ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | |||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 128 2009г. | ЗЕРКАЛО | ОТКРЫТИЕ | ГЕОПОЛИТИКА | СЦЕНА | ВЗГЛЯД |
СУДЬБЫ | СЛОВО | КОРНИ | БЫЛОЕ | МИНИАТЮРЫ | ART |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2009 |
Задумываясь над своеобразием современного историко-культурного процесса, не перестаешь удивляться полярности стилей в искусстве, которая порою оказывается возможной в рамках одного театра…
В 2009 году Иерусалимский театр «Тарантас» стал лауреатом премии «Олива Иерусалима» и был приглашен на Дни Израильской культуры в Ригу, на Седьмой Международный театральный фестиваль «Звайгзне», который состоится в октябре. Но до того, как пригласить коллектив на фестиваль, гости из Риги отметили две последние работы театра — спектакли «Теила» по повести Агнона и «Хармс в контексте» по обэриутам.
Что это за спектакли? Разительно непохожие, но яркие и интересные в своей несхожести.
Добротные театральные традиции и возвращение русского авангарда с эпатажем и ироничностью. Мудрое повествование о жизни, освещенной Иерусалимом, и трагикомедия века Страны Советов. Характеры, настоянные на эпическом представлении о предназначении человека на Святой Земле, и выходы в шутовских амплуа, как в театральных дивертисментах безумного мира, в котором сменилось представление о человеческих ценностях…
Ольга Борухова в роли Теилы в спектакле по повести Шмуэля-Йосефа Агнона |
«Упоминается в книгах, что нить милости прядется делами Исраэля, и сам Всесвятой, благословен Он, во славе своей сидит и ткет из этой нити полотно, молитвенное покрывало, сработанное целиком из благодати и милости, чтобы община Исраэля укутывалась им. Но иногда появляется некая преграда — Милостивый, будь защитой! — и обрывается нить в полотне…»
С этих слов начинается спектакль «Теила» по повести Шмуэля-Йосефа Агнона, в основе которой лежит подлинная история одной из жительниц Иерусалима. Писатель познакомился с этой женщиной в 1907 году, едва ступив на землю Эрец-Исраэль. В отличие от большинства новоприбывших, веривших в созидательный физический труд как основу построения нового общества на земле своих праотцев, Агнон гораздо сильнее тяготел к традиционным формам жизни, духовным исканиям как основе обретения утраченного национального лица. Домом писателя становится Иерусалим — город, в котором стерты грани между мистикой и действительностью и все пропитано атмосферой каббалы и еврейской философии. По Агнону, через Иерусалим открывается и духовный мир человека. Психологически это сделано столь достоверно, что в восприятии поколений читателей героиня повести по имени Теила давно из литературного персонажа превратилась в историческую личность. Все эти стороны повести классика и нашли отражение в спектакле театра «Тарантас».
«Для нас было важно сохранить литературную канву повести Агнона, и в то же время, сделать из этого театр, — говорит режиссер спектакля Рахель Ковнер. — Думаю, в какой-то мере это удалось. О чем наш спектакль? Одним словом не скажешь. И все-таки… На иврите это звучит, как “тикун”, то есть исправление чего-то испорченного. Как это понимает для себя Теила, — духовная сторона тайты Святого Иерусалима.
В 1966 году Шмуэль-Йосеф Агнон был награжден Нобелевской премией. “Еще вчера, — заметил наутро после получения радостного известия свежий лауреат, — половина Израиля не знала, кто такой Агнон, а вторая половина не знала, кто такой Нобель. Сегодня мы оба сделались знамениты”. В 2008 году Израиль отметил 120-летие со Дня рождения своего классика. Наш спектакль — дань уважения писателю, чья душа, как и душа его героини, принадлежит Иерусалиму».
Рахель Ковнер и Александр Хазин в спектакле «Хармс в контексте» |
В 1926 году Казимир Малевич, заведовавший в то время Институтом художественной культуры, мэтр молодого советского искусства, на поверку оказавшегося совсем не советским по сути, стал горячим союзником творческого «Объединения Реального Искусства» (Обэриу). В своей резолюции «крестный отец» обэриутов указал: «Я — старый безобразник, вы — молодые, посмотрим, что из этого получится. Идите и устанавливайте прогресс». Так театр «Радикс», объединивший музыкантов, театральных деятелей и писателей, получил в свое распоряжение Белый зал Института и ошарашил досужего зрителя первой пьесой «обэриутов» «Моя мама вся в часах» Даниила Хармса и Александра Введенского...
А «Тарантас» взял и подхватил их в свою репертуарную повозку, да так, что сразу и не сообразишь, что этот творческий коллектив только что играл в «Теиле»! Впрочем, у искусства своя логика, помогающая осознать предмет.
Итак, в «Объединение Реального Искусства» вошли творцы нового поэтического языка и воплощения «жизни предметов» — Вагинов, Введенский, Бехтерев, Заболоцкий… И, конечно же, Даниил Хармс (Ювачев), чьей судьбе и посвящен спектакль «Хармс в контексте» (режиссер Инга Чутко). В каком контексте? Да в каком угодно!
В драматургическом — да — захватывающая, увлекающая комедийными ситуациями художественная ткань спектакля. В режиссерском — да — с неожиданным прочтением того, что, казалось бы, всем известно, но известно совсем иначе. В музыкальном — да —музыкальное оформление решено таким образом, что включает музыку современников Хармса, композиторов Гавриила Попова и Александра Мосолова. В художественном — да — декорации, костюмы напоминают об условной простоте российского авангарда, возрождая на сцене геометрические формы супрематизма с его пристрастием к контрастным цветам: желтому и красному, белому и черному. В исполнительском — да (артисты Рахель Ковнер и Александр Хазин) — характеры и типы эпохи, оживающие в их исполнении на сцене, позволяют говорить об их несомненном актерском потенциале. Спектакль «Хармс в контексте» — веселый, задорный, с молодым юмором и авангардной ироничностью. И хотя каждая эпоха имеет свои печальные ноты, он перекликается с современностью не только стороной абсурда бытия, но найденными современными сценическими формами и эмоциональным движением к свету.
В марте 1929 года Хармс и Введенский, те самые шутники и острословы, были исключены из Союза поэтов. А потом — открытым текстом: «…они ненавидят борьбу, которую ведет пролетариат... Их творчество — это творчество чуждых нам людей, это поэзия врага»… В общем, с каждым из них случилось то, что и должно было случиться: один арестован, другой снят с поезда, третий расстрелян, четвертый убит на передовой, пятый скончался в тюремной больнице... И каждый из ударов ОГПУ был снайперски точным.
У всякого режима своя эстетика, как и у настоящего искусства, в котором — вопреки всеобщей логике жизни — разлетевшиеся вдребезги «лампочки» превращаются в звезды, свет которых был одинаково высок, и над Советской Россией, и над Святым Иерусалимом, и который продолжает светить сегодня.
«И спросили у Ильи-пророка: Есть ли на базарной площади кто-нибудь, кому отведено место в будущем мире?
— Да, — сказал Пророк, — вон тем двум шутам, которые веселят людей».
Слышите постукивание колесиков «Тарантаса»? Они везут в Ригу новый спектакль — «В поисках личности» — по повести классика израильской литературы Шуламит Харэвен. 6 октября он будет представлен широкой аудитории на фестивале «Звайгзне». Каким он будет? Об этом — после фестиваля.