ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2011

 


Давид Зайдман



День Победы на Бронной

9 мая 2011 года, в 66-ю годовщину Великой Победы, в зале торжеств синагоги на Большой Бронной принимали свыше 150 участников Великой Отечественной войны, а также их родных, детей, узников гетто и жертв нацистской оккупации. Значительная часть (около 50 фронтовиков) представляли Совет евреев – инвалидов и ветеранов войн во главе с его руководителем – Мариной Пилипенко.

Начало празднику положила поминальная молитва Эль мале рахамим в память о жертвах Второй мировой войны, которую не прочел, а спел раввин Михоэль Мишуловин. Затем к присутствующим обратился раввин синагоги на Большой Бронной Ицхак Коган. В своем кратком слове он вспомнил, что в его религиозной семье единственным нееврейским праздником, который всегда отмечали, был День Победы. Он от всей души поблагодарил всех участников войны, спасших и нас, родившихся уже после Победы. Про таких, как фронтовики, в Талмуде сказано: «Тот, кто спасает одну жизнь, спасает весь мир».

После обращения раввина Когана микрофон перешел к почетным гостям. Перед собравшимися выступили участники Великой Отечественной – артиллеристы, летчики, пехотинцы… О своей судьбе рассказал узник гетто, спасшийся благодаря праведникам народов мира и ставший «сыном полка». Поделились чувствами и воспоминаниями дети воинов, добивающиеся достойного увековечивания памяти погибших в сражениях за Родину, а также «дети войны», которые подростками вынесли тяготы самоотверженного труда в тылу. Ветераны услышали поздравления и слова благодарности от внуков и правнуков поколения Победы. Малыши из детского сада «Ган Менахем» спели для них несколько песен на иврите.

Настоящим подарком стало живое исполнение песен военных лет и еврейских мелодий ансамблем «Халом» под управлением Мирона Черного. Уже после первой композиции, марша «День Победы», ветераны стали танцевать. В это сложно было поверить: участники боев, которым под 90 лет, кружились в парах и громко пели песни военных лет.

 


Довид Молокин



Каждый год с Моше Рабейну

История египетского рабства и Исхода повторяется снова и снова. Вот и раввин Агудас Хасидей ХаБаД Ицхак Коган в проповеди в ночь Песаха еще раз напомнил прихожанам на тождество гематрий в словах «Египет» и «СССР» на иврите.

В синагоге на Большой Бронной в Москве подготовка к празднику Песах начинается всегда за несколько недель. Только что отгремел веселый праздник Пурим, также требующий немалых и творческих, и организационных усилий, и вот – еще более ответственная подготовка к Песаху.

Синагога на Большой Бронной, давно уже ставшая центром обеспечения кошерными мясом и продуктами многих десятков общин России, в мгновение ока превратилась, образно говоря, в своего рода «склад» или «перевалочный пункт». Вестибюль заполнили аккуратные штабеля картонных коробок до самого потолка – мацу, вино и сок на Песах необходимо доставить в максимальное число еврейских домов. Заранее, за две недели до пасхальных дней, все помещения пятиэтажной синагоги тщательно очистили от хамеца и обозначили соответствующими указателями.

Синагога на Большой Бронной из года в год помогает евреям, находящимся в стесненных обстоятельствах, достойно и кошерно встретить Песах. В этом году за каких-то несколько дней здесь подготовили и раздали несколько сотен продуктовых наборов. Среди получателей помощи были около 260 подопечных благотворительного фонда «Эшель», находящегося под патронажем рава Ицхака Когана, 100 участников Союза евреев-инвалидов и участников войны, все слушатели коллеля «Авраам».

Подготовка к празднику духовного освобождения, разумеется, предполагает образовательный «компонент», ведь каждый еврей должен осознать себя так, как будто он сам выходит из Египта. По завету Любавичского Ребе Менахема Мендла Шнеерсона, воспитание детей прихожане синагоги начинают практически с самого рождения. Накануне для малышей-воспитанников детского садика «Ган Менахем» провели несколько утренников и занятий по основам празднования Песаха. Директор садика – раббанит Эстер Фридман и другие внимательные воспитатели наглядно и доступно рассказали детишкам историю о том, как расступалось море, и про запрещенную часть еды на Песах. Малыши учились заполнять кеару и месить тесто для мацы.

Дети, посещающие школу выходного дня при синагоге, приняли участие в пасхальном празднике вместе со своими сверстниками в Московском еврейском общинном центре.

Слушатели коллеля «Авраам» получили знания об истории и законах Песаха с помощью раввинов Ицхака Когана, Довида Эльдина, Иосифа Когана и Эстер Фридман.

