ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2008

 

Сергей Каратов


Будете в Спасском, поклонитесь…

Прошлым летом впервые оказался на Орловской земле, увидел краем глаза Мценск, Орел, побывал в музее-заповеднике Спасское-Лутовиново. Так много читать об этих местах, видеть их по телевидению, в кино — и не собраться самому! Раньше поездки по историческим местам инициировались и проводились писательской организацией. Теперь приходится изыскивать иные возможности. Хорошо, что подвернулась оказия, — я не мог ею не воспользоваться. Федеральное дорожное агентство организовало автобусную экскурсию для ветеранов своей отрасли. В автобусе нашлось место и для меня…

И. С. Тургенев.
Портрет работы
Полины Виардо

Июль, лето в разгаре, погода чудесная, по сторонам прекрасные среднерусские пейзажи. Автобус катит к Туле, но в город мы не въезжаем. По программе мы должны посетить на окраине Плавска мемориал воинам, защищавшим Тулу и Москву от фашистских захватчиков. Небольшой митинг с участием представителей местных властей, чаепитие на воздухе. Потом опять дороги, ухоженные поля, красивые дубравы и березняки.

Позади около четырехсот километров пути, и мы в усадьбе великого русского писателя И.С. Тургенева. Экскурсоводы увлеченно рассказывают об истории поместья, о быте писателя, о его пристрастиях и увлечениях.

…А я вот больше думаю о том, какую роль в моем творчестве сыграл Иван Сергеевич Тургенев, его удивительно точный, реалистический взгляд на окружающий мир, его возвышенный слог о красоте женщины и великолепии природы.

И мне приходят строки:

 

Сбегаю к дальним берегам,
Где вьются хмель и повилика,
Где наливаются плоды,
И женщина,
вся в светлых бликах,
Смеясь, выходит из воды.

Писатель с юности был поклонником эллинской культуры, он обожал все, что было связано с той эпохой прославления красоты человеческого тела и свободы духа. Да, по своему творческому воплощению его можно назвать аполлонистом, видящим мир в светлых тонах и божественных обличиях, он отвергает все низменное и безобразное. Это существенно отличало его от Ф.М. Достоевского, у которого все внимание сосредоточено на героях униженных и оскорбленных, излишне экзальтированных; и среда их обитания какая-то унылая и серая. На этой почве два писателя серьезно расходились во мнениях.

Тургенев по большому счету был эпикурейцем и романтиком. Отсюда и вошедший в литературный обиход тургеневский образ женщины — носительницы высоких нравственных идеалов и ярких душевных устремлений. Острова, на которых живут его героини, — это роскошные барские усадьбы средней полосы России, с легкой руки Ивана Сергеевича обретшие название «дворянских гнезд». Случались у Тургенева размолвки и с другим крупнейшим российским писателем — Львом Толстым. Но однажды побывавший в его усадьбе Толстой писал: «Дом его показал мне его корни и много объяснил, поэтому примирил с ним». Спасское-Лутовиново было для Тургенева тем спасительным уголком земли, куда он возвращался из долгих путешествий и, подобно мифическому герою Антею, коснувшись этой земли ногами, набирался сил для работы над новыми книгами, споров с коллегами-литераторами, конфликтов с власть предержащими очередных, странствий по России и Европе.

Спасское-Лутовиново. Кабинет писателя

Вот перед нами дом, который подвергался и пожару, и разграблениям, но благодаря заботе властей в разные периоды истории России (начиная с пожара 1906 года — С.К.) все-таки устоял, сохранился… Внутри все прибрано, украшено насколько это возможно в условиях большого числа посетителей. Здесь и бильярдный стол, кресла, шахматный столик, непременная охотничья амуниция, без которой Тургенев не мыслил себя — настолько пристрастился он к этой забаве. Гостиная с картинами на стенах, шторами на окнах, обеденным столом и креслами вдоль стен; кабинет и его рабочий стол с письменным прибором, настольной керосиновой лампой, книгами, которые он некогда держал в руках. В кабинете — кровать писателя с ширмой, поскольку он засиживался за работой до глубокой ночи. Большая библиотека в доме. Все это навевает ощущение спокойствия и величия духа человека, находившегося в этой среде. Его навещали в разное время Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, А.А. Фет, М.С. Щепкин, Я.П. Полонский. Писатель, принадлежавший к богатому сословию в России, оставил после себя не только великое творческое наследие, но и прекрасную усадьбу, сохраняющую атмосферу жизни, которую он отразил в своих произведениях. В парке растут клены, дубы, он украшен липовыми аллеями, которые знавали арт-перестрелки времен Великой Отечественной. На территории усадьбы в 1942-43 годах находился военный госпиталь.

