ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2010

 


Леонид Гомберг



Происхождение Моисея: история или миф?

Пророк и законоучитель Моисей находится в центре внимания новой книги Леонида ГОМБЕРГА «Израиль и Фараон» (Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009).

Вероятно, существует на свете еврейское двоемирие. Один мир – это своеобразное состояние ранимой и всегда бодрствующей души, свой специфический строй восприятия окружающих. Этот мир может жить в еврейском доме, в том числе в том, который населен людьми, не соблюдающими религию. Другой мир состоит из чтения и интерпретации священных книг и молитвы. Произведения Леонида Гомберга «Дорога на Ханаан» и особенно «Израиль и Фараон» весьма органичны в силу того, что писатель осваивает и обобщает главы великой книги, имея за плечами одновременно такой простой и такой бесконечный опыт повседневного ощущения себя евреем. Увы, за пределами Эрец этот опыт многими семьями утерян, от чего возникают и те раввины, которые все знают и все соблюдают, но мало что помнят.

Евгений Бень

Марк Шагал. Моисей

Связь Моисея с Египтом несомненна. Об этом факте его биографии упоминают и древние источники, и современные исследователи, а главное – написано в Торе. Он родился в семье израильтян-иврим из колена Леви, на земле Гошен в северо-восточной части Нильской дельты, в бедных кварталах бывшей гиксосской столицы Аварис, где бурно отстраивался величественный Пер-Рамсес. Моисей воспитывался во дворце египетского фараона как один из принцев, во всяком случае, знатный вельможа, и получил блестящее по тем временам образование. Трагические обстоятельства вынудили его надолго покинуть родину; он появился там вновь уже в солидных годах, чтобы предъявить фараону, новому, преемнику того первого, жесткий счет от Лица Господа, а затем принудить египетского царя отпустить еврейский народ из Египта в Ханаан.

…После прихода в Египет семейного клана Иакова-Израиля по приглашению сына Иосифа, могущественного вельможи при дворе фараона, и поселения израильтян рядом с тучными пастбищами в земле Гошен, дела у них шли неплохо. Народ процветал, увеличивая свою численность. Израильтяне «расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля» (Ис.1;7).

Однако так не могло продолжаться вечно, – и вся еврейская история – и древняя, и средневековая, и современная – буквально вопиет об этом. К израильтянам приставили чиновников, чтобы «изнурять» их тяжелой работой. Их оторвали от привычных пастушеских дел и отправили на строительство «городов запасов», где они формовали кирпичи из глины, выполняли другие подсобные работы. Теперь их труд стал подневольным, рабским. Однако своей цели – снижения рождаемости израильтян – фараон не достиг. Тогда он решает прибегнуть к жесточайшей мере: уничтожать младенцев-иврим мужского пола…

В Торе упомянуты два города Питом и Рамсес (Ис.1;11), еще в прошлом веке локализованные учеными: речь идет о реально существовавших городах Пер-Атон и Пер-Рамсес – Дом Атона и Дом Рамсеса. Эти топонимы указывают на время правления XIX династии египетских фараонов, основателем которой считается Рамсес I (ок.1306–ок.1305 г. до н.э.). Именно он начал возведение новой царской резиденции на месте бывшей гиксосской столицы Авариса. Его сын Сети I (ок.1305–1290 г. до н.э.) продолжает строительство города, который вскоре становится новой столицей государства. Но подлинно грандиозный размах работы принимают при сыне Сети I фараоне Рамсесе II (1290–1224 г. до н.э.), который привлек сюда огромное количество рабов, в том числе и азиатов семитского происхождения. Новый город, получивший имя фараона-строителя, разрастается и поглощает территорию древнего Авариса. При Рамсесе II шло интенсивное строительство и «города запасов» библейского Питома – Пер-Атона, который находился неподалеку от Пер-Рамсеса…

