ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2010

 


Ольга Потемкина



Жак Дусе как культовая фигура

Парижанин Жак Дусе (1853–1929) с юности мечтал стать художником, но после смерти своих родителей унаследовал лавку по продаже женского белья, в которой трудился еще его дед. Пришлось заняться модным бизнесом, который интересовал Ж. Дусе меньше, чем искусство живописи. Его дом моды создавал самые дорогие и престижные вечерние наряды. Ему удалось превратить семейный бизнес в успешный Дом моды и поднять его до высшего уровня от кутюр. Вечерние платья из атласа и шелка приобретали у Жака Дусе такие знаменитости, как Сара Бернар, Лиана Пужи, Каролин Отеро, Ре Жан, Айседора Дункан. Модели Дусе стали вариациями из произведений Ватто, Фрагонара и Ла Тура, картины которых были представлены в его коллекции.

Жак Дусе являлся не только знаменитым кутюрье, но и коллекционером, знатоком гравюры, живописи и предметов прикладного искусства XVIII в. Фанатичный поклонник искусства живописи, он привнес элементы искусства XVIII в. в женскую моду 1880–1900-х гг. Именно он ввел в моду конца XIX в. цветовую гамму рококо.

Основатель крупнейшей во Франции библиотеки искусства и археологии, ныне хранящейся в парижском Национальном институте истории искусства, Жак Дусе собрал наиболее полное наследие ведущих художников-графиков. Среди них насчитывается свыше 220 литографий Тулуз-Лотрека.

Пересечение двух судеб

Страсть Жака Дусе к коллекционированию сходна со страстью российского мецената П.М. Третьякова, который посвятил свою жизнь одной цели – собиранию произведений русской школы живописи, чтобы, по собственным его словам, «нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в... полезных учреждениях». И Третьяков действительно создал такое полезное учреждение – первый русский общедоступный музей, в котором национальная живопись предстала не в разрозненных художественных явлениях, но как нечто единое и цельное.

Убежденность П. Третьякова, его вера в свое дело кажутся удивительными, если вспомнить, что он закладывал основы галереи в то время, когда русская школа живописи как самобытное и значительное явление лишь смутно вырисовывалась в тени, отбрасываемой великой художественной традицией Запада. Жак Дусе обратил внимание на творчество импрессионистов тогда, когда они еще не были столь признанны, а скорее наоборот – неприняты и не поняты.

И П. Третьяков, и Ж. Дусе очень быстро сколотили себе состояние, и оба стали тратить его на приобретение произведений искусства. Сначала их интересовало прикладное и традиционное изобразительное искусство, о которых они старались узнать как можно больше. Они не обладали какими-то регулярными знаниями в этой области и не получили какого-то глубоко образования. Дусе стал собирать библиотеку по искусству и археологии. И вот в библиотеке он решил организовать кабинет эстампа. И в этом кабинете эстампа после долгих лет собирательств Дусе, было более десяти тысяч номеров. И Дусе, и Третьяков, всегда старались советоваться с профессионалами.

Актриса Кэрол Мак Компас в платье от Ж. Дусе

Ж. Дусе приобрел первое кубистское полотно Пикассо «Авиньонские девицы» в 1909 году, а к концу жизни и вовсе собрал одну из самых больших и представительных коллекций французских мастеров XVIII века и импрессионистов.

Жак Дусе поначалу стремился обладать произведениями искусства XVIII века, но в 1912 году свою первую коллекцию продал и сосредоточился на приобретении работ художников-современников, например, Матисса и Пикассо. Линии жизни Жака Дусе и Павла Третьякова в главных своих жизненных линиях совпадают. Оба начали собирать традиционное искусство, а закончили модернизмом. И, видимо, не случайно в феврале 2008 года выставка графических работ Анри Тулуз-Лотрека «Парижские удовольствия» открылась в Москве. Практически все французские произведения были получены из потрясающего собрания французского мецената Жака Дусе. Де-факто выставка оказалась посвящена памяти коллекционера. И прошла она в залах Третьяковской галереи, ставшей крупнейшим музеем мира. Это событие символично тем, что линии судьбы двух меценатов пересеклись.

Выставка «Тулуз-Лотрек. Парижские удовольствия» – триумф признанных коллекционеров. Устроители французского шоу в стенах Третьяковки отмечали символичность русско-французской встречи.

Дусе явно понимал, что делал: его собрание не «лоскутно», а дает возможность обозреть целостный мир художника. Мир, который, как кажется, противостоит не только тогдашним «парижским удовольствиям», но и нашему теперешнему «гламуру», беспардонной рекламе «этикетных» красоток, белозубым улыбкам политиков, моделей, актеров и прочих «звезд» с обложек журналов.

Ж. Дусе поддерживал не только художников, но и писателей, например, Андре Бретона – основателя и теоретика сюрреализма, опубликовавшего Манифест сюрреализма, а также поэта, прозаика и общественного деятеля Луи Арагона. Он платил им зарплату, и это позволяло им заниматься поэзией и литературой.

Дом Жака Дусе

Дамы на скачках в одежде от Ж. Дусе

У Жака Дусе одевались не только знаменитости, но и многие другие дамы света по обе стороны океана. Приобрести наряд от известного кутюрье было престижно и для представительниц королевских семей, и жен богатых бизнесменов, и звезд театра и кино.

