ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | |||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 145 2010г. | РЕЗОНАНС | ИУДАИКА | ВРЕМЕНА | НОВЕЛЛЫ | АШКЕНАЗЫ |
1812 | СЛОВО | ВКУСЫ | ВЕЧНОЕ | ДВОЙНИК | P.S. |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2010 |
Имя Надежды Ламановой в начале ХХ века в России было знакомо каждому. Сочетание слов «платье от Ламановой» звучало так же естественно, как «булки от Филиппова», «фрукты от Елисеева», «водка от Смирнова», «конфеты от Эйнема», «коньяк от Шустова», «духи от Остроумова» или «мыло от Брокара». Звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества» говорило о высочайшем качестве товара. В 1900 году Н.Ламанова была удостоена этого звания за платья для императрицы Александры Федоровны.
Именно она «одевала» царскую семью, аристократический и артистический бомонд, работала над костюмами к спектаклям МХТ. Ее моделями были гранд-дамы России: от Марии Ермоловой и Ольги Книппер-Чеховой до Лили Брик и Веры Холодной. Она, единственная из русских модельеров, выдерживала конкуренцию с лучшими европейскими Домами мод (Ворт, Дусе, Пакен). В ее доме устраивал свои дефиле великий французский кутюрье Поль Пуаре. Марина Цветаева рифмовала ее фамилию: «богиня мраморная – нарядить от Ламановой».
Надежда Ламанова родилась 14 декабря 1861 года в деревне Шузилово под Нижним Новгородом в семье полковника Петра Михайловича и его супруги Надежды Александровны Ламановых. Она была старшей из пяти дочерей и, окончив восемь классов гимназии, вынуждена была (родители рано умерли) забыть на время о дворянских амбициях, поступить в Московскую школу кройки и шитья О.А. Сабуровой, стать моделистом в мастерской г-жи Войткевич.
Благодаря своему выдающемуся таланту, она быстро становится ведущим закройщиком в мастерской. Московские модницы того времени говорили: «Шить теперь надо только у мадам Войткевич – там есть одна новенькая закройщица мадемуазель Ламанова, которая истиранит вас примеркой, но зато платье получится, как из Парижа».
Вскоре она выходит замуж за молодого юриста красавца Андрея Павловича Каютова. Впоследствии он стал очень богатым человеком, управляющим московским отделением «России» – знаменитого страхового общества. А тогда Каютов был более известен как актер-любитель с громким псевдонимом Вронский. Он познакомил Ламанову со своими друзьями-актерами, среди которых были и знаменитая актриса Малого театра Гликерия Федотова, и начинающий актер Константин Алексеев (позднее прославившийся под именем Станиславский).
Надежда Петровна была в браке с Андреем Павловичем 45 лет, до самой его смерти в 1931 году. Он был арестован и расстрелян. Детей у них не было, их заменяли четыре младшие сестры Надежды Петровны и множество учениц, которые называли ее «мама Надя».
В 1885 году Ламанова открывает собственную мастерскую на Тверском бульваре. Андрей Павлович – ее муж – активно помогает в этом большом деле. Прежде чем начать работу она долго изучала «натуру», а потом творила из тканей, как художник красками. Шила методом «наколки», долго прикладывая ткани к фигуре модели, вдохновенно ее обволакивая, драпируя складками, закалывая булавками... наконец, говоря измученной, «обколотой» сотнями булавок клиентке: «Снимайте все это осторожно, эскиз готов!».
– Только, пожалуйста, – умоляли заказчицы, – сшейте сами.
– Я вообще не умею шить.
– ???
– Архитектор ведь не кладет камни, это делают рабочие, и шить вам буду не я, а мои помощницы.
Помощниц у Ламановой было более двадцати.
