ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | ||||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 150 2011г. | ПУЛЬС | ЗЕМЛЯ | ПУТЬ | ИУДАИКА | РЕЗОНАНС | ВЫМЫСЕЛ |
ВЕХИ | ПОЛИТЭКОНОМИЯ | ЛИЦА | ЗЕРКАЛО | ДОСТОВЕРНО | СЛОВО | P.S. |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2011 |
Международный Пен-центр и Союз писателей Москвы с глубоким прискорбием извещают о кончине писателя Георгия Александровича Балла.
1 января 2011 года после тяжелой болезни на 84-м году жизни не стало яркого писателя, члена Международного Пен-центра Георгия Александровича Балла. С 1960 года он публиковал сказки, рассказы и пьесы для детей. Детская литература Г.А. Балла трогательной теплотой и образной насыщенностью стремится пробудить в каждом маленьком читателе сокровенное творческое саморазвитие и веру в силу добра. Его произведения для взрослых выходили с 1983 года, когда читатели познакомились с романом «Болевые точки». В 1988 году повести и рассказы были собраны в книгу «Смеюсь и плачу вместе с тобой». Его сборник рассказов «Вверх за тишиной» (1999) хорошо известен ценителям прозы. Он печатался во многих периодических изданиях, в том числе в «Информпространстве» (с 2001 г.).
Проза Георгия Балла двух последних десятилетий была проникнута мотивом преодоления смерти и боли, пониманием любой беды, мистерией надежды и доброты, любовью к каждому, даже потерянному человеку, высокой терпимостью к различным человеческим проявлениям. Такое содержание было связано и с безвременным уходом из жизни сына – художника Андрея Демыкина и жены – поэтессы Галины Демыкиной. Один из разделов сборника «Вверх за тишиной» так и назван «Смерть – Рождение». Драматические судьбы его любимых персонажей, обычных людей, неотделимы от дыхания вечности. Название одного из рассказов – «Трагедии нет» – прямо говорит о том, что смерть – всего лишь веха неиссякаемой жизни. Его произведениям свойственно естественное сочетание печали, гротеска, почерпнутого из самой жизни, и просветленности.
Прозу Г.А. Балла отличает пристальное внимание писателя к своему художественному слову, скрупулезная работа над каждой деталью, неповторимая узнаваемость, колоритное сочетание классического содержания с новаторством формы. Гуманная проникновенность, сюжетная острота и упругость, стилевая отточенность присущи рассказам «Дорога в Егорьевск», «Сара», «Я с тобой, Джо», «Катерина замесила тесто ветра» и др. Писатель причудливо, но очень органично и самобытно развивал разнообразные литературные традиции — от Андрея Платонова до Франца Кафки.
Лауреат Фестиваля малой прозы им. И.С. Тургенева (1998) и Сетевого литературного конкурса «Улов» (2000).
Тонкий, отзывчивый и душевный человек. Замечательный мастер слова. Таким Георгий Александрович Балл останется в нашей памяти и в истории литературы.
Евгений Бень,
секретарь Союза писателей Москвы
Альманах «День поэзии» родился в Москве – в далеком 1956 году. Его выход стал особым, знаковым событием, и с тех пор тысячи и тысячи любителей поэтического слова по всей стране ждали этот удивительный сборник, вмещающий в себя практически всех «звезд» отечественной поэзии.
Тираж его иной раз достигал ста тысяч экземпляров, а главными редакторами альманаха становились в разные годы Сергей Наровчатов, Владимир Соколов, Евгений Винокуров, Юрий Кузнецов, Лариса Васильева, Николай Старшинов и другие известные поэты, которых всегда хватало в стране, «живущей вместе с поэзией». Последний «регулярный» «День поэзии» вышел в 1991 году, после чего было несколько попыток его возрождения, но делать его выпуски постоянными не получалось.