Жак Дусе творил, не оглядываясь но новые веяния моды, культ простоты и минимальных затрат ткани. Он предлагал своим клиентам нежнейшие платья из полупрозрачного тюля, газа, крепдешина, преподнося им не только прекрасную одежду, но и настоящую философию, связанную с искусством ее носить.

Его привлекала роскошь, и его платья по-прежнему были перегружены кружевами, шитьем и аппликацией, тогда как элегантный Париж уже давно обратился к простоте.

Жак Дусе – создатель самых дорогих и изысканных вечерних платьев своего времени – был приверженцем силуэтов XVIII века, несмотря на поворот в моде к простоте костюма. Его называли великим магом моды. Он – и по сей день самая загадочная фигура в истории костюма. Пастельные тона платьев с кружевами, шитьем, аппликацией привлекали клиентов, желающих обратить на себя внимание, но таких становилось все меньше. Ж. Дусе принимает решение закрыть Дом моды, а затем продает свою коллекцию полотен художников XVIII века и становится одним из крупнейших меценатов искусства. В 1928 г. Дом «Дусе» был объединен с Домом «Дойе», а после смерти кутюрье был закрыт.

Жак Дусе известен и как меценат импрессионистов.

Мода на… импрессионистов

Сегодня любой музей мира рад не только обладать картинами импрессионистов, но и просто выставлять их. Коллекционеры платят сумасшедшие деньги за них к радости аукционных домов. Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камилл Писсарро, Альфред Сислей, Берта Моризо – импрессионисты – самые популярные художники современного мира. Их полотна воспроизводятся столь же часто, как Мона Лиза Леонардо.

Середина XIX столетия, Франция. Художники заперлись в своих мастерских. Казалось, время революционеров в искусстве прошло. Они исчезли вмести с романтизмом, рожденным ими (или породившим их?). Но уже в самих мастерских, под их темными сводами, в кругу копий античных статуй зрел бунт, заговор против официального искусства Салона. И однажды в мастерской Глейера встретились нескольких молодых людей. Они были бедны, упрямы и верили в свой талант. Так начинается история импрессионизма.

Идеологом нового направления был Клод Моне. Он – единственный всегда оставался, верен его идеям. Кстати, именно от него, точнее – от его картины пошел сам термин «импрессионизм», происходящий от французского «impression» – впечатление. В 1874 г. среди работ, отобранных художниками для своей первой большой выставки, устроенной в мастерской знаменитого фотографа Надара на бульваре Капуцинов, было «Впечатление. Восход солнца» Моне (ныне знаменитое полотно можно видеть в Музее Мармоттан, в Париже, распахнувшем двери для посетителей в 1934 году). Спустя 10 дней в газете «Charivari» появилась полная насмешек статья за подписью Луи Леруа «Выставка импрессионистов». Но молодым живописцам термин понравился, и вскоре он стал официальным названием их группы.

Цвет и свет – главными персонажами их картин. Они писали только то, что видели. Не просто делали этюды. Они начинали и заканчивали картину за один сеанс, сохраняя свежесть и непосредственность первого впечатления. Детали не были важны. Место темных полотен мэтров академической живописи заняли их искрящиеся всеми мыслимыми цветами и оттенками холсты.

Они ушли из мастерских рисовать жизнь. Современную жизнь. Своих героев они искали не в древней истории и мифах, боги Греции и Рима (во всяком случае, в ту пору) не интересовали их. Своих героев они искали и встречали на парижских бульварах, в кафешантанах, просто по соседству среди обитателей чердаков Монмартра. Они писали не вечность, а мгновение.

Длинные волосы, бороды, широкополые шляпы, бархатные береты, широкие блузы и нарочито незавязанный галстук – таков образ художника, представителя богемы уже для многих поколей. Не рождением, но модой на него мы также обязаны импрессионистам. Художники стали особой кастой. Все манеры, внешность, образ жизни должен был говорить об их особом положении, их таланте, их индивидуальности. И не приведи Господь кому-нибудь спутать их с честными буржуа.

Новые ритмы жизни и эстетика

Наряду с собственным «модным» бизнесом Жак Дусе оказал неоценимую услугу развитию моды, проложив дорогу в мир кутюрье реформатору и революционеру Полю Пуаре. Он открыл не только Поля Пуаре, но и Мадлен Вионне, которая, пожалуй, больше всех способствовала «освобождению» тела.

Новый ритм жизни, технический прогресс и индустриализация начала ХХ века выявили новые требования к одежде. Женщина стала играть все более значимую роль в обществе. Неизбежная эмансипация нуждалась в новой женственности. В гардеробе стильной леди 1920-х годов впервые появляются брюки и купальники.

На современных подиумах можно видеть коллекции самых различных стилей. Это и гранж, и кэжуал, и диско, и сафари, и… ретро. Каждый исторический период находит свой отклик у художников моды и своих поклонников среди модниц. Короткие юбочки и шорты прекрасно уживаются с роскошными нарядами, требующими больших затрат тканей, роскошного декора и, разумеется, таланта кутюрье.