ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2008

 

Маргарита Лобовская




Памятник надеждам и иллюзиям

90 лет назад Москва была объявлена столицей
Российской советской республики

Москвичи и гости столицы, частные посетители и организованные группы туристов ежедневно приходят в музей-заповедник «Московский Кремль». Соборная площадь, старинные дворцы и храмы, открытые для экскурсантов, легендарная сокровищница русских царей «Оружейная палата» приглашают нас вновь и вновь возвращаться в Кремль. Здесь на относительно небольшой территории (всего 27,5 гектара), сложившейся еще в XV веке, ярко и образно познается история Отчества с древнейших времен до наших дней. Мы же, воспользовавшись юбилейной датой, вспомним знаменательные события 90-летней давности, когда Москва в марте 1918 была объявлена столицей Российской советской республики, и Кремль — местом работы Совета народных комиссаров.

Московский Кремль в начале ХХ века

Советское руководство, государственные чиновники, члены их семей из Петрограда прибыли в Москву. Нашему современнику, привыкшему к идеальной чистоте и строжайшему порядку на территории кремлевского музея-заповедника, трудно представить эти места в те давние годы. А 90 лет назад на кремлевских площадях все еще громоздились обломки разрушенных домов, оставшиеся после октябрьских боев, ощущалась захламленность всей территории. В то же время еще были открыты храмы, в которых горели лампады, и не прекращалась церковная служба, во многих домах жили работники многочисленных дореволюционных учреждений.

21 марта 1918 года Я.М. Свердлов подписал краткий указ о назначение Павла Дмитриевича Малькова комендантом Кремля; новый начальник энергично принялся за подведомственную ему территорию и стал превращать Кремль в политический центр советской республики. Сразу были введены пропуска для входа или въезда на автомобиле через Спасские и Троицкие ворота. Для В.И. Ленина была подготовлена квартира и рабочий кабинет в наиболее представительном дворцовом здании — сенате. Трехэтажный Кавалергардский корпус, в котором в прошлые времена проживали офицеры царской свиты, сразу же был приспособлен под квартиры членов Совнаркома: были завезены мебель, посуда, белье; на втором и третьем этажах находились квартиры А.С.Енукидзе, И.В.Сталина, Л.Д.Троцкого, В.М.Молотова, А.Д.Цюрупы, Н.И. Бухарина, секретаря Ленина Л.А.Фотиевой и других.

Между тем, комендант Кремля должен был не только привести в порядок территорию, то есть не только вывести мусор, но и выселить прежних жителей. Больше всего Малькова раздражали обитатели Чудова и Воскресенского монастырей, которые ежедневно обременяли коменданта просьбами о пропусках и при этом не скрывали неприязни к новой власти. Заручившись устным разрешением В.И.Ленина и Я.М.Свердлова, Мальков выселил монахов и монахинь из старинных обителей и постепенно освободил кремлевские дома от ненужных ему квартирантов. Советский Кремль торопился избавиться от примет еще недавнего, ненавистного прошлого: были сняты иконы с кремлевских башен, снесен памятник Великому Князю Сергею Александровичу. Но надо было не только уничтожать старое, но и активно утверждать новые символы. Опытный слесарь Н. В. Беренс и художник М. М. Черемных восстановили ход и бой часов на Спасской башне, и, к радости советских руководителей, куранты стали воспроизводить мелодию Интернационала. Над куполом Казаковского дворца, в котором уже жил и работал В.И. Ленин, был поднят флаг Советской республики.

Коменданту Кремля пришлось заниматься не только установлением порядка и благоустройством территории, но и совершенно другими делами. 30 августа 1918 года, после покушения на В.И. Ленина стрелявшая в него эсерка Фанни Каплан была тут же доставлена на Лубянку и допрошена; 1 сентября П.Д. Мальков привез женщину в Кремль и под усиленной охраной заключил ее в подвальное помещение Большого Кремлевского Дворца. 3 сентября он расстрелял Ф.Каплан. Мгновенная казнь была совершенна у Сенатской башни кремлевской стены. На следующий день в «Известиях» появилось краткое сообщение: «4 сентября по постановлению ВЧК расстреляна стрелявшая в тов. Ленина правая эсерка Фанни Ройд (она же Каплан)». Через много лет в своих воспоминаниях П. Д. Мальков с гордостью вспоминал о совершенной им казни.