В сами святые дни пасхальной недели в синагоге на Большой Бронной состоялись три массовых праздничных мероприятия. Самым большим стал, конечно, первый седер вечером 18 апреля. Он прошел на четырех отдельных площадках: в большом зале торжеств, на балконе, в зале обрезания и на мансарде. А на следующий день, естественно, был второй седер.

Окончание праздничной недели также ознаменовалось массовым посещением синагоги. 26 апреля десятки людей пришли на Большую Бронную для поминальной молитвы Изкор и участия в традиционной трапезе Машиаха.

 


Н. Файнких



Симметричный ответ

Президент ЕАЕКа намерен создать еврейскую «Аль-Джазиру».

Представительная делегация Евроазиатского еврейского конгресса во главе с президентом ЕАЕКа Александром Машкевичем и вице-президентом Мерабом Елашвили приняла участие в очередном форуме ILR (International Leadership Reunion), регулярно собирающем ведущих еврейских благотворителей мира под эгидой фундаментального фонда в поддержку Израиля «Керен Аесод». Лидер ЕАЕКа является президентом фонда в странах СНГ.

В этом году местом проведения форума стал Вашингтон. В столице США собрались более ста крупнейших филантропов, поддерживающих различные программы в Израиле и для Израиля, а также лидеры ведущих еврейских организаций мира, официальные представители израильских государственных и общественных структур.

Выступая на заключительной сессии форума, Александр Машкевич заявил о намерении создать международную еврейскую информационно-новостную сеть по примеру арабской «Аль-Джазиры». Целью нового проекта должно стать «предоставление правдивой информации об Израиле» и «системное противодействие попыткам делегитимации еврейского государства».

В беседе с журналистами Александр Машкевич подчеркнул: «Основными инструментами, которые распространяют и усиливают антиизраильские идеи, являются хорошо налаженные информационные ресурсы. В XXI веке противостоять этому информационному злу можно только информационными же средствами. Поэтому, я считаю необходимым создать мощный международный информационный ресурс. Эта идея требует серьезных материальных вложений и интеллектуальных ресурсов. Но, создав этот инструмент, мы сможем, наконец, достойно ответить идейным недругам еврейского государства – на их поле и их же оружием».

 




Мы с тобой, Кармель…

В Москве открылась фотовыставка, посвященная пожару на севере Израиля и преодолению последствий трагедии.

Слева направо: Шломо Воскобойник, Михаил Членов, Рафаил Файнберг, Мирит Вакс

Генеральный секретарь Евроазиатского еврейского конгресса (ЕАЕКа) Михаил Членов принял участие в открытии фотовыставки «Мы с тобой, Кармель!» в Израильском культурном центре в Москве.

Выставка, организованная фондом возрождения традиций «Еврейский национальный фонд», посвящена произошедшему в начале декабря 2010 года на севере Израиля катастрофическому пожару, противодействию ему и преодолению последствий трагедии. В экспозиции представлены работы четырех хайфских фотографов – Бориса Беленького, Льва Богуславского, Натальи Ермульник и Льва Тарнопольского, которые отразили в своих работах убийственную мощь огненной стихии, мужество противостоявших ей людей и величественную красоту возрождающейся природы.

Цель выставки – продемонстрировать солидарность диаспоры с народом и страной Израиля и привлечь средства для восстановления лесов на горе Кармель.

На открытии выставки выступили директор ИКЦ Мирит Вакс, первый секретарь посольства Израиля в РФ Шломо Воскобойник и директор Еврейского национального фонда Рафаил Файнберг, который подчеркнул, что солидарность с Израилем была наглядно продемонстрирована российскими евреями: начиная с декабря 2010 года люди из десятков городов России присылали деньги для того, чтобы фонд имел возможность посадить на Кармеле новые деревья взамен погибших.

Михаил Членов в своем выступлении отметил: «Эта выставка, как и реакция диаспоры на трагедию, вновь напоминает древнюю мудрость: все евреи ответственны друг за друга. Для ЕАЕКа предметом особой гордости является то, что наш президент Александр Машкевич первым из еврейских лидеров отреагировал на трагедию, посетил север Израиля, встретился с людьми, которые боролись с пожаром, и принял участие в организации комплексной программы по восстановлению районов, пострадавших от огня».

 



Пресс-служба МЕРО



105 лет синагоге «на горке»

1 июня 1906 года состоялось торжественное открытие Московской хоральной синагоги.