«Архитектор моды» Ламанова не следовала слепо парижским стандартам, правившим в России уже больше века. Имея колоссальную практику в Москве и Петербурге, много работая для театра и балета (спектакли Художественного театра она обшивала с 1901 года до самой смерти), сотрудничая с выдающимися художниками (Бакст, Головин), она рождала свой собственный стиль. Произведения ее искусства хранятся во многих частных коллекциях, театрах, музеях, в том числе и в Эрмитаже; Валентин Серов писал ее портрет.
Русской модой заинтересовался великий французский модельер Поль Пуаре. Потрясенный «Русскими Сезонами» во Франции, он приехал в Москву со своими новыми моделями в ориентальном стиле, который таким образом как бы вернулся на родину. Дефиле проходило в доме у Ламановой и, конечно, привлекло весь художественный свет России.
Публикации в советской печати о том, что Надежда Петровна с радостью приняла
Великую Октябрьскую революцию, сомнительны. После большевистского переворота она
потеряла состояние, имение, свой модельный Дом, своих многочисленных работниц,
свою выдающуюся клиентуру и… мужа. Но Россию она не покинула. Октябрь 1917 года
застал Н.П. Ламанову на пороге 56-летия. А в 1919 году бывшую «поставщицу двора
Ея Императорского Величества» арестовали. Только благодаря вмешательству Максима
Горького (его жена Мария Андреева была клиенткой Ламановой) после двух с
половиной месяцев отсидки ее освободили.
В преклонном возрасте жизнь пришлось начинать сначала. Она не только
конструировала модели для жен высоких чиновников, но и создавала моду для масс и
костюмы для фильмов Эйзенштейна, Александрова, Протазанова. А это культовое
советское кино: «Аэлита», «Иван Грозный», «Александр Невский», «Цирк».
Выжила Ламанова благодаря театру и благодаря своей недюжинной воле. С 1921 года
она работала в театре Вахтангова. В страшное, голодное и холодное время Ламанова
сшила потрясающие по красоте туалеты для участников спектакля «Принцесса
Турандот», обшивала и многие другие спектакли: «Зойкина квартира» Булгакова,
«Егор Булычов и другие» Горького.
Врожденная демократичность, свойственная лучшим представителям русской интеллигенции и воспитанная в ней семьей дает Ламановой новый творческий импульс.
Модели от Надеждвы Ламановой |
В шкале ценностей художницы на первом месте стояло чувство справедливости, служение интересам общества, необходимость делать людям добро. Не случайно в годы первой мировой войны Ламанова с легкостью отдала свое имение под госпиталь для раненых русских солдат. В одной из своих записей Ламанова отмечала: «...Революция изменила мое имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей, а дала возможность в несравненно более широких размерах проводить их в жизнь».
Она почувствовала, что именно теперь стране и народу понадобятся ее знания, опыт и редкий талант мастера костюма. Поэтому так решительно она отказывалась от предложений американских и французских знаменитых модельеров – работать на Западе, навсегда покинуть Россию. По ее инициативе в 1919 году организуется Мастерская современного костюма (при Главнауке) с широкой новаторской программой, в которой нашли обоснование принципы моделирования костюма для трудящихся масс.
Самое активное участие она приняла в разработке планов деятельности первых швейных учебных заведений: «Положения о Центральном институте швейной промышленности», «Устава Сокольничьих советских учебных художественно-промышленных мастерских». В период с 1919 по 1924 годы Надежда Петровна разрабатывает на базе логически обоснованного кроя многочисленные модели простой одежды, рассчитанной на широкие демократические слои населения. Она занимается проектированием платья по идеям народного русского костюма. С 1922 года как художник Надежда Ламанова становится членом Академии Художественных наук.
В двадцатые годы она создавала новые модели платья из... полотенец, а пальто из... одеял. Однако после введения НЭПа смогла найти более продуктивный выход своей энергии. Ламанова обратилась к министру культуры Луначарскому (его жена актриса Малого театра Розенель отлично знала способности Ламановой) с предложением о создании мастерской современного костюма. Перед Ламановой стояла задача создать рабоче-крестьянскую моду, и она справилась, проявив колоссальную изобретательность, используя дешевые, простые и грубые материалы, учитывая послереволюционную разруху.
