ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2011

 




Ушел Георгий Балл

Международный Пен-центр и Союз писателей Москвы с глубоким прискорбием извещают о кончине писателя Георгия Александровича Балла.

1 января 2011 года после тяжелой болезни на 84-м году жизни не стало яркого писателя, члена Международного Пен-центра Георгия Александровича Балла. С 1960 года он публиковал сказки, рассказы и пьесы для детей. Детская литература Г.А. Балла трогательной теплотой и образной насыщенностью стремится пробудить в каждом маленьком читателе сокровенное творческое саморазвитие и веру в силу добра. Его произведения для взрослых выходили с 1983 года, когда читатели познакомились с романом «Болевые точки». В 1988 году повести и рассказы были собраны в книгу «Смеюсь и плачу вместе с тобой». Его сборник рассказов «Вверх за тишиной» (1999) хорошо известен ценителям прозы. Он печатался во многих периодических изданиях, в том числе в «Информпространстве» (с 2001 г.).

Проза Георгия Балла двух последних десятилетий была проникнута мотивом преодоления смерти и боли, пониманием любой беды, мистерией надежды и доброты, любовью к каждому, даже потерянному человеку, высокой терпимостью к различным человеческим проявлениям. Такое содержание было связано и с безвременным уходом из жизни сына – художника Андрея Демыкина и жены – поэтессы Галины Демыкиной. Один из разделов сборника «Вверх за тишиной» так и назван «Смерть – Рождение». Драматические судьбы его любимых персонажей, обычных людей, неотделимы от дыхания вечности. Название одного из рассказов – «Трагедии нет» – прямо говорит о том, что смерть – всего лишь веха неиссякаемой жизни. Его произведениям свойственно естественное сочетание печали, гротеска, почерпнутого из самой жизни, и просветленности.

Прозу Г.А. Балла отличает пристальное внимание писателя к своему художественному слову, скрупулезная работа над каждой деталью, неповторимая узнаваемость, колоритное сочетание классического содержания с новаторством формы. Гуманная проникновенность, сюжетная острота и упругость, стилевая отточенность присущи рассказам «Дорога в Егорьевск», «Сара», «Я с тобой, Джо», «Катерина замесила тесто ветра» и др. Писатель причудливо, но очень органично и самобытно развивал разнообразные литературные традиции — от Андрея Платонова до Франца Кафки.

Лауреат Фестиваля малой прозы им. И.С. Тургенева (1998) и Сетевого литературного конкурса «Улов» (2000).

Тонкий, отзывчивый и душевный человек. Замечательный мастер слова. Таким Георгий Александрович Балл останется в нашей памяти и в истории литературы.

 

Евгений Бень,
секретарь Союза писателей Москвы

 


Андрей Шацков,

поэт, главный редактор альманаха «День поэзии»



Израильские поэты в «Дне поэзии–2010»

Альманах «День поэзии» родился в Москве – в далеком 1956 году. Его выход стал особым, знаковым событием, и с тех пор тысячи и тысячи любителей поэтического слова по всей стране ждали этот удивительный сборник, вмещающий в себя практически всех «звезд» отечественной поэзии.

Тираж его иной раз достигал ста тысяч экземпляров, а главными редакторами альманаха становились в разные годы Сергей Наровчатов, Владимир Соколов, Евгений Винокуров, Юрий Кузнецов, Лариса Васильева, Николай Старшинов и другие известные поэты, которых всегда хватало в стране, «живущей вместе с поэзией». Последний «регулярный» «День поэзии» вышел в 1991 году, после чего было несколько попыток его возрождения, но делать его выпуски постоянными не получалось.