Здание Московской хоральной синагоги было заложено 28 мая 1887 года по проекту архитектора Семена Эйбушитца в Большом Спасоглинищевском переулке (на Ивановской горке), после того как 1 июля 1886 года действительный статский советник Лазарь Моисеевич Поляков, будучи председателем Московской еврейской общины, приобрел там участок.

В 1891 году все строительные работы были завершены, но наступило время реакции и ужесточения ограничительного законодательства по «еврейскому вопросу». Тогда здание синагоги было опечатано.

Только в 1906 году власти разрешили открытие синагоги. Работы по оформлению и перепланировке поручили видному российскому архитектору Р.И.Клейну, работавшему в Москве. Торжественное открытие прошло 1 июня 1906 года.

В начале XX века Московская хоральная синагога стала центром религиозной и общественной жизни еврейского населения России. Деятельность синагоги не прерывалась даже в атеистические десятилетия Советской власти.

Московская хоральная синагога «на горке» – одна из старейших синагог столицы. В начале ХХI века в этом здании, памятнике архитектуры федерального значения, были проведены масштабные реставрационные работы, восстановлен купол, воссозданы интерьеры.

И в наши дни хоральная синагога остается центром еврейской жизни, в ее стенах располагаются не только ашкеназская община, но и общины горских и грузинских евреев. В синагоге четыре молельных зала. При хоральной синагоге работает ешива.

Недавно, 10 мая 2011 года, Московская еврейская религиозная община (МЕРО) организовала в стенах синагоги традиционное торжественное мероприятие для инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, блокадников, узников фашистских гетто и концлагерей, приуроченное ко Дню Победы.

И в тот же день в трапезном зале Московской хоральной синагоги открыл двери новый ресторан «Гранат», предложивший посетителям разнообразную изысканную кошерную кухню.

 


Адольф Шаевич



Чтобы не утратить цель

На вопросы «Информпространства» отвечает главный раввин России (КЕРООР) Адольф Шаевич.

– Высказывается мнение, что еврейская религиозная община в России в недалеком будущем обречена на сокращение: старики уйдут в мир иной, еврейская молодежь значительной частью далека от традиции… Что вы об этом думаете?

– Мои наблюдения таких прогнозов о будущем российских евреев не подтверждают. Работают школы, детские сады, культурные центры по всей стране. Существуют общины в разных городах, они развиваются, живут. Я думаю, что в ближайшие 20-30 лет все будет не так уж плохо. С религией в России все нормально, не надо из-за этого никуда уезжать. Однако ситуация в стране нестабильная, непонятная, многие люди не видят для себя особых перспектив. Нелегко найти поприще, где можно было бы по-настоящему проявить себя. В образовании, науке, культуре, к сожалению, превалирует меркантильный аспект – все покупается, и все продается. Стержень, который раньше был присущ российскому человеку, начинает ломаться. Поскольку еврейская община не отделена от проблем всей страны, это сказывается и на нас. На всю жизнь я запомнил слова раввина Шнаера: «Спасать все еврейство очень легко, помочь одному конкретному еврею намного труднее».

– Представляется, что сегодня евреи гораздо существеннее для окружающего мира, чем для самих себя. Еврейский вопрос как будто интересует мир больше, чем самих евреев. Израиль не сходит с экранов телевизоров в десятках стран. А сами израильтяне, даже некоторые религиозные люди, подчас считают себя провинцией. Как изменить ситуацию, чтобы евреи осознали себя адекватно тому, как их воспринимают в России, Европе, Азии или США?

– Евреи пока еще не выполнили миссию, возложенную на них В-вышним. Отсюда все наши проблемы. Евреи должны осознать, что еврейство живет на этом свете только для одной цели: выполнить волю В-вышнего. Тогда будет и Третий Храм, и все то, что написано в Торе. В сегодняшнем Израиле многие считают, что достаточно быть израильтянином, и это само по себе как бы уже исполнение заповедей. Но это далеко не так. Миссия В-вышнего никогда не отменялась, никогда не смягчалась. Даже создание еврейского государства не повлияло на то, чтобы эта миссия отчетливо запечатлелась в сознании нашего народа. Наверно, это долгий путь. Хотя появление государства Израиль стало источником громадного оптимизма для евреев. Но, тем не менее, предназначение никто не отменял, и его надо исполнять. Ведь только в воле самого В-вышнего изменить Его собственный промысел в отношении евреев. Сказано же в Талмуде, что наша цивилизация просуществует шесть тысяч лет. Там не очень понятно написано, исчезнет ли она совсем или выйдет на какой-то новый уровень. У нас сейчас 5771 год… По историческим меркам пара сотен лет – пустяки, чуть-чуть осталось.

 

Беседу вел Павел Людин