ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | |||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 9 (110) 2008г. | ПУЛЬС | ВЗГЛЯД | ВЕХИ | СВЕТ | ИНТЕРНЕТ |
ЛИЦА | ЭКСПЕРИМЕНТ | КУРЬЕЗЫ | СЛОВО | МАСТЕР | ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВЕСТИ В ГАЗЕТЕ "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2008 |
Главный редактор Яндекса Елена Колмановская отвечает на вопросы газеты «Информпространство» о будущем интернета.
Елена Колмановская, главный редактор Яндекса |
- Будущее интернета — звучит многообещающе. Ведь и сам интернет еще недавно был будущим. И все-таки по примеру заправских футурологов давайте «фантазировать» поэтапно… Начнем с «простого». Что ожидает нас, пользователей, — а сегодня кто ж не пользователь! — в ближнесрочной перспективе? Ну, скажем, через два-три года…
— Прежде всего, широкое использование интернета вне компьютера. Уже сейчас есть всевозможные мобильные устройства, которые становятся все умнее и умнее: это не компьютер, но уже и не телефон. Чтобы пешеходу на ходу выбрать маршрут, а водителю узнать, как проехать, минуя пробки, компьютер не удобен, да и не нужен. Необходимо легкое устройство, на котором можно быстро и просто получить искомый «кусочек информации». Такие устройства уже есть, и они будут развиваться. Компьютеры идут в сторону уменьшения размеров, а телефоны — в сторону увеличения экранов и функций, они где-то встретились, и появились гибридные устройства — смартфоны, коммуникаторы. Такой техники будет все больше, она будет удобнее, быстрее, каналы будут расширяться, цены на мобильный интернет — падать.
— Насколько я понимаю, речь идет о получении локальной, небольшой информации. Скажем, заниматься научной работой с помощью таких устройств невозможно, так?
— Да, конечно, такие устройства предназначены для получения быстрого и короткого ответа — скажем, на вопрос об адресе ближайшего ресторана, погоде, авиарейсе. Длинные тексты лучше читать на большом экране. Но нужно и то, и другое…
К тому уже придумали новинку — lbook. Это электронная книга. В чем принципиальная новизна этого достижения? Ведь и на небольшом переносном экране тоже можно читать книгу, только неудобно — глаза устают. Теперь создали «электронную бумагу». Почему, когда вы смотрите на экран, у вас устают глаза? Да потому, что экран светится. А книгу вы читаете с помощью отраженного света. Lbook тоже нельзя читать в темноте…
Вы держите в руках устройство формата книжки, небольшое, легкое. Но вы можете туда «залить» хоть все тома Большой Советской Энциклопедии. Там есть «листалка», закладки, оглавление, — очень мало «умности», предельно простой интерфейс. Это действительно похоже на бумажную книгу, — поиска по тексту страниц там нет. Можете читать ее по дороге на работу, в постели.
— Будет ли развиваться интернет как способ социального общения?
— Несомненно. Интернет начинался как сервис. До сих пор два самых массовых сервиса — почта и поиск. Почта — доставка сообщений, в почте не живут. Поисковая машина — это доставка информации, не среда для жизни. Потом появились социальные сети, потому что стало много пользователей, которым интернет доступен всегда. Как телевизор, водопровод и канализация. Люди стали в интернете общаться на разные темы, «тусоваться», проводить свободное время. В России мы наблюдаем взлет двух социальных сетей: «Одноклассники» и «ВКонтакте». Будут ли они занимать такое место в будущем или появятся еще десять сетей? Не знаю. Пока эти сети попытались захватить всех, кого смогли. «Одноклассники» — ностальгический сегмент, для тех людей, которые потерялись в жизни, а с помощью интернета нашлись. «ВКонтакте» — для более юных, тех, кто никогда не потеряется, потому что уже с детства находится в интернете.
— Будет ли создан голосовой интернет, чтобы спрашивать и получать ответы можно было бы с помощью голоса?
— С голосовым интернетом произошло то же, что и с видеофоном. Помните фантастику: герой слышит вызов, нажимает на кнопку и видит на экране своего собеседника… Технологически сейчас это несложно сделать, только это никому не нужно. Пока что-то никто не хочет специально одеваться, приводить себя в порядок, прежде чем сесть перед экраном. Компании проводят видеоконференции, а массовому потребителю это не нужно. С голосовым вводом примерно то же самое. Технологии есть, хоть и не идеальные. Но сама идея вызывает сомнение: надо сесть строго перед экраном, говорить четким голосом, не произносить лишних слов, правильно делать паузы… Да за это время можно легко набрать текст!
Смартфоны и коммуникаторы уже сегодня есть у многих пользователей интернета |
— Теперь пофантазируем: а что будет лет через двадцать?
— Предположим, не будет никаких катастрофических изменений, связанных с глобальной экономикой и социальными перегибами, — все будет развиваться, как развивалось. Через 10-20 лет интернет будет неограничен, каналы — больше. Стоить все будет недорого. Неважно, где ты находишься в Москве, Урюпинске или Баден-Бадене, — интернет будет в воздухе. Будут преодолены барьеры — и по цене, и по объему. Удобно будет использовать интернет для получения текущих справочных данных. Например, в магазине вы подносите свой мобильник к коду, нанесенному на товар, и сразу видите все его характеристики, описание товара, а может быть, и цену на него в других магазинах.
