ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2011

 

Памятный камень Гер Цедеку и Виленскому Гаону

Танхум Бусин



Каково перейти в евреи

Размышляет председатель Московского ортодоксального еврейского союза (МОЕС) Танхум Бусин.

Наша Тора, не раз перечисляя группы еврейского народа, называет коэнов, левитов, просто евреев и пришельцев в воротах городов наших. Известно, что к иудаизму может присоединиться любой человек, которому осознанно и ответственно придется взять на себя все 613 заповедей, полученных еврейским народом на горе Синай. Такому человеку предстоит тяжелейший труд по приобщению к заповедям. Специальный раввинский суд в итоге этого труда человека, один-два года находящегося внутри еврейской общины, только взвешенно констатирует те изменения, которые с ним произошли. Ведь человек по мере прохождения гиюра кардинально меняет сам себя. Приняв на себя все заповеди, включая те, которые невозможно сейчас исполнить по объективным обстоятельствам – например, жертвоприношение в Храме, он «берет на себя» и раввинские постановления, и наши обычаи. Вообще человек сознательно становится носителем всего груза еврейской традиции. При этом нельзя упустить исполнение даже одной заповеди, которую возможно было исполнить. Если кто-то скажет, что готов соблюдать все заповеди, кроме одной, гиюра не будет. Ибо в Тору не берут выборочно. Мы говорим в данном случае о том, кто носит название гер цедек, это полноценный еврей и ему запрещено напоминать, что он прошел гиюр. Есть еще понятие – гер тошав – соблюдающий семь заповедей Ноаха и живущий в Эрец Исраэль – по одному мнению, по другому – просто человек, сознательно соблюдающий семь заповедей Ноаха.

Изъявившего желание стать гер цедеком у религиозных евреев положено отговаривать, тем самым проверяя, насколько он крепок в своем выборе. Важно, чтобы здесь человек не шел по пути каких-то сиюминутных мотиваций типа: выйти замуж за еврея, жениться на еврейке, переехать в Израиль и получить корзину абсорбции, сменить гражданство. Или просто потому, что ему евреи нравятся, потому что есть друг-еврей… Увы, в такого рода длинный перечень обычно не входит стремление стать евреем для того, чтобы служить В-вышнему. А без этого все прочие обстоятельства бессмысленны. С одной стороны, евреи представляют собой ограниченное сообщество. С другой стороны, именно в силу этой ограниченности возникает возможность принять в наш народ любого достойного из любого народа, уверенного в своем выборе и принявшего на себя исполнение 613-и заповедей. При этом будущий гер не обязан объяснять, почему он решил войти в еврейский народ, но он обязан на деле доказать искренность и осознанность своего стремления. Человек должен отдавать себе отчет в том объеме заповедей и ответственности, которые он берет на себя и на своих детей. Понятно, что при таких условиях т.н. реформистские (консервативные) гиюры, в том числе по почте и за деньги, являются просто профанацией и издевательством над традицией.

Гиюр – дело индивидуальное. Его запрещено совершать в массовом порядке. Запрещены насильственные гиюры. В истории еврейского народа был случай, когда идумеи, потомки Исава, перешли в еврейство недобровольно. И в результате одним из потомков идумеев спустя столетия стал еврейский царь Гордус, известный как Ирод у других народов. Гордус, сохраняя относительную независимость и занимаясь реконструкцией Второго Храма, отличался необузданным нравом и жестокостью. Кстати, по РаМБаМу, еврейская традиция запрещает геру или его ближним потомкам быть еврейским царем.

Известен современный случай, когда наследный принц из небольшого африканского королевства Свазиленд учился в Оксфорде, где, общаясь со студентами-евреями, заинтересовался иудаизмом. Он прошел гиюр, переселился в Израиль. Там Натан Гамедзе стал раввином, женился и преподает в ешиве.

Наша традиция говорит о том, что еврейская душа входит в гера именно после миквы. Понятно, что у мужчины микве предшествует брит-мила (обрезание крайней плоти). Но даже уже обрезанный мужчина может перед миквой отказаться от еврейской души. И так тоже иной раз бывает. Человек в таком случае остается обрезанным неевреем. Геру, в отличие от рожденного евреем, намного труднее. Потому что для него малейшее игнорирование заповедей может обернуться личной трагедией. Вообще по отношению к гиюру раввинские суды должны руководствоваться ответственным принципом – лучше не сделать, чем сделать. В частности, лучше не спешить, и пусть человек останется достойным неевреем, чем гером, который нарушает субботу или ест свинину. Жизненная практика показывает: то, что в ряде случаев «сходит с рук» у евреев от рождения, у геров заканчивается очень болезненно. Гер не может есть пищу, приготовленную неевреем, в том числе изготовленную до миквы им самим. Ему придется кошеровать свою посуду, он становится сыном или дочерью праотца Авраама и его жены Сары. Тем не менее, наши мудрецы в соответствии с законами этого мира обязывают гера почитать как родителей мужчину и женщину, давших ему жизнь, чтобы другие народы не подумали, что человек, перешедший в иудаизм, не чтит отца и мать. При этом гер не обязан читать кадиш после их смерти и соблюдать по ним траур в соответствии с еврейскими предписаниями.

