ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" |
||||||||||||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | ВЕСЬ АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 6 (84) 2006 г. | ПУЛЬС | ОБЩЕСТВО | ТВ-РЕЗОНАНС | ФЕСТИВАЛИ КОНКУРСЫ | ВОЙНА | ВЕХИ | ТЕЛЕЭКРАН | СЛОВО КНИГИ | ГЛУБИНКА | ВЕРНИСАЖ |
|
Copyright © 2006 Ежемесячник "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" - Корпоративный член Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР) |
Михаил Дегтярь. Рейтинг или репутация?
РОССИЙСКИЙ КОНКУРС «МЕНЕДЖЕР ГОДА – 2005»
Михаил Дегтярь
Михаил Дегтярь
|
Известный телерепортер и телеведущий Михаил Дегтярь размышляет о проблемах документального кино на телевидении. Михаил Дегтярь - член Академии Российского телевидения, Евразийской Академии телевидения и радио, вице-президент Гильдии неигрового кино и телевидения, дважды лауреат национальной телевизионной премии «ТЭФИ».
В нашей стране всегда были мастера документального кино. Вспомните Дзигу Вертова, Льва Кулешова, Эсфирь Шуб, Романа Кармена, Михаила Ромма. И сегодня в России есть большие мастера этого жанра. Они работают современно, но не забывают о своих учителях - потому документальное кино вернулось в наши дни к своим истокам. Ведь изначальная задача документалистики - быть летописью, хроникой. По сегодняшним фильмам будут судить будущие россияне не только о нашем непростом времени, но и о человеке, который живет сегодня. Не зря нынешняя российская документалистика в первую очередь изучает человека.
К сожалению, сегодня документальное кино ушло с экранов кинотеатров и стало весьма редким гостем на телевидении. Сейчас все телеканалы переполнены «кровавым», псевдодокументальным, псевдоисторическим кино. И только на фестивалях проявляется популярность этого жанра, представляющего подлинно документальное кино.
Идея использовать телеканал как зал фестивального кинотеатра была несколько неожиданной. Обычно на фестивалях фильмы показываются в одном зале в течение трех-четырех дней, там собираются люди, которые готовы к этим просмотрам. Мы попробовали сделать кинозалом всю страну (сигнал канала ТВЦ принимается примерно в семидесяти регионах России). Наш кинотеатр получился достаточно вместительным.
Идея на самом деле была очень сложной: ведь документальное кино не приносит рейтинга. Я имею в виду не то псевдодокументальное кино, которое мы привыкли видеть на Первом и других каналах. Люди, которые им занимаются, должны сделать памятник на могиле Сталина просто золотым. Они должны сделать ему ответный жест, потому что на временах Сталина заработано невероятное количество денег и о них прозвучало такое же количество вранья. Начинают придумывать то, чего просто не было. Например, фильм о Чкалове, показанный на Первом канале. Я неплохо знаю эту тему, сам делал фильм о Чкалове, и этот фильм, кстати, был в прошлом году в тройке номинатов на ТЭФИ. Чкалов погиб в 1938-м, а Первый канал использовал в своем фильме эпизод о нем из фильма Калатозова, снятого в 1941 году. Они использовали художественный фильм, как хронику, не предупреждая об этом зрителя. Это, вообще-то преступление. И такой «чернухи», и такой ерунды творится на каналах очень много.
Название, которое мы придумали для нашего фестиваля, - «Настоящее документальное кино» - может быть, немножко претенциозно. Но все фильмы, которые мы отбираем, - это кино, снятое без оглядки на пресловутые рейтинги, без оглядки на темы, которые якобы волнуют людей, на ту же самую «сталинщину». Тема уже фактически закрыта. Она на наших экранах уже минимум пятнадцать лет, и на ней начинают паразитировать по третьему или по не знаю какому разу - это же очевидно.
В стране работают десятки профессиональных студий документального кино - в Москве, в Перми, в Екатеринбурге, в Новосибирске, в Казани, которые изначально снимают только документальные фильмы. Причем без надежды показать их по телевидению. Но это значит, что над ними не довлеет цензура каналов и им никто не указывает, что они должны показывать, а чего не должны. Это очень важно, потому что темы, которые сегодня исследует современное документальное кино России, невозможны для государственных каналов. Они никогда не позволят показать сегодняшнюю российскую провинциальную жизнь так, как это показывает настоящее документальное кино. Потому что Россия живет сегодня очень плохо, бедно, и только настоящее документальное кино может себе позволить рассказать об этом. И думаю, что если одновременно посмотреть те пятьдесят фильмов, которые мы показали на нашем первом фестивале и показываем на втором, у вас появится абсолютно адекватная картина сегодняшней России.