В том же 1918 году Кремль начал постепенно обрастать учреждениями, связанными с обслуживанием руководителей государства. В Кавалергардском корпусе была открыта столовая; в двухэтажных палатах при Потешном дворце — амбулатория и кремлевская больница на 10 коек. В кельях Чудова монастыря поселились курсанты, охранявшие Кремль; здесь же для них был открыт клуб. Между тем новая власть не могла не знать о ценности Кремлевского ансамбля как памятника отечественной истории и культуры. В первые годы советской власти руководство страны активно провозглашало необходимость охраны памятников, и общественность гласно требовала сохранять, изучать, реставрировать древние соборы и дворцы. В 1919 году памятники Кремля были переданы под наблюдение музеев Наркомпроса. 22 августа 1922 года научные работники подготовили проект «Положение о памятниках Московского Кремля», в котором указывалось, что «памятники предназначаются для обозрения, экскурсий, и использование их под жилье и склады недопустимо». Но эти прекрасные слова остались только проектом. Другое административное учреждение, Комиссия по управлению Кремлем, игнорировало требования музейщиков. В декабре 1929 года сотрудники Государственных реставрационных мастерских составили акт в том, что старинный монастырский храм Архангела Михаила был взорван и превращен в груду строительного мусора. Тогда же были уничтожены церкви женского Вознесенского монастыря, и захоронения погребенных княгинь и цариц с останками Софьи Витовтовны, Софьи Палеолог, Натальи Кирилловны и многих других были перенесены и свалены в подвал пристройки при Архангельском соборе. В 1930 году были полностью снесены монастырские ансамбли, и на их месте архитектор Иван Рерберг построил представительное здание бывшего военного училища (ныне аппарата Президента РФ).

Никольские ворота
Кремля в 1918 году

В эти трагические тридцатые годы прошлого столетия проявился профессиональный и гражданский подвиг музейных работников, которые смогли сохранить храмы и дворцы Соборной площади и многие памятники древнерусского искусства, ни на день не прекращая научных и реставрационных работ. Впрочем, эта деятельность проходила в те годы без особых помех, ибо Московский Кремль после революции был превращен в неприступную крепость, прежде всего, для своего народа. Когда московские школьники в 30-40 годы прошлого века читали очерк М.Ю. Лермонтова «Панорама Москвы», начинавшегося известными словами: «Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу...», им было непонятно, как юноша мог подняться на колокольню. Ведь Кремль был тщательно закрыт для всех, и только важные иностранцы — сотрудники посольств, члены правительственных делегаций — допускались на его территорию. Для советских граждан осмотр Оружейной палаты воспринимался как престижная награда, которой удостаивались единицы. И так продолжалось 36 лет.

14 марта 1955 года в московских газетах было опубликовано решение руководства ЦК КПСС о свободном входе в Кремль. В здании, возведенном на месте уничтоженных монастырей, открылся Кремлевский театр, а вход в Кремль был тогда возможен через легендарные Спасские ворота. В Георгиевском зале Большого Кремлевского Дворца зазвучали детские голоса — там стали проходить новогодние елки; по билетам можно было посетить «Оружейную палату» и «Патриарший дворец». Но Советская власть по-прежнему смотрела на Кремль как на свою вотчину, и в 1961 году к открытию очередного партийного съезда на месте старых снесенных корпусов был возведен стеклянный Дворец съездов, который народ тут же назвал «стилягой среди бояр». В наши дни власти довольно легко расстаются с постройками прошлых десятилетий. Снесены гостиницы «Москва» и «Россия». Есть сторонники уничтожения и этого здания, которое резко выделяется из всего кремлевского ансамбля. Не скрою, что я не разделяю этих взглядов. Московский Кремль вобрал памятники каждого столетия. И многие дома не сразу, а постепенно вживаются в ансамбль и на своем «архитектурном языке» повествуют нам о своей эпохе. Дворец съездов, ныне театрально-концертный зал, доносит до нас голос 60-х годов прошлого столетия с их полетами в космос, осуждением культа личности, ликвидацией ГУЛАГа — времени светлых надежд многих людей на счастливое будущее, которое называлось в те времена коммунизмом. Простим им и сохраним память об иллюзиях прошлых поколений.