ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | |||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 9 (110) 2008г. | ПУЛЬС | ВЗГЛЯД | ВЕХИ | СВЕТ | ИНТЕРНЕТ |
ЛИЦА | ЭКСПЕРИМЕНТ | КУРЬЕЗЫ | СЛОВО | МАСТЕР | ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВЕСТИ В ГАЗЕТЕ "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2008 |
Восемьдесят лет назад, 21 июля 1928 года, земотделом Евпаторийского района Крымской АССР была зарегистрирована сельхозкоммуна реэмигрантов из Палестины «Войо-Нова», что на языке эсперанто означает «Новый быт».
Однако основатели этого еврейского поселения не имели никакого отношения к эсперантистам. Это были бывшие члены сионистской организации «Гдуд авода» (Легион труда), основанной в 1920 году, которые на тогдашней британской подмандатной территории Палестины жили по социалистическим принципам и совместно трудились в сельском хозяйстве, промышленности, жилищном, дорожном и железнодорожном строительстве. Подавляющее большинство «гдудников» были уроженцами Российской империи.
Построение социалистического общества в Палестине некоторым из них казалось почти неразрешимой задачей. Они считали, что эту цель, скорее всего, можно было реализовать в СССР — стране победившей революции.
Тракторная колонна выезжает на Октябрьскую демонстрацию в поселке Фрайдорф. Евпаторийский район, Крым, 1926 |
Движимый романтическим воображением, в конце августа 1927 года из Палестины уехал их лидер Мендель (Менахем) Элькинд. Первая же группа переселенцев приехала без малого годом позже — на пароходе «Ленин»… Как следует из судового журнала № 113 этого парохода, …он пришвартовался в порту своей приписки, Одессе, 21 июня. Вторая группа приехала 4 июля.
Члены «группы Элькинда» поселились в деревне Озгул на земельном участке № 13 Евпаторийского района… в степной части северного Крыма, и освоение местности должно было начаться с бурения артезианских колодцев и строительства помещений для людей и животных.
Почему при выборе названия коммуны было отдано предпочтение не языкам идиш или иврит, как у большинства еврейских поселений в Советском Союзе в то время? Видимо, такое решение продиктовало тревожное обстоятельство: в начале февраля 1928 года в результате запрета сионистских организаций в СССР была ликвидирована первая крымская земледельческая коммуна «Тель-Хай» (основана в 1922 году), члены которой проходили подготовку для переселения в Эрец-Исраэль… Поэтому, скорее всего, из соображений безопасности, Элькинд выбрал для своего детища нейтральное название.
Коммуна «Войо-Нова» была включена в советскую программу «Земельного устройства трудящихся евреев», целью которой являлось переселение «еврейских масс» из черты оседлости в сельскую местность. Однако плановая аграризация евреев началась не сразу же после гражданской войны, а лишь в 1924 году. Важную роль в земельном устройстве сыграл основанный Агроджойнт (АДЖ), дочернее общество Американского еврейского объединенного комитета по распределению (Джойнт). Агроджойнт поддерживался зажиточными евреями из США, отказавшимися от сионизма… Общая сумма затрат АДЖ на сельхозмероприятия в Советском Союзе с 1925 по 1935 годах составила более 13 миллионов долларов…
Подробная информация об организационно-хозяйственных основах «Войо-Нова» содержится в пространной статье Элькинда, опубликованной в июле 1929 года. В течение года, судя по статье, реэмигранты не только создали крепкое хозяйство, но и сохранили социально-бытовые особенности своего уклада жизни… Активисты вербовали новых членов, стремились расширить их количественный состав, «не желая оставаться изолированной от еврейской переселенческой массы и окружающего населения группой „чужестранцев“». В первое время существования коммуны, несмотря на осуществление насильственной коллективизации сельского хозяйства, подбор новых членов не был формальным, а исключительно выборочным, в соответствии с принципами общинного быта… Конечно, система организации труда и быта в «Войо-Нова» под влиянием советской действительности претерпела определенные изменения, но основополагающие принципы еще какое-то время продолжали функционировать. Так, в коммуне отсутствовал точный отчет, какая-либо оплата труда и строгая бригадная организация, присущая обычным советским колхозам, и руководители «Войо-Нова» даже отказались принимать участие в соцсоревновании. «Каждый дает коммуне — отмечалось в одном из изданий «Трибуны» (1930 год) — то, на что он способен; каждому коммунару обеспечен прожиточный минимум».
В первой половине 1930 года, когда сплошная коллективизация достигла апогея и частные крестьянские хозяйства фактически ликвидировала, «Войо-Нова» еще сохраняла черты самобытности. «Показательным для окружающего крестьянства, — говорится в уже цитированной информации журнала «Трибуна», — служит такой факт: женщина в коммуне совершенно освобождена от забот по домашнему хозяйству. За детьми в коммуне присматривают выделенные из членов коммуны няня и воспитательница. Детям отведены лучшие помещения».