Это уникальная ситуация, когда руководство канала пошло на то, чтобы показать фильмы, изначально обреченные на низкий рейтинг.
А сегодня рейтинг для телевидения, - это всё. Мы пришли к совершенно идиотской ситуации, когда рейтинг «правит бал», и забываем о том, что вообще происходит вокруг. В свое время, когда Олег Добродеев приходил на второй канал, он говорил, что рейтинги его не интересуют, а его волнует репутация. «Я хочу, - говорил он, - делать не рейтинговый канал, а репутационный.» Но что делают сейчас на канале «Россия»?
Я не раз открыто выступал против передачи «Дорожный патруль» на этом канале. Человек просыпается, завтракает, и для него четырежды! - чтобы, не дай бог, не пропустил - повторяют эту передачу. Получив солидную порцию отрицательных эмоций, вы едете на работу во взвинченном состоянии, потому что вам только что показали, как бьются машины, как лилась кровь и так далее. Все это странно и удивительно: казалось бы, давно уже зритель должен насытиться кровью а он не насыщается, крови все больше и больше, и этому не видно конца. Как этого избежать, как остановить эту вакханалию? Честно скажу, не знаю. Каналы зарабатывают на том, на чем могут заработать, и это понятно: спрос определяет предложение. Нынешнее наше телевидение, хочет оно того или не хочет, но работает на деградацию нации, поскольку не воспитывает людей, а развивает у них низменные инстинкты и чувства, глушит интеллект.
Может быть, есть специальное задание напугать страну, зомбировать ее? Если так, то это запредельно, и я просто не хочу это обсуждать.
Правда, некоторые считают, что «кровавое» ТВ дает выход отрицательной энергии, накопившейся у людей. Возможно, и дает, но, и я в этом глубоко убежден, наносит вред на порядок больше. Я, например, до семи лет отгонял сына от телевизора, когда там шли новости.
Мы посылали приглашения на наш фестиваль только на специализированные студии документальных фильмов. Почти все представленные фильмы были сняты на деньги Федерального агентства по культуре и кинематографии. Удивительно, что такие фильмы еще как-то финансируются государством. Но люди снимают кино без надежды показать его, только с одним желанием - показать Россию. Важным обстоятельством было также - никаких «консервов», то есть только реальная современная жизнь в России. Именно в России, потому что уже на первом нашем телефестивале было очень много желающих участвовать - из Грузии, из Казахстана… У меня лежали горы кассет, присланных из других стран, но мы поставили условие - только российские студии. И еще на этот фестиваль все-таки пробились несколько телевизионных студий.
Наш телефестиваль - это репутационный проект, то есть работает на репутацию канала. Насколько мне известно, подобные фестивали раньше не проводились не только у нас, но и за рубежом.
Второй фестиваль «Настоящее документальное кино» стартовал на ТВЦ в марте этого года и продлится до конца лета. Планируем показать около 30 фильмов. Итоги подведем в конце сентября и церемонию награждения покажем в прямом эфире.
Уникальность телефестиваля в том, что в нем два жюри: зрительское и профессиональное. Зрители голосуют через наш сайт в Интернете - www. tvc. ru. В прошлом году они признали победителем фильм екатеринбургского режиссера Алексея Федорченко "Давид" Кстати, его полнометражный дебют "Первые на Луне" прогремел на многих кинофестивалях, включая Венецию. А профессионалы лучшим фильмом признали "Свадьбу тишины" Павла Медведева из Санкт-Петербурга. Фильм Павла Медведева идет тридцать минут, и двадцать пять минут в нем нет ни одного звука, потому что фильм про глухих людей. Эта тема и мне близка - в 1995 году я сделал фильм о глухих, он назывался «Страна тишины» - и получил за него ТЭФИ. Двадцать пять минут из тридцати на экране молчание. Вы можете представить себе такое телевидение? Одно дело, когда это идет на экране кинотеатра, куда люди специально пришли посмотреть такое кино, а другое – когда люди смотрят его дома, отвлекаются, уходят от экрана, возвращаются, а на экране – молчание, молчание, молчание. И тем не менее мы все это показали. Я считаю, что это – революция для современного телевидения.