Стиль русских помещичьих усадеб заимствован у французов, у англичан: те же регулярные сады, газоны, каскады прудов, гаревые дорожки, липовые аллеи и много цветов вокруг дома. Глаза отдыхают от такого благолепия. Недаром нам лучше всего запоминается не музей-квартира того или иного писателя, поэта, художника, а именно поместье, дача, деревня, в которых он жил и работал. Мы всегда связываем в своем сознании А.С. Пушкина с Михайловским, Л.Н. Толстого с Ясной Поляной, С.А. Есенина с деревней Константиново, А.П. Чехова с Мелихово, М.А. Волошина с поселком Коктебель. Для души человека важен гений места — воздух, вода, простор, пейзаж, которые тоже сыграли свою роль в становлении творческой личности.

Принято думать, что И.С. Тургенев всецело посвятил себя неистовому любовному порыву, который с молодости увлек его в чужие края. Его божество — талантливая певица Полина Виардо, около которой он и проведет лучшие годы. Покинув свое дворянское гнездо, он сел на краешек чужого гнезда, где вынужден был пристроить даже свою внебрачную дочь, поскольку не нашлось другой возможности для ее воспитания. Надо сказать, мать Ивана Сергеевича — Варвара Петровна, женщина деспотичная и суровая, не давала таких прав своей незаконнорожденной внучке. Однако, мне кажется, причины его отчуждения лежат глубже, чем неутоленная любовная страсть творца. Активная и свободолюбивая позиция И.С. Тургенева нередко играла свою роль в судьбе: и аресту он подвергался с изгнанием в глубинку, и книги подпадали под цензурное преследование, да и в кругу русских писателей он не всегда находил понимание и должную оценку своим трудам.

Дом-музей И. С. Тургенева в Спасском-Лутовинове

Одним из его друзей был Алексей Писемский. Они состояли в переписке, когда Тургенев находился во Франции. «Хочу поблагодарить вас, что вы познакомили меня с месье Дюран (парижский издатель — С.К.), — пишет А.Ф. Писемский своему собрату по перу, — вы решительно радетель в Европе нашей бедной и загнанной беллетристической литературы». В том же письме Писемский высказывает свое мнение относительно романа «Новь»: «Не верьте, вас ввели в заблуждение статейки разных газет; в серьезной части публики роман имеет успех и уж, конечно, со временем получит и историческое значение. Правда, что на вас сердятся и консерваторы, за то, что вы мало побранили грядущих в народ юношей, и радикалы, недовольные тем, что вы мало похвалили сих юношей, забывая одно, что художник, прежде всего, должен быть объективен и беспристрастен и вовсе не обязан писать для услады каких-либо партий».

Описывая «лишних людей» своего времени, он и себя подразумевал в их числе. Но только на чужбине он смог понять и высоко оценить значение «великого и могучего». Мне кажется, что по красоте и образности языка Тургенев остается непревзойденным русским писателем, — как среди наших классиков, так и современников. Как говорится, много званых, но мало избранных.

Русский дуализм терзал его неуемную душу, которая нашла успокоение на чужой стороне, откуда он писал: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу». Так оно и случилось. Ушел из жизни Иван Сергеевич Тургенев 22 августа 1883 году в Буживале, близ Парижа в возрасте около 65 лет. Когда он умер, в родительском имении со стен попадали портреты его родственников. Совершенно необъяснимый мистический случай.

Мы уезжали из этих мест, и я все время смотрел на пейзажи за окном, представляя себе на краю луга бодро шагающего крупного мужчину с белой окладистой бородой, с ружьем наперевес, с бегущей рядом легавой собакой. Вот вернется он домой — и новый роман продолжит писать, или рассказы из «Записок охотника», или даже стихотворения в прозе, а то просто поделится своими сокровенными мыслями: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись… Вне народности ни художества, ни истины, ни жизни, ничего нет».