В 1925 году модели Ламановой (без нее самой) отправились в Париж на всемирную выставку. Ее платья в русском стиле произвели фурор. Стиль «а-ля рюс» в те годы стал чрезвычайно моден в Европе. Платья Ламановой, представленные на выставке с полагающимися аксессуарами – обувью, поясами, шляпами и бусами, скатанными из хлебного мякиша и крашеного гороха, — соперничали с одеждой лучших французских Домов. А конкуренция была колоссальная! И не только с французами, но и с соотечественниками. С домами «Китмир», «Ирфе». Но именно ее модели получают «Гран-при» на международной выставке в Париже «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением».
К.С.Станиславский писал о Н.Ламановой: «Такое долгое сотрудничество с Н.П.
Ламановой, давшее блестящие результаты, позволяет мне считать ее незаменимым,
талантливым и почти единственным специалистом в области знания и создания
театрального костюма».
В 30-е годы она – постоянный участник международных выставок. С 1926 года
Ламанова создала ряд моделей по мотивам творчества народов Севера (по заказу
Всекопромсоюза) для продажи за рубеж, затем разработала коллекцию меховых
изделий для Лейпцигской выставки, участвовала в Нью-Йоркской выставке 1929 года.
С 1930 года она стала заведующей мастерской Мехкомбината.
Другая грань ее таланта проявилась в серьезных теоретических разработках, посвященных различным аспектам искусства моделирования одежды. На страницах журналов «Ателье» и «Красная Нива» появляются глубокие по мыслям и талантливые в литературном отношении статьи Ламановой. В 1925 году Надежда Петровна Ламанова и Вера Игнатьевна Мухина совместно издают альбом «Искусство в быту», представив в нем ряд проектов бытовой одежды, основанной на принципах строгого дизайна. Ее награждают специальным дипломом за участие в I Всероссийской художественно-промышленной выставке. В последующие годы Ламанова почти ежегодно получает призы и дипломы. Окрыленная успехом, Ламанова совершает попытку создать школу моды в Советской России – Студию художественного производственного костюма. Н. Ламанова была убеждена, что «всякий человек, несмотря на все недостатки его тела, от природы или от образа жизни, имеет право быть гармоничным».
Надежда Петровна в глубоко пенсионном возрасте вместе с художником Головиным
создает шедевры театрального костюма для «Женитьбы Фигаро» во МХАТе, одевает в
Театре Красной Армии «Вассу Железнову» с Раневской в роли Вассы... Станиславский
называл ее «нашей драгоценной, незаменимой, гениальной, Шаляпиным в своем деле».
...Ламанова продолжала ходить во МХАТ на работу и в начале Великой Отечественной
войны, когда ей было уже 80 лет.
Общесоюзный Дом моделей одежды (ОДМО) тоже можно считать еще одним ее детищем.
Создание знаменитого Дома моды на Кузнецком мосту было бы невозможно без усилий
великой и блистательно одаренной Надежды Ламановой.
Когда началась война, Надежда Ламанова сказала близкой подруге скульптору Вере Мухиной:
– Я скоро умру.
– Как вы можете так говорить? Почему?
– У меня остались всего только две капли «Коти».
Она не могла жить без французских духов. Но старые запасы кончились.
...В октябре 1941 года Ламанова должна была эвакуироваться вместе с
Художественным театром. Из-за задержки, связанной с болезнью младшей сестры, она
опоздала на сборный пункт – коллеги ее не дождались. Она бросилась к Большому
театру, с которым сотрудничала, села передохнуть в скверике – и здесь с ней
случился сердечный приступ. Надежда Петровна Ламанова умерла 14 октября 1941
года в центре Москвы, напротив грандиозного храма искусств, увенчанного
квадригой Аполлона, которому она бесстрашно служила всю свою долгую жизнь.