Совсем недавно мы показали замечательный фильм Ивана Головнева «Маленькая Катерина» который снимался три года! Представляете, какой здесь вложен труд?
Могу назвать несколько картин, которые лично на меня произвели впечатление. Это фильм «Живи и радуйся», его снял на Западно-Сибирской киностудии классик документального кино Юрий Шиллер. Один из героев фильма радует земляков виртуозной игрой на гармони, другой - в одиночку строит деревянную церковь и рассуждает о несовершенстве человека и окружающего его мира. Каждый из них наделен внутренней гармонией, способностью воспринимать жизнь оптимистически.
Многих, думаю, тронет «Последний еврей» Бориса Караджева. Оказывается, в юго-западном «углу» Тверской губернии есть село Ильино - село необычное, со своей особой, весьма драматичной судьбой. Более 150 лет назад его основали евреи, последователи хасидского вероучения. В начале 40-х здесь проживали около трех тысяч евреев. А сегодня в Ильине остался лишь один еврей -Александр Яковлевич Карпенко...
«Пистолет» Никиты Воронова - фильм документальный в самом полном понимании этого слова. Его сюжет, художественная ткань, элементы драматизма и юмора - все рождается в подлинных диалогах детей. А дети остаются детьми - они искренни и в своих заблуждениях, и в своих самых чистых устремлениях. Они лучше, честнее и сообразительнее взрослых! Даже тогда, когда сталкиваются с вопросами, неподвластными психологам, криминологам или политикам.
А теперь несколько слов о моих собственных планах за пределами фестивальных дел. Планов у меня всегда было громадье, но они, увы, не могли быть реализованы. Сейчас, кажется, ситуация меняется. На ТВЦ по пятницам в прекрасное время - 22.30 - начала выходить моя программа "Репортер" которая была популярна еще в конце 80-х, а затем прекратила свое существование. Есть несколько интересных идей, и я надеюсь, что смогу их реализовать. Во всяком случае, веду на этот счет переговоры с руководством канала.
РОССИЙСКИЙ КОНКУРС «МЕНЕДЖЕР ГОДА – 2005»
20 апреля 2006 года в Москве, в «Президент-Отеле», прошла торжественная церемония награждения победителей конкурса «Менеджер года - 2005».
Стало уже традицией проводить ежегодный конкурс «Менеджер года». Конкурс организуется Вольным Экономическим обществом России и Международной Академией менеджмента с 1997 года при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Сегодня Российский конкурс «Менеджер года» - один из самых престижных и популярных среди большого числа мероприятий такого уровня.
Сопредседатели Оргкомитета конкурса - Президент Вольного экономического общества России, профессор Г.Х. Попов и Президент Международной Академии менеджмента, академик РАН С.А. Ситарян.
Жюри конкурса возглавляет Почетный председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ, почетный академик Международной Академии менеджмента Е.С. Строев.
Сегодня конкурс превратился в масштабное мероприятие, в котором принимает участие около 2000 человек из большинства регионов России, расширяется его география. Впервые в нем представлены менеджеры других стран, в том числе Беларуси, Болгарии, Казахстана. Появилась новая номинация «Международное сотрудничество».
Авторитетное жюри, возглавляемое Е.С. Строевым, определило 10 абсолютных победителей и 120 победителей в 34 номинациях.
Второй год в выдвижении соискателей на звание «Менеджер года» приняла участие Евразийская Академия Телевидения и Радио, которая учредила номинацию «Менеджер года в электронных СМИ». После отборочного тура 12 академиков ЕАТР были удостоены высокого звания «Менеджер года в электронных СМИ» и награждены Почетными медалями и Дипломами конкурса:
1. Агаджанова Нонна Рафаэловна - Генеральный продюсер студии «TVист». В номинации «Главный продюсер кинокомпании»;
2. Санникова Светлана Николаевна - Главный редактор телекомпании «Моя Удмуртия» (Ижевск). В номинации «Главный редактор телекомпании»;
3. Долгушина Ирина Васильевна - Председатель Ассоциации телевещателей Красноярского края «Енисей-ТВ». В номинации «Генеральный директор медиагруппы»;
4. Джуликян Абов Арамаисович - Генеральный директор ГУП «ТВ Юго-запад». В номинации «Генеральный директор кабельного телевидения»;
5. Литовчин Юрий Михайлович - Президент Гуманитарного Института телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина. В номинации «Президент компании»;
6. Увальжанова Алия Турсунгазиновна - Генеральный продюсер телекомпании «Quadra Business Technology» (г. Алматы, Казахстан). В номинации «Коммерческий директор компании»;
7. Сырцов Игорь Михайлович - Генеральный продюсер телеканала КТК (г. Алматы, Казахстан). В номинации «Генеральный продюсер телекомпании»;
8. Сидорович Людмила Леонидовна - Директор Представительства Межгосударственной телерадиокомпании «МИР» в республике Беларусь. В номинации «PR-директор телерадиокомпании».
