ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2011

 


Танхум Бусин



Женщина согласно традиции

Среди восемнадцати благословений утром, читаемых евреем-мужчиной, есть благодарение Г-да за то, что молящийся не создан женщиной. Почему? Мужчина, в отличие от женщины, предназначен для исполнения большего числа мицвот. У него по его мужской природе больше возможностей для служения В-вышнему, за что он и высказывает благодарность. До появления женщины первочеловек Адам Ришон был создан цельным и сочетал в себе качества и мужчины, и женщины. В таком состоянии он находился очень короткий период – меньше одних суток. Как он выглядел в тот момент – нам неизвестно. Об этом в Торе не говорится. Затем В-вышний из одной из сторон («из ребра») Адама Ришона выделил женскую сущность – некое дополнение к основному творению, без которого оно нежизнеспособно. Дополнение в том смысле, что женщина дополняет мужчину до человека, ибо без нее он не способен к продолжению рода.

Женщина в Торе нигде не описана самостоятельным явлением: в Торе она или дочь, или мать, или жена, или вдова, или разведенная и т.д. В Торе сказано, что мужчина берет женщину в жены, а не наоборот, предусмотрено, скажем, разводное письмо исключительно от мужчины – и только тогда женщина станет разведенной. Когда ставится Хупа, при этом соблюдается все необходимое, связанное с тем, что мужчина берет к себе женщину и впредь отвечает за нее: подписывается ктуба (брачный договор с подписями жениха и двух свидетелей), дается кольцо, и молодые уединяются. Если муж покинул этот мир или ушел от женщины, она может по предъявлению ктубы получить деньги от наследника мужа или от самого мужа, если тот жив. А вообще имущество в первую очередь наследует старший сын мужчины, к которому переходят обязанности по содержанию матери, выдаче замуж сестер и т.д.

С одной стороны, согласно традиции, женщина – человек со своими правами, с другой же стороны, она – как бы еще и имущество своего мужа. Так мужчина, который вступил в отношения с чужой женой, не только совершил прелюбодеяние, но и стал вором. При этом объяснение, что инициатива исходила от замужней женщины, не смягчает вину мужчины. Если незамужняя женщина взяла на себя тот или иной обет, то ее отец может в течение первых суток этот обет отменить. Если же замужняя женщина взяла на себя тот или иной обет, то ее муж может в течение первых суток этот обет отменить. Женщина должна быть или при отце, или при муже. Если женщина имеет статус разведенной или вдовы, то ее обет сразу вступает в силу. Одним из ограничений для сохранения женских качеств является прописанный в Торе запрет на мужскую одежду для женщин и женскую для мужчин.

В настоящее время в случае развода муж должен дать женщине разводное письмо в присутствии раввинского суда. Это дает женщине право на получение «выходного пособия» в том случае, если развод происходит не по ее вине (измена мужу, смена места жительства без ведома мужа, действия, направленные против мужа и т.д.). По традиции в ктубе фиксируется размер (в весе серебра как единице измерения) выходного пособия при разводе.

В Торе нет запрета на многоженство. Понятно, что мужчина может иметь потомство от разных женщин. Согласно Галахе, обычному еврею можно иметь не больше шести жен, а царю – не более восемнадцати. При этом традиция требует от еврея при наличии больше одной жены одновременно обеспечить им равные условия, выделить по отдельному помещению. Как известно, у каждой из жен праотца нашего Яакова был свой шатер. Но у ашкеназских евреев многоженство уже тысячу лет не встречается. В основном в силу уменьшения уровня святости народа жены, живя в одном доме с мужем, не всегда способны взаимодействовать друг с другом, помогать друг другу, сохранять терпимость по отношению друг к другу и детям, тем более, находиться друг с другом в гармонии. Но мир в доме (шалом баит) в еврейской семье важнее всего. Известный раввин и духовный поэт рабби Гершон бен Иегуда (кстати, имевший двух жен), живший в Лотарингии и умерший около 1040 года в Майнце, известен и тем, что издал постановление, запрещающее евреям европейских общин иметь больше одной жены одновременно. Мужчина может вступить в новый брак, только предварительно узаконив развод с прежней женой. Он же вынес заключения о том, чтобы женщину не брали замуж без ее ведома, что при разводе жена имеет право ознакомиться с гетом (бракоразводным документом) и принять его. В Торе сказано, что мужчина, у которого две жены, не имеет права обойти вниманием первенца от нелюбимой жены при дележе имущества. Вообще нельзя запретить то, что дозволено Торой. Поэтому постановления раввина Гершона действительны только для тех общин, которые приняли их на себя. Есть мнение, что этот запрет «временно-долгосрочно» просуществует у ашкеназских евреев до прихода Машиаха. У восточных евреев (горские, бухарские, иранские, марокканские, йеменские и т.д.) и в наше время бывает две-три жены, и, хотя это тяжело представить европейскому еврею, но при таком укладе жизни иное мироощущение, большие семьи, много детей, меньше разводов. Женщина, утратившая в силу возраста способность родить, остается в доме супруга старшей женой. Шульхан Арух Иосефа Каро, созданный через четыре столетия после уложений раввина Гершона, тем не менее, говорит о желательности для еврея иметь не больше четырех жен. Тогда ни одна из жен на протяжении месяца не будет обделена субботней (возвышенной) близостью с мужем.