Мендель Элькинд, организатор коммуны и ее первый руководитель, окончил гимназию в 1916 году, затем два года учился в Екатеринославском (Днепропетровском) политехническом институте по специальности «математика», а в 1919 году «из сионистских убеждений» выехал в Эрец-Исраэль. Без всякого сомнения, он был незаурядной яркой личностью. Бывшие члены Гдуда характеризовали его как «энергичного, добросовестного и бескорыстного человека», прямого и честного, обладающего блестящим интеллектом, аналитическими способностями и силой убеждения…
Однако, когда летом 1929 года жена Элькинда Мария (Мириям) с двумя сыновьями Ури и Эйли прибыла в Крым, вопрос о дальнейшем развитии «Войо-Нова» практически уже был решен. Инициатором «большевизации» коммуны стал один из членов Палестинской КП, который, по всей вероятности, был заслан туда как соперник М. Элькинда. На одной из тайных встреч основателей ячейки предлагали переизбрать правление. Конечно, это явилось открытым вызовом в адрес организатора коммуны и его соратников…
Учитывая вмешательство со стороны партии и советской власти, неудивительно, что из «Войо-Нова» в течение 1931 года ушла большая часть старых коммунаров-«палестинцев», среди них и Мендель Элькинд с семьей. После ухода из коммуны летом 1931 года он не имел права выезда за пределы Крыма, пока дело против него находилось в прокуратуре. Он судился по ст. 222 Уголовного кодекса РСФСР 1926 года («бездействие власти») и «был оправдан во второй инстанции Республиканским Судом Крым. АССР». Еще два года Элькинд работал в совхозах Севастопольского и Симферопольского районов, некоторое время занимал должность плановика-экономиста в свиноводческом племенном хозяйстве.
Летом 1933 года М. Элькинд с семей переехал в Москву, продолжая вблизи столицы заниматься организацией племенного свиноводства в совхозном животноводстве. В 1935 году он начал работать в плановом отделе Московского подшипникового завода им. Кагановича («Шарикоподшипник»). Еще в 1931 году Элькинд поступил в Московский институт механизации социалистического сельского хозяйства им. Молотова в сектор заочного обучения.
Бывший «гдудник» Исраэль Минц, который приехал в Советский Союз по семейным обстоятельствам и так и не смог больше вернуться в Палестину, дважды тайно встречался с Элькиндом в Москве в 1931 и 1934 годах. Во время второй встречи Элькинд самокритично оценил свое решение реэмигрировать на родину. Он назвал этот поступок ошибкой, которую уже нельзя исправить…
На запрос о судьбе М. Элькинда в Федеральную службу безопасности Российской Федерации (через московский «Мемориал») в 2001 году я получил ответ, из которого следует, что «в материалах Центрального архива ФСБ России имеется на хранении архивное уголовное дело на Элькинда Менделя Соломоновича, 1897 года рождения, уроженца г. Берислав Херсонской области.
2 декабря 1937 года арестован и 19 февраля 1938 года приговорен Военной коллегией Верховного Суда СССР к расстрелу. Приговор приведен в исполнение в тот же день в Москве. Определением Военной коллегии Верховного Суда от 4 ноября 1958 года Элькинд М.С. реабилитирован».
Кроме Элькинда были репрессированы и другие войоновские коммунары — некоторые, как их лидер, получили высшую меру наказания, а около 25 человек были приговорены от 3 до 8 лет лишения свободы и почти все погибли в ГУЛАГе.
Все «постэлькиндские» председатели «Войо-Нова» были малограмотными партийцами. Срок их руководства — от нескольких месяцев до двух лет… В конце концов, «Войо-Нова» превратилась в обычный советский колхоз, среди членов которого были не только евреи. В рамках административно-территориальной реформы Крымской АССР в 1935 году колхоз «Войо-Нова» был включен во вновь организованный Сакский район.
Хозяйство с этим названием упоминается в документах до 1949 года включительно. На руководящие должности в послевоенные годы там назначались в основном русские и украинцы. После 1949 года «Войо-Нова» переименовали в село Листовое. В израильской литературе выдвигается другая версия событий, со ссылкой на А. Шапира: уже во второй половине 30-х годов колхоз был переименован в «Дружбу народов».
С началом Великой Отечественной войны мужчины из колхоза «Войо-Нова», не ставшие жертвами сталинских репрессий, были мобилизованы и призваны в армию, а оставшиеся в тылу еврейские женщины, дети и старики, согласно А. Шапира, выданы фашистам и заживо похоронены в старом колодце бывшей коммуны. Но, судя по всему, это утверждение частично является ошибочным. «Дружба народов» — название другого крымского колхоза — в Красногвардейском районе.
…Согласно «Краткой Еврейской Энциклопедии» (Иерусалим, 1988, т.4), а также другим публикациям, в начале войны большинство еврейских колхозников были эвакуированы из Крыма. К сожалению, конкретные приказы об этом не удалось найти. Феодосийский исследователь Марк Гольденберг пишет, что пока известны лишь постановления об «эвакуации общественного животноводства из Крыма» через пролив и их результатах до падения Керчи 16 ноября 1941 года («Холокост», вып.8. М., 2005). Однако Зиновий Бекман, сын коммунаров, свидетель спасения еврейских жителей «Войо-Нова», в беседе с автором этой статьи рассказывал о том, что они с колхозным скотом в октябре 1941 года были эвакуированы — через Керчь на Кубань и Кавказ. Некоторые люди из бывшей коммуны отказались от эвакуации, стали жертвами во время оккупации.