ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"
АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА
2006 № 4 (82)

ГЛАВНАЯ ВЕСЬ АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА АВТОРЫ № 4 (82) 2006 г. ВЕХИ ВЗГЛЯД МЕГАПОЛИС ЛИЦА СООБЩЕСТВА ВЫСТАВКИ СЛОВО МЕМУАРЫ ПОЭТЫ

 

Виктория Уваркина. САВРАСОВ В ТРЕТЬЯКОВКЕ.. 1

Павел Орлов. ГЛАЗАМИ ПУТЕШЕСТВЕННИКА.. 2

 

 

 

 

 

 

Виктория Уваркина

САВРАСОВ В ТРЕТЬЯКОВКЕ

 

А.К.Саврасов

Только что закончилась выставка, посвященная 175-летию со дня рождения замечательного русского художника-пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова (1830 – 1897) Она проходила в течение нескольких месяцев в Государственной Третьяковской галерее. На выставке были представлены не только картины художника, принадлежащие Третьяковской галерее. Экспонировались также его работы, хранящиеся в музейных собраниях стран СНГ и в частных коллекциях Москвы и Петербурга.

Очень долгое время имя Саврасова ассоциировалось лишь с его картиной «Грачи прилетели». Эта картина, бесспорно, - шедевр изобразительного искусства, воплотивший в себе всю красоту просыпающейся от зимней спячки природы: тихое таяние снега и легкое покачивание деревьев на ветру, которое сопровождается радостным  гомоном  прилетевших  птиц.

Но Саврасовым созданы и другие замечательные работы, которые были представлены на юбилейной выставке. Любители природы и особенно весны по достоинству оценивают произведения выдающегося художника. Они вызывают  чувство восторга и преклонения перед великим талантом пейзажиста. Одна из таких картин, которыми можно любоваться часами, — «Весна. Огороды» (1893 г.). Это поэтическое  произведение создано Саврасовым в последние годы жизни.

Летний пейзаж. Сосны.

1880-е годы

Посетителям выставки удалось увидеть уникальные картины художника, которые принадлежат частным владельцам и о местонахождении которых долгое время ничего не было известно. Например, картина «Вид Киева с Днепра на Киево-Печерскую Лавру» не была знакома не только широкой публике, но и специалистам.

В ранних полотнах Саврасова присутствуют истоки романтизма, несущие яркость цвета и некоторую неправдоподобность («Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851 г.). Но в более поздних произведениях художника романтизм сменяется реализмом, который проявляется в точности изображения, в строгих выдержанных тонах, в стремлении к гармонии и единству, что придает  произведениям наибольшую правдоподобность (к примеру, «Лосиный остров в Сокольниках», 1869 г). Саврасов внес новые качества в русский пейзаж, такие, как поэзия обыденности и красота повседневного.

«Саврасов, - замечал И. Левитан, - старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».

Каждая из картин Саврасова, изображает ли она раннюю весну, или знойное  лето, или трескучие морозы, проникнута огромным чувством восхищения природой, которое передается нам, «зрителям», всматривающимся в полотно художника.

Саврасов внес огромный вклад в изобразительное искусство. Именно он одним из первых создал русский пейзаж, пронизанный глубоким лирическим мировосприятием. Юбилейная выставка картин художника не просто подтвердила это. Она с особой убедительностью показала, что осознание мощности и неповторимости творчества А.К.Саврасова в полной мере происходит сегодня в России 21-го века.

 

 

 

 

Павел Орлов

ГЛАЗАМИ ПУТЕШЕСТВЕННИКА

 

В залах музейно-выставочного комплекса «ЭСКО» (на проспекте Мира в Москве) прошла персональная выставка работ фотохудожника Константина Маркова «Зарисовки фотопутешественника: Индия, Бутан».

Долгие годы жизнь Константина Владимировича Маркова была связана с военно-морским флотом. Именно тогда, во время дальних океанских походов, родилась у него страсть к фотографии, в которой запечатлевается всё удивительное и необычное, что подмечает его взгляд. И уже 30 лет не расстается он с фотоаппаратом.

Константин Марков посетил многие страны в Европе, Азии, Южной Америке, побывал в Антарктиде и на Фарерских островах. И каждая из таких поездок дополняет фотоальбом К.Маркова новыми, оригинальными пейзажными и жанровыми зарисовками.

К.Марков – участник многих выставок, в том числе и международных. В 2004 году в Москве, в выставочном зале Музея станковой графики, проводилась персональная выставка Константина Маркова, где было представлено 70 фоторабот автора.

И вот новая выставка его фоторабот, в которых автор делится своими впечатлениями от посещения долины Кулу на севере Индии и королевства Бутан. Он посетил их в сентябре 2005 года, когда был участником Трансгималайской экспедиции, организованной Обществом культурного и делового сотрудничества с Индией (телефон – (495) 783 47 52; E-mail: rus-bharata@mail.ru).

Долина Кулу, окруженная Гималайскими горами, - одно из красивейших мест Индии. Но притягивает она путешественника из России не только своей красотой, а еще и потому, что связана с именем выдающегося русского художника, писателя и философа Николая Константиновича Рериха. Раньше здесь проходила караванная тропа, вливавшаяся в Великий шелковый путь из Индии, и для охраны (и поборов) караванов местный раджа выстроил замок Наггар, похожий на средневековый японский дворец. Многие заезжие иностранцы предпочитают остаться здесь подольше. Н.К.Рерих поселился рядом с этим замком, и большинство его картин – виды окрестностей Наггара.

Рерихи обосновались в Наггаре в 1928 году, купив имение одного из богатых и влиятельных британских поселенцев. Выбор Николая Константиновича был удачным. С высоты птичьего полета открывается впечатляющая панорама заснеженных вершин, вдохновенно воссозданных на гималайских пейзажах Рериха.

Могучие вершины Гималаев находятся в зоне вечных снегов. Днем белоснежные шапки искрятся в лучах яркого солнца. На закате вершины окрашиваются в нежный красный цвет и на розовых гребнях гор можно наблюдать причудливую игру света и тени. Когда приходит ночь, островерхие черные вершины вырисовываются на фоне звездного неба.

Не удивительно, что сюда так тянет художников со всего мира. Сама атмосфера вызывает у находящегося там желание взять в руки кисть, карандаш, ну и, конечно, фотоаппарат.

В Гималаях расположено Королевство Бутан, граничащее с Индией. Размером со Швейцарию, оно – как птенец в сердце Гималаев, защищенный от окружающих стран сложной географией высоких гор и глубоких долин. Бутан сберег свое богатое наследие, и до настоящего времени поддерживает его, держась на расстоянии от современного мира.

Старинное горное Королевство Бутан уже более тысячи лет сохраняет приверженность буддистским  верованиям и обрядам и по-прежнему остается загадочным для окружающих. В этой стране огромное количество больших и маленьких буддийских монастырей и буддийских училищ. Ламы и монахи пользуются здесь большим уважением.

Количество иностранных туристов, ежегодно допускаемых в Бутан, не превышает семи тысяч человек. Путешественников, попадающих в это горное королевство, привлекают поражающие глаз горные пейзажи, необычная архитектура. И, конечно же, жизнь страны, в которой нет никаких нищих, почти нет преступности, личная безопасность путешественника гарантируется. Что и говорить, неповторимые впечатления.

Посетители выставки фоторабот Константина Маркова имели прекрасную возможность познакомиться с древними красотами, горными пейзажами и жанровыми зарисовками через объектив замечательного фотохудожника и заядлого путешественника.