ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2008

 

Лариса Токарь


«Ликвидация»: правда и право на вымысел

Когда талантливый режиссер берется снимать сериал про легендарную Одессу, да не просто сериал, а криминальную драму, и к тому же приглашает играть в 14 сериях звездных актеров российского кино, результат очевиден: фильм обречен на высокий рейтинг. Однако создание высокохудожественной картины — дело иное.

Актер, сценарист и режиссер Сергей Урсуляк окончил актерское отделение театрального училища имени Б.В. Щукина. Среди фильмов, снятых Сергеем Владимировичем — «Сочинение ко Дню победы» (1998), «Долгое прощание» (2004) и сериал «Ликвидация» (2007). Все три картины — несомненная удача режиссера.

Как все начиналось? Однажды Урсуляк обнаружил сценарий «Ликвидации» — детективную историю, написанную с юмором, щедро сдобренную погонями и перестрелками. Сценарий ему понравился, тем более что когда-то он собирался снимать «Одесские рассказы» Бабеля.

Факты и вымысел

Телесериалам не присуща историческая адекватность сюжета. У кино свои законы. Единственное реальное событие в фильме: приезд в послевоенную Одессу маршала Георгия Жукова.

9 июня 1946 года Сталин издал секретный приказ за номером 009, в котором поведение «маршала Победы», обвиненного в озлобленности, попытке «сгруппировать недовольных, провалившихся и отстраненных от работы начальников», противопоставлении «себя правительству и Верховному Главнокомандованию» признано «вредным и несовместимым с занимаемым им положением». Летом того же года Жуков был снят с поста главнокомандующего сухопутными войсками и отправлен возглавлять Одесский военный округ. В «жемчужине у моря» Георгий Константинович железной рукой взялся за наведение порядка. Против бандитов было проведено несколько спецопераций. В результате число крупных правонарушений в Одессе за два года снизилось почти на 60 процентов.

Все остальное в картине — вымысел, основанный на рассказах очевидцев, которых никто не видел. Говорят, в Одессе все становится либо анекдотом, либо легендой. Но, по мнению Сергея Урсуляка, операция «Маскарад» по искоренению преступности действительно проводилась, хотя в архивах о ней ничего не найдено.

Прообразом Давида Гоцмана, которого в сериале «Ликвидация» сыграл Владимир Машков, стал сотрудник УГРО Одессы Давид Курлянд. Родился Давид Михайлович в 1913 году в Одессе. Будущая легенда уголовного розыска был третьим, младшим сыном в семье. Когда умер отец, опухшая от голода мать отдала семилетнего Давида в детский дом. Там мальчишка рос до тех пор, пока с Гражданской войны не вернулся его старший брат. Пожалев братишку, паренек забрал его из детдома к себе. Потом были голод, война, случайные заработки.

«В одесский уголовный розыск Давид пришел, когда ему было лет под 30. Начинал с рядового, очень хорошо работал, за что его повышали по службе. Он имел природную интуицию и смекалку, мог разобраться в самом сложном деле. Вот потому и повысили Давида до зам. начальника уголовного розыска Одессы», — рассказывает близкий друг Курлянда Василий Давиденко.

В воспоминаниях самого Курлянда упомянут эпизод, похожий на расследования Гоцмана — Машкова в «Ликвидации». В 1946 году Курлянд вел дело об изготовлении фальшивых пропусков на проезд по железной дороге. «Пропуска выдавались паспортным отделом управления милиции. С большим трудом был установлен изготовитель фиктивных пропусков — Шариков. Чтобы убедиться, как изготавливаются пропуска, я предложил Шарикову изготовить один бланк и заполнил его. Мы перевели его в отдельную камеру, дали ему его же литографский камень, бумагу, краску... На следующий день утром я пришел в камеру к Шарикову, и он мне дал изготовленный бланк пропуска, заполненный его рукой. Он ничем не отличался от пропусков, изъятых при обыске в квартире Шарикова и изъятых нами у граждан, которые пытались такими пропусками воспользоваться».

В «Ликвидации» также есть жулик, который рисовал пропуска на военные склады (по сценарию его подозревают в убийстве Фимы Полужида, — именно его повесил в шкафу диверсант-гимнаст, который был внедрен в УГРО).

«Когда в милицию приходили жаловаться люди — кого ограбили, кого побили, Давид Михайлович всегда лично брался за это дело, — вспоминает Василий Давиденко. — Он никогда ничего не откладывал «на потом». От своих подчиненных, как и от себя, всегда требовал стопроцентной отдачи, участвовал во всех громких расследованиях».

В возрасте 80 лет Давид Михайлович умер от инфаркта, но память о нем остается жить и в наше время. В том числе — благодаря прекрасной игре Владимира Машкова в фильме «Ликвидация».

