ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2011

 


Алекс Векслер



Гастроли одной «Оперы»

7 июня 1981 года в день освобождения и воссоединения Иерусалима (1967) израильская авиация уничтожила иракский атомный реактор «Осирак» в местечке Эль-Тувайта в 20-и километрах от Багдада. Реактор был построен для Ирака французскими специалистами, и так как больше других за поставку реакторов Багдаду ратовал Жак Ширак – тогдашний президент Франции, то название реактора «Осирак» получило в народе и особенно среди жителей Багдада имя «О! Ширак!»

Операция израильских ВВС под кодовым названием «Опера» или «Вавилон» была резко осуждена всеми государствами, входящими в ООН, включая наших союзников. США уже и тогда осуждали Израиль официально и во весь голос, но американский президент Рональд Рейган в неофициальном порядке передал Менахему Бегину приветствие по поводу операции. Устрашение Израиля не было единственной целью Садама Хусейна. Появление у него ядерного оружия гарантировало бы его превращение в лидера арабского мира, оставившего позади и Египет, и Саудовскую Аравию, и Сирию. По признанию некоторых израильских политиков, первоначально обсуждалась возможность наземной операции с использованием разведывательно-диверсионного подразделения «Саэрет маткаль» (спецназ генштаба), которое неоднократно доказывало свою эффективность в подобного рода мероприятиях, но после провала американской операции «Коготь орла» по освобождению заложников в американском посольстве в Тегеране, израильтяне избрали другой вариант...

Перед израильскими ВВС была поставлена задача подготовиться к перелету в 1100 километров в один конец, пролетев над территорией одного или двух враждебных государств, не будучи обнаруженными их системами ПВО и незамеченными проникнуть в воздушное пространство третьей страны, в которой находится объект, подлежащий уничтожению. Командованию ВВС было предложено правильно выбрать средства поражения и дату атаки (не слишком рано, чтобы исключить возможность восстановления объекта), но и не после пуска реактора, в момент, когда он уже становится горячим, чтобы, не дай Б-г, не привести к последствиям Чернобыля, которые хорошо известны и памятны бывшим советским гражданам, хотя до трагедии в Чернобыле еще было впереди пять лет. В октябре 1980 года, после того, как очередная попытка дипломатического убеждения Садама Хусейна не увенчалась успехом, план операции был утвержден на специальном заседании узкого кабинета министров, и дата операции была назначена на 10 мая 1981 года... Менахем Бегин настаивал на проведении операции в воскресенье из политических соображений по сохранению жизни французского инженерно-технического персонала – в расчете на то, что они по воскресеньям не выходят на работу. Кроме того, атака планировалась в ранние вечерние часы после окончания рабочего дня. На тот случай, что если и в воскресенье кто-нибудь из французских специалистов окажется на объекте, то в 18-35 по Багдадскому времени (точное время бомбардировки реактора), их уже там не будет. 10 мая операция не состоялась из-за опасений, что тогдашний глава оппозиции Шимон Перес владеет информацией и может ее использовать. Большинство руководителей силовых структур и спецслужб, в том числе министр обороны Эзер Вейцман, главы военной разведки и Мосада, а также председатель Комиссии по атомной энергии, были против проведения операции.

Начавшийся сезон пыльных бурь, когда количество ясных дней, возможных для проведения операции, снизилось до минимума, и стало почти невозможным применение космических разведаппаратов, заставил отложить выездные гастроли «Оперы» на 31 мая 1981 года. Из-за назначенной на 4 июня в Шарм Эль Шейхе встречи египетского президента Анвара Садата с израильским премьером Менахемом Бегиным, операция была еще раз перенесена на воскресенье 7 июня.

По сообщениям иностранных источников, вдоль всего пути следования израильских самолетов к уничтоженному ими иракскому атомному реактору, находились высаженные заранее с вертолетов поисковые группы элитного подразделения «669», специализирующегося на спасении и эвакуации пилотов, вынужденных катапультироваться. Понятно, что летчики имели при себе и на себе соответствующие приспособления, позволяющие в режиме прямой трансляции точно определить место их нахождения и их физическое состояние. Поиски сбитых пилотов, если бы таковые были, предполагалось вести в ночное время. После успешного окончания операции бойцы «669» были возвращены в Израиль с неприятельской территории. В операции «Опера» участвовали восемь самолетов Локхид F-16A из двух эскадрилий: 117 (борта 107, 113, 118 и 129) и 110 (борта 239, 240, 249 и 343 – самолет первого израильского космонавта Илана Рамона). Каждый самолет этой группы был вооружен двумя управляемыми бомбами МАРК-84 весом почти в тонну каждая, взрыватели которых имели эффект на замедление, принимая во внимание толстые бетонные стены зданий на объекте и высоту окружающих его песчаных валов. Вторая бомба, сброшенная с каждого самолета, использовала результаты первого бомбометания, включая отверстие, проделанное первым МАРКом-84, и взрывалась на несколько секунд позже. Бомбардировка проводилась с высоты 1200 метров с интервалом в 5 секунд между самолетами. 14 бомб из сброшенных 16-и попали в реакторный зал и полностью его уничтожили. Надежда Саддама Хусейна на то, что в его руках будет атомное оружие, была похоронена навсегда...