— Будет ли в ближайшие годы создан тематический поисковик? Скажем, подразделения Яндекса, специально отвечающие на вопросы по культуре, политике, спорту? Чтобы более подробно, широко ознакомиться с частными проблемами по каждому из интересующих пользователя направлений?
— Яндекс, как любой другой поисковик, отвечает на вопросы только то, что кто-то разместил в интернете. Если там нет квалифицированной информации, то при всем желании мы ее найти не сможем. Для тематического поиска нужно все множество текстов разбить на классы — определить: это о культуре, это о политике, а это о кулинарии. Потом либо по запросу догадаться, либо переспросить, что имел в виду пользователь — политику или культуру. Вы отвечаете: я хочу про политику. После этого ответ на ваш вопрос надо искать в теме «политика». Но проблема в том, что тематическое ядро мы выделим, а на границах начнутся расползания и пересечения. Жесткое деление на классы, скорее всего, невозможно — так устроен язык, что границу не проведешь. Даже люди, прочтя один и тот же текст, могут начать спорить, относится ли он к культуре или к политике.
Но все же можно попытаться учесть ваш интерес. Так мы сейчас работаем с регионами: у нас есть поиск для Украины. Когда человек ищет сведения о Пушкине, ему все равно, где найдется нужный сайт — в Украине, России или Зимбабве, — был бы грамотный текст. Но если человек ищет доставку пиццы, ему хотелось бы в первых результатах поиска получить ее не в другой стране, а желательно в своем городе, поблизости… По такому же принципу можно пытаться улучшить поиск по темам.
— Вы уже рассказали об электронных книгах. Может ли наступить такое время, когда электронная книга полностью заменит привычную для нас?
— Ну, не знаю, представить отсутствие книг, которые изданы в издательствах, пахнут типографской краской, я не могу, потому что книги люблю с детства. Исчезновение букинистических магазинов в Москве воспринимаю как крах, а появление букинистов на Арбате принимаю с радостью. Сам процесс копания в книгах мне нравится.
И все-таки первично — чтобы люди читали! Носитель — вторичен. Поэтому на вопрос — будут ли люди читать? — я отвечаю: будут! И это гораздо важнее того, на чем они будут их читать. Будет ли это папирус, бумага или электронная книга — техническая подробность.
— Мы много говорили о будущем. Но ведь, как известно от тех же фантастов, будущее начинается сегодня. Какие в этой связи проблемы у Яндекса?
— Растет количество пользователей и объем информации. Если еще недавно у вас было 100 тысяч пользователей, а стало 10 миллионов — надо переделывать технологии, точнее, совершенствовать. Десять лет назад объем информации был небольшим, весь-то интернет 5 или 7 ГБ. Сейчас и компьютера-то такого не найти, в который нельзя было бы «залить» весь тот русский интернет, большая часть которого располагалась за границей, потому что в России не было хостингов. Да и пользователей практически не было, поэтому две трети текстов были написаны по-английски. И вдруг оказалось, что в интернете можно находить ответы и даже какую-то информацию, не идти за книгой в библиотеку, не звонить в справочную, а получить ответ не отходя от экрана. Сейчас все наоборот — если человек не находит какую-то информацию в интернете, он возмущен до крайности. Мы теперь отвечаем на все вопросы, и на себе эту ответственность чувствуем. В интернете много информации, она не упорядочена, не структурирована, — чем ее больше, тем больше проблем с качеством информации. Хочется получить не какой-нибудь ответ, а точный, авторизованный! Есть вопросы, на которые нет правильных ответов, а есть мнения. Но даже в этой ситуации вам хотелось бы представлять, от кого вы эти мнения получаете — от академика, домохозяйки, бизнесмена… Существует иерархия доверия. По-поводу своего здоровья, вы хотели бы получить суждение от человека с медицинским образованием, а не от бабушки у подъезда.
Другая проблема. Интернет в целом — это огромное количество неструктурированной информации. Однако есть отдельные области, в которых можно выделить структуру. Так, например, мы делаем в службе Яндекс.Новости. Все серьезные новостные издания обычно самостоятельно представлены в интернете. Наша задачу другая — мы берем у них структурированные потоки новостей, индексируем их, анализируем, строим сюжеты, ранжируем и так получаем новостную картину дня — то, о чем сейчас говорят СМИ. У нас около двух тысяч партнеров — газеты, телеканалы, журналы — те, у кого информация либо ежедневная, либо еженедельная в форме дайджеста. У нас каждые 10 минут обновляется лента. За это время автомат обрабатывает весь массив новостей — собирает в сюжет, ранжирует по важности. Причем наше дело, — все, что касается одной темы, собрать вместе и оценить важность. На этом наша работа закончилась. Решать, кто прав, и какое издание кому нравится, это не наше дело. Яндекс.Маркет собирает информацию от интернет-магазинов и т.д. Очевидно, что охвачены еще далеко не все области. И мы постоянно ищем партнеров и думаем о том, как давать более точные ответы на вопросы наших пользователей.
Беседу вел Леонид Чудновский