ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | |||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 8 (109) 2008г. | ОБЩЕСТВО | ЗАСТОЙ | ПУЛЬС | ПАМЯТЬ | МНЕНИЕ |
БИБЛИСТИКА | ВОСПОМИНАНИЯ | РЕГАЛИИ | БЫЛЬ | МАСТЕРА | ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВЕСТИ В ГАЗЕТЕ "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2008 |
Преподаватели и учащиеся Камешковской церковно-приходской школы. Судогда, 1912 |
Скандал разразился около года назад… Десять известных ученых и среди них два нобелевских лауреата Виталий Гинзбург и Жорес Алферов направили письмо президенту страны, в котором выразили беспокойство «всевозрастающим клерикализмом российского общества». Подписантов «Обращения Гинзбурга — Алферова» возмутил призыв Всемирного русского народного православного собора к расширению практики преподавания «Основ православной культуры» в школе. Это вызвало волну негодования в православных кругах. В течение минувших месяцев вопрос о преподавании ОПК широко обсуждался в обществе и, конечно, на различных уровнях Русской православной церкви, в частности на крупном международном форуме — XIV Рождественских чтения. Монах Зосимовой пустыни Аристоклий (Челноков), в прошлом — учитель с тридцатилетним стажем, высказывает свое особое мнение по столь бурно обсуждаемой в обществе проблеме.
Отходя в Македонию, я просил тебя…увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.
Цель же увещевания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры; От чего отступив, некоторые уклонялись в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.
(1 Тим. 3:7)
Если уважаемые нобелевские лауреаты, академики, ученые обратились к президенту страны, то люди искренне верующие, должны уповать на более высокие инстанции. Почему бездуховность воспринимается только как деяния Диавола, но не попущение Божие? Зачем записываться в спасители Отечества? Не лучше ли собственным примером показать «праведное Божие назидание».
Опять, в который раз, разгорелась борьба за мнение первого лица государства...
«Моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных».
Цитирование президента — аргумент весомый, но вот, вникнув в смысл фразы, думаешь, почему В.В.Путин (в ту пору он был президентом), будучи православным человеком, не сказал прямо — «христианских»? Ведь во времена преподавания Закона Божьего Первое лицо не могло произнести иного. Значит, президент (пусть и бывший) допускает плюрализм в отношении веры. А если так, то вопросы преподавания основ православной культуры просто не могут не иметь противоположных точек зрения в обществе.
Как известно, основной массе русского народа Закон Божий либо преподавался в церковно-приходской школе (около 37 тысяч таких школ к 1917 году), либо изучался дома. Автор, несколько лет занимающийся историей своего монастыря, находил в архивах именно такие указания в автобиографических записях монахов. Таким образом, источником знаний был либо священник, либо глубоко верующие родители. (Согласитесь, неверующий крестьянин XIX веке — во-первых, редкость, во-вторых, зачем тогда ему «просвещать» дитя!). Я хочу сказать, что преподавателем христианства (культуры, законов, основ и т.д.) может и должен быть человек, имеющий не только глубокие познания в «теологии», но и непоколебимую веру. Ни первого, ни второго никак не обрести на «курсах усовершенствования». Таким преподавателем, всегда был и должен оставаться только священнослужитель. Он им и является в своей миссионерской и проповеднической деятельности. И его аудиторией, кафедрой служит, прежде всего, Храм Божий, и возникшие вокруг него службы: воскресная школа, летние лагеря, паломничества, студии, ремесла… А предметом обучения должен оставаться исключительно Закон Божий, а не какие-то суррогаты, составленные пусть и одаренными, но светскими людьми. Ибо всякое отступление от проведи Слова Христова есть то, от чего предостерегал Апостол в своем послании (см. эпиграф). А вот вопросы культуры и искусства пусть остаются в учебниках истории и эстетики. В то же время любая оторванная от Церкви «пропаганда» Христа — искусственна. Поэтому, мне кажется, будет лучше, если учителя, люди с высшим образованием, занимаются в стенах школы тем, что они выбрали целью своей жизни, а наше священство продолжает несть свой миссионерский крест по распространению Слова Божия.
Одна из причин, по которой наша Церковь столь активно начала наступление на школу, как это не покажется странным и возмутительным, — низкий культурный уровень приходского священства, острый дефицит в рядах священнослужителей людей эстетически развитых. Читатель очень удивится, когда узнает, что в семинариях нет предметов по истории искусств. Не преподается литература. Музыка изучается только как «духовное пение»… Мировое культурное наследие остается неведомым молодым 22-30-летним «батюшкам». Все их познания в области культуры исчерпываются предметом «Церковное искусство».