В 2006 году на мартовском «круглом столе» служителей муз, традиционно проводящемся в рамках «Всемирного дня поэзии» ЮНЕСКО, в стенах Минкультуры России единодушно прозвучало настояние поэтов о возрождении своего «Дня». В кратчайший срок оно было реализовано. При содействии «Литературной газеты» и ассоциации «Лермонтовское наследие», возглавляемой правнучатым племянником и полным тезкой великого поэта, на свет появился ежегодный альманах «День поэзии – XXI век. 2006 год», выход которого в год юбилея издания стал, можно сказать, триумфальным. Конечно, в стране, живущей по новым законам и другими проблемами, глобальный интерес к поэзии вдруг возродиться не мог, и все-таки…

В новом альманахе среди небольшого количества зарубежных авторов – «пятерка» израильских поэтов – Виктор Голков, Александр Кобринский, Леонид Колганов, Марк Котлярский и Евгений Минин.

Надеюсь, что эти авторы станут станут постоянными участниками «Дня поэзии».

 


Елена Кантор



Ручьи текут в минуты, реки в годы

* * *

Я боюсь тебя – разорванное яблоко,

Слева семечки, а справа – кожура.

Слышишь, спелый плод теряет облик свой…

Брешет помпой язва-мишура.

 

Что там за куски, да резать нечего…

Резать нечего – на части рвать.

Дышит яблоко, бедою покалечено.

Катится подкидыш под кровать.

 

* * *

Как я устала от такой погоды,

Мир рушится в расщелину, кругом – вода, песок.

Ручьи текут в минуты, реки в годы,

А мне бы к жизни выстроить мосток.

 

По доскам стертым, ветхим, обгорелым

Пройти расщелину, остаться на земле.

Наверное, поможет в одеянье белом

В-вышний на небесном корабле.

 

Наверное, подскажет, как из страха

Рожденный шаг продолжит жизнь мою.

И снится мне огромная рубаха,

Которую сейчас себе крою.

 

* * *

О том, как день становится водой,

О том, как страх братуется с бедой…

О том, как тарарам – поднаторело…

 

О том, как жить-кружить не нам с тобой,

О том, как нашей речи – разнобой,

О Господи, кому какое дело?

 

О том, как мы едва-едва уже,

На середине, словно – рубеже,

Почти не ищем встреч, мы их не взыщем.

 

О том, как раскололи на барже

Такие братские яички Фаберже,

И все ж еще они лежат на днище.

 

* * *

Ты видишь, как идут мои дела?

«Не вижу», – говоришь… Но веришь? Лихо…

Ты знаешь, что когда ты родила меня

Во мне пошла цвести неразбериха.

Тебя я потеряла, и кольцо черней беды

Сгустилось у предсердия.

Но все-таки гостинцы для судьбы

Я получу в кармане милосердия.

Ты думаешь, я буду черни ждать?...

Ее и так… А мне бы чувство жизни…

Я знаю, там с тобою благодать…

Так это хорошо. Тогда приснись же…

Приснись и расскажи.

Нет, все потом. Еще не время. Нет пока и счастья.

На даче расцвели… Их много, много, мам…

Пиши. До встречи. Нет, пора прощаться.

 

* * *

Прощай, растение в цвету…

Где нет воды, лишь солнца сглазы…

Я каждой капелькой в поту

Живу средь лепестков-алмазов.

Живу, и не было б потерь…

Но воздух летний – раскаленный

И стар садовый инвентарь,

И домик в прошлое влюбленный…

Ключи теряются в ночи,

И Б-г дает, найду под утро…

И вся судьба под перламутром…

Тень в рамочке… Стучи, стучи…

 

* * *

И вот она – река ручной работы...

Под гравием – в отцовские каналы.

Теряюсь от путей водоворота.

А что воде? Течет куда попало...

Течет куда?.. Я в страхе замолкаю.

Колодец, то есть кладезь сухостоев.

А осенью… Венеция... С рекою

Срослась плотина-жизнь и прорастает,

И подвисает в камне...

 

Заходишь в дом и произносишь: «Амен».

Включаешь свет...

Ты слышишь,мама? – Амен...

Ты слышишь, мама? – Нет.