Жестокие меры, принятые по указу фараона, чтобы ограничить рождаемость израильтян, заставили родителей скрывать грудного Моисея в течение трех месяцев. Когда продолжать игру в прятки со смертью стало опасно, мать осмолила корзину, положила в нее младенца и поставила в тростнике у берега. Конечно, младенец не был брошен на произвол судьбы: место выбирали тщательно. По-видимому, это была какая-то протока Нила или канал, который протекал поблизости от дворца фараона, – дочь царя ходила туда мыться. Сестра мальчика Мириам встала поодаль, чтобы проследить его дальнейшую судьбу. Принцесса и в самом деле обнаружила корзину, ей стало жаль плачущего малыша, и она решила взять его себе, хоть поняла, что «этот из детей иврим» (Ис.2;6). Подошедшая Мириам предложила найти ребенку кормилицу-израильтянку и, получив согласие, привела под видом кормилицы мать младенца Иохевед; дочь фараона велела взять малыша и вскормить за плату. Теперь бояться было нечего: израильтянка кормила мальчика по приказу и на деньги принцессы. Когда младенец «вырос», мать «привела его к дочери Паро (т.е, фараона), и он был у нее вместо сына…»(Ис.2;10)

Имя, как явствует из текста, также дала ребенку мать: «…и нарекла имя ему Моше, потому что, говорила она, ведь из воды ты вынула его» (Ис.2;10).

Речь идет о причастии действительного залога от глагола «лимшот» (извлекать, вынимать, вытаскивать) маша – «извлекающий», а в переносном смысле «выводящий, спасающий евреев из египетского рабства». Ученые называют такое словообразование «народной этимологией». Большинство исследователей полагают, что имя Моше египетского происхождения: mes, mesu – означает сын и является составной частью таких имен, как Тутмос, Яхмос или даже Рамсес.

Египетское имя Моше, данное в детстве пророку, становится важным доводом в пользу его египетского происхождения, которое отстаивает Зигмунд Фрейд в своей знаменитой книге «Моисей и монотеизм».

Несмотря на то, что в событиях, связанных с рождением Моисея, как они описаны в Книге Исхода, нет ничего сверхестественного, ученые говорят об «архитипическом», стандартном мифе, который был использован при составлении его биографии. Д.Д. Фрезер указывает на несколько сходных мифов, бытующих и по сей день у разных народов мира. Так, согласно римскому преданию, основатели Рима Ромул и Рем в младенчестве были оставлены в корзине на реке, а потом спасены и выкормлены волчицей. При этом Фрезер указывает, что такие истории, чаще всего рассказывают «про основателей царств и династий, когда их происхождение стерлось из памяти народа…»

Один из таких рассказов можно найти и в истории Древнего Востока. Он повествует о рождении царя Аккада Саргона I, жившего около 2600 года до н.э. В надписи Саргон сам рассказывает свою историю о том, как его мать-жрица втайне зачала и родила его, положила в камышовую корзину, залила отверстие смолой и опустила в реку. Поток принес корзину к некоему Акки-водоносу, который спас младенца от неминуемой гибели.

Согласно З. Фрейду, персонаж «архитипического» мифа о герое – сын знатных родителей, иногда царя или высокопоставленной жрицы. Под угрозой смертельной опасности мать пытается спрятать ребенка, чаще всего, кладет в корзину и опускает в воду. Затем дитя спасают животные или бедные люди. Мальчик растет, пройдя сквозь чреду невероятных приключений, мужает, мстит своим обидчикам и становится народным героем.

Нельзя не заметить, что история о рождении Моисея стоит особняком в длинной цепи подобных историй: стандартный миф предполагает, что семья, где рождается ребенок, является знатной или даже царской, в то время как приемная семья имеет низкий социальный статус. Не так обстоит дело с Моисеем: его родители люди небогатые и не знатные, а приемная семья – царствующее семейство Египта.

В рамках «стандарта» все должно было бы случиться наоборот. Фараон увидел сон или получил пророчество о том, что сын его дочери-принцессы станет угрозой для него и его царства. Поэтому дочь фараона вынуждена была скрыть его в корзине и опустить ее в воды Нила. А спасти и воспитать его должны изгои-израильтяне, во главе которых он встал впоследствии. Что-то тут явно не сходится…

Остается предположить, что израильского мальчика действительно каким-то образом удалось спрятать во дворце фараона, где он и вырос, если и не как законный царевич, то как приемный сын дочери царя… Поскольку история Моисея не укладывается в рамки стандартного мифа, как его описывают такие выдающиеся специалисты в области первобытной мифологии, как Д.Д.Фрезер и Зигмунд Фрейд, есть основаня считать, что она вовсе не является мифом...