Геры были всегда, но их никогда не было много. За исключением тех древних времен, когда царство Израиля находилось на подъеме. Так во времена царя Шломо «производство» гиюров было временно приостановлено, потому что огромное количество людей устремилось в еврейство по карьерным соображениям. Особое уважение вызывают гиюры, которые происходят в годы преследований. Как известно, гиюры делались даже в Москве при самом разгаре советской власти.

Само по себе стремление присоединиться к гонимому, истязаемому, отвергнутому народу свидетельствует о бескорыстной жертвенности выбора. Люди, переходившие в страшные времена в еврейство, знали, что им грозят мучительные казни и пытки. Они как бы руководствовались принципом Рут, моавитянки, принявшей иудаизм около трех тысяч лет назад. «…Рут ответила: «Не гони меня прочь, не настаивай, чтобы я повернула обратно. Куда бы ты ни шла, я пойду за тобой, и где ты заночуешь, там и я заночую. Твой народ стал моим народом, и твой Творец – моим Творцом. Где ты умрешь, там и я умру, и там же пусть меня похоронят. Пусть так мне сделает В-вышний и так добавит, если что-либо кроме смерти разлучит нас» (Книга Рут, 1:16-17). К сожалению, в наши дни часто приходится сталкиваться и со сделавшими гиюр для комфортного обустройства в Израиле. Поселившись в еврейской стране, такого плана люди забывают про субботу и кашрут, не говоря об остальном.

Армейские гиюры в Израиле – значимое и одновременно болезненное явление времени. Проблема в том, что среди солдат, прошедших через такую облегченную форму обучения перед вхождением в еврейство, встречаются те, которые до конца не успевает понять и осознать, что они берут на себя и насколько к этому готовы… Армейский гиюр не может считаться недействительным, если формально совершается в соответствии со всеми правилами, без нарушений. Но те из геров, которые потом нарушают заповеди, страдают от этого несоизмеримо больше, чем светские евреи, далекие от Галахи. Ведь еврей изначально пришел в этот мир таким, и в этом нет ни его вины, ни его заслуги. Гер стоит выше обычного еврея, если живет праведно. Но если принявший иудаизм нарушает исполнение заповедей, то он – ниже самого грешного еврея. Очень важно, чтоб об этом не забывали раввинские суды, отвечающие за армейские гиюры. Ведь в каждом конкретном случае речь идет о будущей судьбе молодого человека и его семьи.

В разные времена среди перешедших в иудаизм были замечательные евреи. Сам великий рабби Акива являлся потомком гера. Авторитетнейший комментатор Хумаш, сподвижник Раббана Гамлиеля II – Онкелос – был греком, принявшим иудаизм.

Навсегда останутся в памяти еврейского народа праведники, которые после своего перехода в еврейство были обречены на мучительную казнь. В 1644 году в Вальядолиде сожгли испанского дворянина, гебраиста Лопе де Вера-и-Аларкона, сделавшего себе обрезание в тюрьме инквизиции. В XVII веке две женщины были сожжены в Дубно за переход в еврейство. В 1738 году русский морской офицер Александр Возницын был публично сожжен в Петербурге вместе с евреем Барухом бен Лейбом, повлиявшим на его обращение в еврейство.

Праведник Авраам бен Авраам (польский шляхтич граф Валентин Потоцкий) принял в 1749 году мученическую смерть на костре по решению виленского церковного суда. В еврейской истории он так и остался под именем Гер Цедека. Однажды, будучи в синагоге, он побранил мальчика, мешавшего молитве. Мальчик пожаловался отцу, а тот, невежественный портной-еврей, в отместку сообщил властям, что Гер Цедек – не кто иной, как тот самый граф Потоцкий, которого уже долгое время разыскивали его знатные родственники. Когда палачи мучили его, он громко и радостно превозносил Единого Б-га; когда они снова и снова требовали отречься, он только смеялся. И тогда суд приговорил праведника к сожжению. Последний раз ему предложили вернуться в прежнюю веру, за что обещали полное прощение, восстановление в правах и возврат всех владений. В ответ он запел один из псалмов царя Давида: «Как хороша наша судьба и прекрасно наше наследие». Тогда палачу было приказано вырезать отступнику язык.

Во второй день Шавуота – праздника дарования сынам Израиля Торы, – на центральной виленской площади был разложен костер. Специально, чтобы продлить мучения Гер Цедека, дрова полили водой. Авраам бен Авраам взошел на костер. На его лице была улыбка... А назавтра пришло письмо от короля об отмене казни.

Один из местных евреев, переодевшись христианином, проник к месту казни и подобрал горсть пепла и уцелевший палец казненного. Эти останки похоронили на еврейском кладбище в предместье Шнипишкес на правом берегу Вилии, напротив Замковой горы и устья Вильни. По преданиям, сразу после казни произошли странные события. Женщина, которая смеялась, когда Гер Цедеку вырезали язык, вдруг онемела. Дома людей, которые дали дрова для костра казни, в один день сгорели дотла. На могиле Гер Цедека выросло удивительное дерево с сильно изогнутым стволом. Оно увядало, если евреям грозила беда. Перед Второй мировой войной дерево засохло совсем и было срублено.

Кладбище ликвидировали в начале 1950-х годов. Останки Гер Цедека перенесли в склеп Виленского Гаона на новом еврейском кладбище в Шяшкине. На протяжении столетий в годовщину мученической смерти Гер Цедека евреи Вильно посещали его могилу и читали кадиш.