Сторонники преподавания «Основ христианской культуры» хотят поголовного введения предмета во всем государстве.
Но не надо «совковых» принципов: министерство пусть прикажет! Дайте волю тем, кто хочет творить! Шаталову, Тубельскому, Амонашвили, да и Макаренко всегда было тяжело в любых рамках… А мы им опять программу, методику, курсы… Смешно!
Закон Божий, а не какие бы то ни было «основы» должны вести православные люди. Это очевидно. Но «православный» — это, прежде всего, «воцерковленный». Если человек попускает не ходить в храм, не приносить пользу (не обязательно материальную) своему храму, не исповедоваться, не причащаться, то он позволит себе и на уроке нести знания без должной требовательности. Ну, а если уж быть совсем принципиальным в разговоре о «кадрах», тогда найдите «православного» учителя (учительницу), который не был бы разведен хоть однажды, не соглашался на аборт, не применял контрацептивы… Кто вычитывает молитвы утренние и на сон грядущий? А, как минимум, нужен хотя бы один на школу. На каких курсах подготовят таких «специалистов»? Вот, на мой взгляд, только некоторые из причин, почему «основами православной культуры» хотят подменить Закон Божий!
…И получается, что урок «основ» поведет лаборантка Таня, которая одна воспитывает годовалого ребенка, и которой позарез нужны лишние несколько сотен рублей. Или Прасковья Васильевна, пенсионерка, у которой всего-то двенадцать часов продленки, и которой тоже до того же самого зарезу нужны те же несколько сотен…
Призывы «вести политическую борьбу» вместо молитвенного предстояния, поиск «врага», обвинения в обскурантизме — как это все далеко от понятий, которые принес нам Господь наш. И как это напоминает спланированные компании ушедшего режима по остракизму!
У нас получили распространение православные гимназии, богословские институты. Процесс восстановления Православной Церкви идет с всевозрастающей силой. А сторонники поголовного привлечения школьников к «основам» в своем рвении напоминают не последователей Учения, призвавшего «любить врагов ваших», а толпу поборников популярного слогана «все и сразу».Их победа обернулась бы трагическими последствиями.
Однако не следует забывать, в России первый учебник Закона Божьего составлен еще Феофаном Прокоповичем («Первое учение отрокам…») в 1720 году. В XIX веке Закон являлся основным нравственно-мировоззренческим предметом для общеобразовательных школ. Но даже несмотря на почти двухсотлетний опыт, преподавание Закона Божьего не смогло оказаться достойным щитом против натиска нигилизма и бесовщины, ввергших Россию более чем в вековую пучину безверия, страданий, цареубийств…
«Программа современных школ невероятно перегружена, и требовать от детей, чтобы вне расписания они еще изучали «основы православной культуры — это означает похоронить дело преподавания этого предмета, — сказал один из образованнейших и авторитетнейших предстоятелей Церкви, глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, отвечая на письма телезрителей в передаче «Слово пастыря».
И в заключение небольшой экскурс в историю. Вопрос этот уже однажды стоял, не столь, правда, остро, — в гуще трагических событий после февральского (1917 года) Петроградского восстания. 20 июля Временное правительство, отталкиваясь от Закона о свободе совести, издало постановление о передаче церковно-приходских школ и семинарий в ведение Министерства народного просвещения. Но вот Святейший Синод, а позже и собравшийся в августе Всероссийский Поместный Собор, просили вернуть церковно-приходские школы в ведение православных приходов… Министр вероисповеданий Временного правительства А.В. Карташов безуспешно пытался отстаивать неприкосновенность преподавания Закона Божия перед А.Ф. Керенским. Член делегации Собора Н.Д. Кузнецов, участвовавший в переговорах, записал в своем отчете: «Мне до боли стало жаль народа, который будет воспитываться теперь в государственных школах вне необходимой для него связи с христианским началом жизни». Теперь же многие представители Церкви и их сотрудники, напротив, пытаются переложить дело преподавания основ христианства (или как бы не назывался предмет) на плечи и карман государства. А ведь именно тогда Министерство просвещения «торопилось использовать это положение для того, чтобы низвести преподавание закона Божия на уровень факультативного предмета».
Хотелось бы еще напомнить, что единодушное мнение Собора, в частности по вопросу преподавания Закона Божия в приходе, направлялось такими столпами Православия как митрополиты Владимир (Богоявленский), Антоний (Храповицкий), Арсений (Стадницкий), Евлогий (Георгиевский), Сергий (Староградский), Серафим (Чичагов), прп. святитель Тихон (Белавин) — Патриарх Московский и всея Руси.