкое телевидение» давно в шутку называют кузницей кадров, Москва-то через дорогу.
Что касается образовательного уровня сотрудников, по статистике 50% журналистов региональных телестудий и печатных изданий не заканчивали профильных ВУЗов. Об обязательности профессионального образования для эффективной практической деятельности можно спорить. Очень точно отображает ситуацию статья главного редактора сайта Globalrus Александра Тимофеевского «Журфак МГУ готовит специалистов решительно непригодных для работы» (от 12.12.2005г.). Вкратце ее главная мысль звучит так: выпускники профильных факультетов не получают навыков практической работы, не умеют собирать и использовать информацию, налаживать контакты, зачастую слабо эрудированы и малограмотны. В голове у современных «акул пера» только реклама, PR, гламур и все на чем можно «срубить бабок по-легкому». Конечно, речь идет не о всех выпускниках, но в целом согласен абсолютно. Благо, что провинция страдает от таких «специалистов» в меньшей степени, нежели центральные каналы. А вот настоящий бич региональных студий это телевизионные графоманы, жертвы великого ослепительного мифа. Через мои руки их прошли десятки, — к счастью, мимо. Вспоминается случай, когда один красавец городского масштаба решил поучаствовать в кастинге на должность диктора только создающегося местного телевидения. Если не я, то кому же еще здесь блистать? Узнав результат, он в порыве праведного недоумения шагнул из окна второго этажа.
Еще пример. Мама, не последний человек в городе, решила пристроить любимое чадо на непыльную и неутомительную работу. Куда? Конечно, на телевидение. Неделю юноша ездил со съемочными группами в качестве стажера, трепетно прижимая к груди специально приобретенный портфель «для репортажей». Однажды стажер доверительно поделился со старослужащими своими планами на приобретение бытовой техники с первой зарплаты. Ему со смехом открыли глаза на истинные суммы гонораров, и вскоре он вежливо распрощался с коллективом.
Еще одна беда — это непризнанные гении. Они не желают заниматься новостной текучкой, и уверены, что их предназначение творить, создавать шедевры и эпохальные полотна. Объяснить творцу, что он попал не по адресу, и здесь от него требуется совсем другое, бывает трудно. Да и выглядеть душителем творческих порывов как-то неловко.
Какое жестокое разочарование ждет молодых и не очень молодых честолюбцев, поверившись в сказку о легкой и красивой жизни телевизионщиков! Искренне жалко времени и моральных сил, потраченных на разрушение иллюзий.
Это неправильно, но это так…
Красивый и лестный тезис «СМИ — четвертая власть» весьма удобен для использования в юбилейных спичах. У тех, кто лиру посвятил району своему, он вызывает лишь грустную понимающую улыбку. Такой пережиток демократизации как противостояние коррумпированных местных властей и честных журналистов, возможно, где-то и сохранился. Как говорил товарищ Саахов, где-то высоко в горах и не в нашем районе, то есть там, куда еще не вонзилась пресловутая вертикаль. Определяющим фактором здесь является форма собственности предприятия СМИ. Если учредителем и главным источником финансирования выступает администрация, то с направленностью сюжетов и публикаций все ясно. Если фирма частная или акционерная, все решает степень близости или зависимости ее руководства от власти. От молодых и горячих журналистов часто можно услышать: «Сколько можно облизывать эту администрацию, лучше продаться какому-нибудь бандиту или олигарху!» Поверьте, не лучше — та же зависимость только в профиль. Невольно вспомнишь ленинское «свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть ни что иное как зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания ….».
Дело в том, что основные средства производства информационного продукта всегда находятся в руках кого-то, кто имеет собственные определенные интересы. А у кого рупор, тот и решает, что кричать. Работяга-журналист или принимает правила игры, или ищет местечко у другого рупора, по сути, точно такого же. Вот и вся теория. На практике многое зависит от того, как ведет себя власть в лице курирующего чиновника по отношению к пишущей и снимающей братии. Если отношения сложились добрые, то люди плодотворно занимаются административным пиаром, не испытывая морального дискомфорта и ощущения униженности. Если пресс-секретарь считает административный ресурс дубинкой, а себя вершителем судеб, то встречает скрытый отпор в виде тихого саботажа с «включанием дурака». Он или перестраивается или его уходят, как несправившегося. Правильно надо себя вести…
При смене власти, новый глава муниципального образования старается обезопасить себя от информационного удара в спину и ищет возможности посадить в редакции своих людей. Начальник пресс-службы или отдела по работе со СМИ (название значения не имеет) поначалу порывается лично просматривать все видеоматериалы до эфира. Сказывается тлетворное влияние сериалов с войнами компроматов и журналистскими расследованиями делишек местных «оборотней в галстуках». Ну зачем же так сразу себя выдавать? Кроме того, в последнее время в окружении глав городов появилось много бывших сотрудников спецслужб, которые любой заговор чувствуют спинным мозгом, вот и стараются…
И напрасно, в государстве регионального телевидения никаких революций кроме технологических не предвидится.