Все, что связано со священнослужением – это функция мужчин. Женщина не обязана одевать тфилин, учить устную Тору, молиться вовремя (ибо заботы о детях и по дому не всегда объективно дают ей эту возможность). Женщина не может быть раввином. Если женщина в первую очередь создана для выполнения «внутренней работы», то мужчина для «внешней» работы (молитва, изучение традиции, общественная деятельность). Женщина по-настоящему раскрывается, согласно своему предназначению, только, когда она рядом с мужчиной. Поэтому у религиозных евреев стараются выдавать девушек замуж в раннем возрасте.

В еврейской истории есть примеры женщин, оказавших влияние на ход истории. Но это – скорее исключения из правил, подтверждающие правила. Легендарная спасительница народа Эстер в конце концов вышла замуж за персидского царя и родила от него сына, вернувшего евреев из изгнания. Пророчица Дебора выполнила свою великию историческую миссию, потому что среди ее современников не нашлось того, кто смог бы, как она, повлиять на ход событий. Время судей было сложным в истории израильского народа. Колена без единого руководства начали обособляться друг от друга, преимущественно жили своими узкими интересами. И в Книге судей горько звучит: «И стали сыны Израиля делать злое перед глазами Г-да». Из среды израильтян периодически выдвигались отдельные вожди (судьи), которые возглавляли борьбу с врагами. Но затем разобщенность опять брала свое, и вновь отдельные колена попадали под власть и притеснения царей из окружающих территорий.

Этой разрозненностью и воспользовался Явин, «царь Кенаанский, который царствовал в Хацоре». Правил он примерно в 1200-1125 гг. до н.э. И «двадцать лет он жестоко угнетал сынов Израилевых». В это время в тех краях жила пророчица Дебора. Она выступала в роли судьи. Народ ценил ее мудрость и благочестивость. К ней обращались как к высшему судье, ей верили. Пророки обладали способностью слушать предначертания и указания Б-га, и они же передавали их людям. Однажды Б-г передал повеление Деборе: «…Пойди и собери на горе Тавор, и возьми с собою десять тысяч человек из сынов Нафтали и из сынов Звулуна. А я приведу к тебе, к потоку Кишон, Сисру, военачальника Явина и колесницы его, и полчища его, и предам его в руки твои». Женщина, которая занималась разбирательством тяжб, судя по всему, пользовалась большим авторитетом у ряда соседних колен и отличалась решительным характером. Она не призывала просить милость и мир у врага. Она сказала – хватит терпеть, на нашей земле мы должны быть сами себе хозяевами.

Приняв такое решение, Дебора призвала Барака, сына Авиноама (из колена Нафтали) из Кадеша. На призыв Деборы откликнулись также ополченцы из колен Эфраима, Биньямина, Иссахара и Менаше. Очень важно, что Дебора указала колебавшемуся Бараку на важность того, чтобы слава от будущей победы, дарованной В-вышним над войском завоевателя Сисры, была в его мужских руках, а не в руках женщины. Сражение произошло в Таанахе у вод Мегиддо. Во влажной почве долины колесницы врага попросту начали увязать. Да еще копыта многочисленных коней устроили тут месиво. «И навел Г-дь смятение на Сисру, и на все колесницы, и на все ополчение; и, убегая, падали от острия меча пред Бараком; и сошел Сисра с колесницы, и убежал пеший... и пало все войско Сисры от острия меча, не осталось никого».

Главная опасность для женщин в наше время, пожалуй, в том, что при отсутствии достойного мужчины рядом, они тяготеют к самостоятельности и становятся мужеподобными, утратив женские качества. Обратный результат – мужчина становится женоподобным, утрачивая мужские качества. История человечества – мужская история, немыслимая без женской помощи. Мужеподобной истории не было и не будет.