ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2010

 


Александр Говорков



Фальшивое золото Афины

«Саша, вы обязательно должны увидеть заход солнца сквозь пропилеи Парфенона», – говорил мне когда-то художник Павел Бунин. Его пожелание сбылось наполовину. Я увидел Парфенон, но наблюдать заходящее светило сквозь его пропилеи было невозможно. Странная история, своей ущербностью напоминающая Кольриджа с его кубла-ханским дворцом.
В мире существуют два Парфенона. Один, построенный Калликратом из белоснежного петелийского мрамора на самой высокой точке афинского Акрополя, был превращен в руины совместными усилиями времени и варваров всех мастей. Второй, целехонький, возведен американцами в Нэшвилле, столице штата Теннесси, на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков.

 
Афинский Парфенон

Он представляет собой точную полноразмерную копию афинского Парфенона, но сделан из бетона бурого цвета. Вероятно, поэтому выглядит этот немаркий новодел приземистым и тяжеловесным. Поставлен американский Парфенон в парке, на зеленой лужайке, окруженной высокими деревьями, за которыми маячат апартмент-билдинги. Словом, ни пропилеев, ни даже просто полноценного захода солнца.

Зато приходят на ум жутковатые идеи Николая Федорова о воскрешении мертвых. В то время, как московский философ писал об этом, необходимом с его точки зрения долге перед предками, деловитые американцы «воскрешали» Парфенон. Причем пошли в этом «воскрешении» до логического конца, воссоздав и одинадцатиметровую статую Афины Парфенос. Соорудил ее нэшвилльский скульптор Алан Ле Квир, руководствуясь описаниями, сохранившимися копиями, да изображениями богини на античных монетах.

Как известно, Перикл потратил на создание Парфенона деньги, собранные афинянами для военных нужд. «Не бойтесь, мы защитим вас», – так ответил он на недовольный ропот своих сограждан. Фидий не экономил на материалах. Для своей Афины он использовал слоновую кость и золото.

Табличка в нэшвилльском Парфеноне честно предупреждает: «Возможность применения золота в нашей реконструкции была исключена». Эта Афина сделана из пластика и фальшивого золота. Она похожа на ярко раскрашенную блондинистую куклу с голубыми глазами. Грандиозная американская иллюстрация к русской пословице «не все то золото, что блестит».

Но все детали возпроизведены точно – сцены кентавро- и амазономахии, крылая Ника на ладони богини, ужасный подарок Персея на груди... Вероятно, и эта копия способна вводить людей в подобие религиозного экстаза. Все время, пока я находился внутри Парфенона, на его полу перед статуей Афины лежал, распростешись ничком, какой-то парень.

Смущенным выходишь на волю из недр этого сооружения. Тревожит странное завихрение времени – одномоментное существование двух Парфенонов. Словно первоначальный, «целый» Парфенон на машине времени пронзил эпохи и стал современником самого себя, изувеченного прошедшими тысячелетиями. Что же тогда заняло его место в прошлом?

Нэшвилльский Парфенон

Увы! – прошлого в чистом виде не существует. Есть прошедшее настоящее. На возможность подобной путаницы смутно намекает английский язык с его усложненной системой времен – The Future Indefinite in the Past (Будущее неопределенное время в прошедшем), The Future Perfect (Будущее совершенное время), The Present Perfect continuous (Настоящее совершенное продолженное время).
Иллюзию существования прошлого создают предметы, длящие свое присутствие в настоящем, и наша память. Глубина прошлого измеряется возрастом каждого отдельного человека. Троянской войне, законам Хаммурапи и отмене крепостного права не больше лет, чем мне, знающему и помнящему о них.

Любой из нас волен создавать прошлое, как недолговечную икебану. Двинет какой-нибудь тать кастетом по голове, и – посыпались в никуда лепестки твоего букета.

Впрочем, и неповрежденная татем память кружевна по своей природе. Она состоит из зияний, просветов, неточностей, домыслов, интуиций, удивительным образом связанных в единое целое.

Память – это индивидуальная версия прошлого. А Парфенон – настоящий, греческий – наилучший памятник Памяти, ее символическое изображение.

Весь зияющий, просвечивающий, полуразрушенный и одновременно воссоздаваемый воображением. Более прекрасный, нежели его целый прототип.

Нежно освещенный лучами вечно заходящего солнца.
.