9. Белоусов Александр Антонович - Ректор Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения. В номинации «Образовательная, научно-исследовательская деятельность»;
10. Прохоров Анатолий Валентинович - Президент Студии компьютерной анимации «Петербург». В номинации «Руководитель компании по развитию»;
11. Михайлов Александр Николаевич - Директор Международного детского телевизионного фестиваля «Арт Амфора» (г. София). В номинации «Директор компании»;
12. Оганесян Армен Гарникович - Председатель ГРК «Голос России». В номинации «Председатель компании».
Итоги конкурса отражают положительные тенденции, наблюдаемые в развитии экономики страны. Значительно активизировалось участие в конкурсе не только крупных, но и малых городов, изменилась структура номинаций. Среди конкурсантов стало больше женщин, а общий состав участников в этом году заметно помолодел.
Алия Увальжанова - Генеральный продюсер телекомпании «Quadra Business Technology», г. Алматы, Казахстан (победитель в номинации «Коммерческий директор компании»):
«Я признательна Евразийской Академии Телевидения и Радио за честь участвовать в конкурсе «Менеджер года». В кратком эссе, что являлось конкурсным условием, я писала о том, как я вижу свою компанию и роль организационной культуры в управлении. По-видимому, моя работа вызвала интерес. Я занимаюсь вопросами изучения влияния механизмов финансирования на производство документальных фильмов. Так же, как в России, кинематография в Казахстане переживает не самые лучшие времена, но, к счастью, уже и не худшие. Вопрос в другом - какой найти к этому подход, найти механизмы влияния на эту ситуацию. Сегодня есть меценаты, готовые поддержать культуру и производство документальных фильмов. Так у меня возникла идея создания российско-казахстанского цикла документальных фильмов «Лики Евразии» для телеканала «Культура». Хотелось бы отметить, что сегодня канал «Культура» дает для Казахстана уникальную возможность удовлетворять нашу духовную потребность и восполнять наш информационный вакуум. Но, к сожалению, на самом канале «Культура» очень мало программ других республик, которые могли бы дать толчок взаимопроникновению, интеграции через культуру. И, может быть, тогда было бы меньше явлений ксенофобии, проблем, связанных с негативным отношением к тому или другому языку, который является носителем культуры и слова своего народа.»
Александр Михайлов - Директор Международного детского телевизионного фестиваля "Арт Амфора", г. София, Болгария (победитель в номинации «Директор компании»):
«Для меня, как для члена Евразийской Академии Телевидения и Радио, является очень важным то, что деятели культуры в странах СНГ все больше внимания обращают на проблемы воспитания подрастающего поколения. Во многих странах, например, в том же Казахстане, производится детское кино и телевизионное, и игровое. И поэтому в этом году Евразийская Академия Телевидения и Радио проявила к нашему фестивалю большой интерес. Мы надеемся, что будем способствовать объединению различных культур как взаимообогащающему фактору в этой важной теме. Безусловно, фестиваль является нужным, тем более, что он встречает поддержку и государственных структур Болгарии: министерства культуры, ассоциации кинематографистов».
Александр Белоусов - Ректор Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, г. Санкт-Петербург (победитель в номинации «Образовательная, научно-исследовательская деятельность»):
«То, что мне вручили премию «Менеджер года - 2005», - это следствие наших усилий по развитию университета в области массовых коммуникаций и электронных средств связи. Бывший Ленинградский институт киноинженеров, теперь Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, готовит специалистов по двадцати специальностям, и в том числе - в области средств массовой информации. У нас есть и технические специальности, такие, как «аудиовизуальная техника», и специальности, непосредственно связанные с информацией - «связь с общественностью», «реклама», «продюсерство», которые пользуются большим спросом. Я думаю, что немалый вклад мы сделали в областях анимационной графики, режиссуры и средств, связанных с компьютерными изображениями».
Лучших менеджеров, при всем разнообразии рода их деятельности, опыта и знаний, объединяет чувство ответственности за судьбу своей страны, несомненный организаторский талант, высокий профессионализм и целеустремленность.