Но все произойдет еще через 95 минут, а пока восьмерка Lockheed F-16A с тремя дополнительными баками с горючим (два бака емкостью 1400 литров, закрепленными под крыльями, а один емкостью 1100 литров – под фюзеляжем) выруливала на взлетно-посадочную полосу авиабазы «Эцион» в ожидании сигнала о начале атаки. Готова была взлететь также шестерка самолетов McDonnell Douglas F-15A, которые предназначались для сопровождения, перехвата самолетов противника, установления активных помех, а также в случае необходимости, чтобы отвлечь внимание иракцев от ударной группы F-16A бомбардировщиков-штурмовиков, целью которых было только уничтожение реактора. Необходимо отметить, что первоначально планировалось произвести операцию по уничтожению реактора с помощью самолетов F-4 PHANTOM (Фантом) и A-4 Skyhawk (Скайхок), так как самолетов F-16A на вооружении израильских ВВС в 1978 году и в первой половине 1979 года еще просто не было. В получении первых самолетов F-16A Израилем большую роль, как это ни странно, сыграл «иранский фактор». Когда в феврале 1979 года произошла Исламская революция в Иране, и Шах Мухамед Реза Пехлеви был вынужден, спасая себя и семью, бежать в Египет под крыло президента Хусни Мубарака, американцы были вынуждены отменить сделку по продаже F-16A новому иранскому режиму во главе с Аятоллой Хомейни. И только после этого США предложили Израилю купить предназначенные для Ирана самолеты. 2 июня 1979 года первая четверка F-16A благополучно приземлились на одном из аэродромов Израиля, и начальник генштаба генерал-лейтенант Рафаэль Эйтан (Рафуль) предложил использовать их в готовящейся операции «Опера». Сигнал о начале атаки был дан в 15-55 по израильскому времени в вечер праздника Шавуот в воскресенье 7 июня 1981 года. Самолеты взлетели и незамеченными вошли в воздушное пространство Саудовской Аравии, а из некоторых источников и Иордании, сохраняя высоту в 100 метров.

Существует предположение, а, может быть, и легенда, что иорданский король Хусейн, сам военный летчик, в этот день и в этот час случайно отдыхал на борту своей яхты в Эйлатском или Аккабском заливе и видел летящие на бреющем полете израильские F-16A и F-15A. Непонятно только, сообщил ли он об этом в штаб иорданских ВВС или по каким-то соображениям забыл сделать это... А если даже и сообщил, то почему из штаба иорданских королевских ВВС не передали это сообщение дальше своим саудовским или иракским соседям...

Из-за значительного превышения взлетного веса расход топлива был выше запланированного, и опустевшие дополнительные топливные баки были сброшены над саудовско-иракской пустыней еще на пути к цели. Несмотря на то, что в самой атаке на объект принимали участие только 14 самолетов: 8 – F-16A и 6 – F-15A, фактически в операции на всех ее этапах участвовало около 70-и самолетов и вертолетов разных типов и модификаций. В 17-35 по израильскому времени (18-35 по местному иракскому времени) самолеты F-15A осуществили постановку активных помех, а F-16A поднялись на высоту в 3300 метров, вошли в 35-и градусное пикирование на комплекс объекта при скорости в 1100 километров в час и на высоте в 1200 метров провели попарное бомбометание, а после этого, поднявшись на высоту в 12000 метров, легли на обратный курс домой. Надо сказать, что обратная дорога проходила по тому же маршруту, но заняла меньше времени, так как дорога домой всегда короче, особенно после успешно выполненного задания, а, во-вторых, она была налегке, без бомб и дополнительных баков с горючим. Иракская система ПВО, застигнутая врасплох, хотя и открыла огонь, но он не причинил какого-либо вреда израильским самолетам, благополучно вернувшимся на авиабазу «Эцион».

Атомный реактор был признан негодным к восстановлению из-за сильнейших повреждений, что в полной мере соответствовало поставленной перед израильскими ВВС задаче. В результате операции погибло также 10 иракских солдат и один французский инженер, случайно находившийся в воскресенье на объекте. Некоторые иностранные источники предполагали, что он был агентом Моссада. В воздух успел подняться единственный иракский перехватчик МИГ-23 с ближайшего аэродрома, но его пилот не решился атаковать группу израильских самолетов, уходящую на Запад со скоростью 1150 км/час. Командир группы F-15A подполковник К. был этим сильно разочарован, очень уж ему хотелось пополнить свой боевой счет сбитых самолетов противника.

Иракский диктатор Саддам Хусейн был разочарован куда больше израильского летчика, так как он за одну минуту потерял все, к чему стремился полжизни – свой самый важный военный объект – атомный реактор. Саддам Хусейн приказал расстрелять всех офицеров системы ПВО «Осирака». Ровно через десять лет, в 1991 году, во время операции «Буря в пустыне» весь мир оценил, какую гигантскую услугу ему оказали израильские пилоты и единственно правильное решение, принятое главой правительства Израиля Менахемом Бегиным. И саудовский король Фейсал, и кувейтские шейхи, и американские генералы, воюющие в Ираке, да и сами израильтяне, принявшие на себя удар более 40 ракет, могли не сомневаться в том, что падающие на них иракские «Скады» советского производства не несли на себе ядерных боеголовок. Однако американцы перестраховались, и авиация объединенных сил коалиции на всякий случай совершила несколько десятков налетов на уже совсем не опасный иракский атомный реактор, окончательно сравняв его с землей.