Актеры и роли

Актерский ансамбль «Лик-видации» собрал рекордное количество звезд. Константин Лавроненко, Каннский лауреат за лучшую мужскую роль в фильме Андрея Звягинцева «Изгнание», сыграл безжалостного бандита Чекана. К Сергею Маковецкому перешла роль Фимы от Андрея Краско, скоропостижно скончавшегося в разгар съемок «Ликвидации». Юная звезда картины «Итальянец» Коля Спиридонов сыграл пацана-беспризорника, которого усыновил герой Владимира Машкова. Одну из центральных ролей сериала, майора контрразведки и одновременно немецкого шпиона по кличке «Академик» исполнил Михаил Пореченков, специально для роли поправившийся на десять кило. Владимир Меньшов убедительно сыграл роль маршала Жукова.

А женщины… Разные и трагические образы создали замечательные российские актрисы Ксения Раппопорт, Полина Агуреева, Лика Нифонтова. В эпизодах также снялись звезды отечественного кино — Олег Басилашвили, Сергей Рубеко, Федор Добронравов.

В «Ликвидации» зрители открыли для себя новый комический кинодуэт — Светланы Крючковой и Александра Семчева. Центральной фигурой актерского ансамбля сериала, несомненно, стал Владимир Машков — исполнитель роли начальника Одесского УГРО Давида Гоцмана.

«Акцент — не самое сложное для меня в этом фильме, — рассказал актер. — К тому же мы брали уроки у хорошего местного лингвиста. И за месяц научились говорить так, что режиссер пошутил: «Вернемся домой — придется всем вновь учиться говорить по-московски». Для более глубокого погружения в образ я общался с настоящими «авторитетами» на пенсии. Учился у них жаргону и специальным приемам игры в карты. Большая ответственность лежала на мне еще и в связи с тем, что я играл человека, у которого есть реальный прототип. Но поскольку в фильме много вымышленного, грань между Гоцманом и Курляндом оказалась очень размытой. И еще – об Одессе. Это фантастический город! Мы снимались в тех уголках, куда даже не все одесситы заходят…»

А вот что рассказывает режиссер фильма Сергей Урсуляк об исполнителе главной роли в своей картине: «Володя Машков сыграл одну из лучших ролей в кино. Я знал, что он хороший артист, но его масштабность оценил только в процессе работы. На роль Гоцмана я его даже и не планировал. Потому что в сценарии был прописан человек с совершенно другим типажом. Идея продюсеров снимать Машкова поначалу энтузиазма не вызвала. Но, пообщавшись с ним, понял, что продюсеры не всегда советуют глупости. Вот сейчас с ужасом думаю, как из-за своих амбиций мог упустить Машкова в этой роли».

 


Мария Титова


Перед лицом жесткой реальности

Современное кино о молодежи не обходит стороной острые нравственные вопросы в отличие, скажем, от кинематографа тридцатилетней давности.

Именно такие проблемы ставит перед нами новый фильм Павла Сынаева «Нулевой километр». Нулевой километр — это начало всех дорог. Именно с него начинают свой путь герои этой картины — молодые люди, каждый из которых живет своей мечтой. Костя (Александр Лымарев) собирается стать успешным клипмейкером, Олег (Иван Жидков) мечтает о больших деньгах и высоком положении в обществе, Артур (Константин Крюков) стремится выгодно жениться, а Алина (Светлана Ходченкова) хочет стать известной балериной. Но их мечты стоят очень дорого. И когда Костя и Алина влюбляются друг в друга, им предстоит сложный выбор между осуществлением своей мечты и жизнью любимого человека. Фильм стал успешным стартом для Александра Лымарева и Ивана Жидкова, но, к сожалению, на мой взгляд, это далеко не самая лучшая работа Константина Крюкова.

Во все времена двигателем общественных перемен была именно молодежь. Наверное, потому что молодой человек делает попытку выстроить свой идеальный мир. Но при этом молодые люди очень часто забывают, что реальный мир с реальными людьми уже существует, и с ним нельзя не считаться. Именно об этом нам рассказывает Валерий Тодоровский в своем новом фильме «Тиски».

Это история молодого человека Дениса Орлова, он работает ди-джеем в модном ночном клубе. Кажется, у него есть все — талант, любовь, друзья. Но его жизнь резко меняется, когда Денис (Максим Матвеев) соглашается всего лишь на одну сделку по продаже легких наркотиков. При этом он переходит дорогу местному криминальному авторитету Вернеру (Федор Бондарчук). Теперь он и его друзья должны работать на Вернера. И вот тогда привычный мир Дениса рушится: ему предстоит сделать трудный и опасный выбор.

Это проницательный и трогательный фильм с сильным актерским составом и мощной режиссурой. В нем затронута больная тема современной России — наркомания. В картине наркоманы показаны с пугающей жестокостью... Очень часто современный молодой человек не может решить, чем ему заняться. И Денис пытается обрести себя, оценить свои возможности, решиться на сложный шаг или трудный выбор. И чаще всего он либо переоценивает, либо недооценивает свои силы.

Может, это кому-то и не понравится, но факт налицо: наше нынешнее кино о молодых тяготеет к жесткому, подчас жестокому реализму.