В 2006 году на мартовском «круглом столе» служителей муз, традиционно проводящемся в рамках «Всемирного дня поэзии» ЮНЕСКО, в стенах Минкультуры России единодушно прозвучало настояние поэтов о возрождении своего «Дня». В кратчайший срок оно было реализовано. При содействии «Литературной газеты» и ассоциации «Лермонтовское наследие», возглавляемой правнучатым племянником и полным тезкой великого поэта, на свет появился ежегодный альманах «День поэзии – XXI век. 2006 год», выход которого в год юбилея издания стал, можно сказать, триумфальным. Конечно, в стране, живущей по новым законам и другими проблемами, глобальный интерес к поэзии вдруг возродиться не мог, и все-таки…
В новом альманахе среди небольшого количества зарубежных авторов – «пятерка» израильских поэтов – Виктор Голков, Александр Кобринский, Леонид Колганов, Марк Котлярский и Евгений Минин.
Надеюсь, что эти авторы станут станут постоянными участниками «Дня поэзии».
Я боюсь тебя – разорванное яблоко,
Слева семечки, а справа – кожура.
Слышишь, спелый плод теряет облик свой…
Брешет помпой язва-мишура.
Что там за куски, да резать нечего…
Резать нечего – на части рвать.
Дышит яблоко, бедою покалечено.
Катится подкидыш под кровать.
Как я устала от такой погоды,
Мир рушится в расщелину, кругом – вода, песок.
Ручьи текут в минуты, реки в годы,
А мне бы к жизни выстроить мосток.
По доскам стертым, ветхим, обгорелым
Пройти расщелину, остаться на земле.
Наверное, поможет в одеянье белом
В-вышний на небесном корабле.
Наверное, подскажет, как из страха
Рожденный шаг продолжит жизнь мою.
И снится мне огромная рубаха,
Которую сейчас себе крою.
О том, как день становится водой,
О том, как страх братуется с бедой…
О том, как тарарам – поднаторело…
О том, как жить-кружить не нам с тобой,
О том, как нашей речи – разнобой,
О Господи, кому какое дело?
О том, как мы едва-едва уже,
На середине, словно – рубеже,
Почти не ищем встреч, мы их не взыщем.
О том, как раскололи на барже
Такие братские яички Фаберже,
И все ж еще они лежат на днище.
Ты видишь, как идут мои дела?
«Не вижу», – говоришь… Но веришь? Лихо…
Ты знаешь, что когда ты родила меня
Во мне пошла цвести неразбериха.
Тебя я потеряла, и кольцо черней беды
Сгустилось у предсердия.
Но все-таки гостинцы для судьбы
Я получу в кармане милосердия.
Ты думаешь, я буду черни ждать?...
Ее и так… А мне бы чувство жизни…
Я знаю, там с тобою благодать…
Так это хорошо. Тогда приснись же…
Приснись и расскажи.
Нет, все потом. Еще не время. Нет пока и счастья.
На даче расцвели… Их много, много, мам…
Пиши. До встречи. Нет, пора прощаться.
Прощай, растение в цвету…
Где нет воды, лишь солнца сглазы…
Я каждой капелькой в поту
Живу средь лепестков-алмазов.
Живу, и не было б потерь…
Но воздух летний – раскаленный
И стар садовый инвентарь,
И домик в прошлое влюбленный…
Ключи теряются в ночи,
И Б-г дает, найду под утро…
И вся судьба под перламутром…
Тень в рамочке… Стучи, стучи…
И вот она – река ручной работы...
Под гравием – в отцовские каналы.
Теряюсь от путей водоворота.
А что воде? Течет куда попало...
Течет куда?.. Я в страхе замолкаю.
Колодец, то есть кладезь сухостоев.
А осенью… Венеция... С рекою
Срослась плотина-жизнь и прорастает,
И подвисает в камне...
Заходишь в дом и произносишь: «Амен».
Включаешь свет...
Ты слышишь,мама? – Амен...
Ты слышишь, мама? – Нет.