ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | |||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 142 2010г. | МУДРЕЦЫ | ПУЛЬС | РЕЗОНАНС | ЗА ЖИЗНЬ | НОВОЕ |
ДАВНЫМ-ДАВНО | ПАМЯТЬ | У МОРЯ | СУДЬБА | ВКУСЫ | СЛОВО | P.S. |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2010 |
Закончился весенне-летний цикл еврейских праздников, позади Шавуот – праздник дарования Торы. Говорят, что годовой круг праздничных дней – не только модель жизни отдельного человека, но и образ истории еврейства как неповторимого этно-социального и религиозного феномена… Как реально воплощены в жизнь эти слова? Что мы уже прошли, и что нам еще предстоит?
Об этом и много другом размышляет раввин общины «Агудас Хасидей ХаБаД» Ицхак КОГАН.
Ицхак Коган в раменском «Севен севенти» |
Фото Леонида Гомберга |
– Праздник Песах символизирует судьбу еврейского народа. Сказано: Всевыш-й взял один народ из чрева другого народа. Причем все произошло за одну ночь с 14 на 15 нисана. В этом событии участвовали около 600 тысяч воинов, мужчин зрелого возраста. А всего около 3 миллионов человек, – все, кто вышли из Египта, стали свободными людьми.
В Торе сказано: мы вышли оттуда к свободе вечной. На самом деле еврейская история после Исхода изобиловала событиями, которые, на внешний взгляд, трудно соотнести с понятием «свобода еврейского народа»: разрушение Первого и Второго Храмов, изгнание из Земли Израиля, инквизиция, погромы, Холокост… Как же при этом утверждать, что мы стали свободными?
Во время Пасхального седера мы говорили, что благодарим Всевыш-го за то, что Он избавил нас от рабства физического и освободил наши души. По-настоящему это можно понять только в праздник Шавуот. Пятьдесят дней, которые разделяют Песах и Шавуот, – приближение к самой высокой точке, кульминации взаимного общения Всевыш-го и еврейского народа.
– Но что случилось за эти пятьдесят дней? Почему египетские рабы, еще недавно тосковавшие о своем рабстве, так радикально изменились?
– Всевыш-й вывел нас из Египта, когда мы находились в самой низкой точке духовности, из которой все же еще можно было обрести спасение и быть народом. Предстояло поднять евреев до невероятной духовной высоты, чтобы они стояли у горы Синай на 49-й ступени возвышения – максимально возможной для человека. Всевыш-й же с 50-го уровня, минимального, на котором он мог находиться, спустился на 49-й уровень и через Моисея даровал евреям Тору. Каждый еврей несет в себе душу, а поскольку душа – это часть Всевыш-го, в момент дарования Торы произошло освобождение. Души рвались из тел, потому что хотели соединиться со своим источником, который был так близко. А Всевыш-й сказал, что души должны оставаться в телах, жить по законамТоры и распространять через Тору свет в мире.
Что приносят евреи Всевыш-му в Песах? Пасхального ягненка, которого нужно зарезать и съесть, и мацу, которую надо есть все дни праздника. Маца выражает предельное сжатие сущности материального мира… Ведь в нее ничего не добавлено – только вода и мука, причем вода испаряется и остается лишь питательная среда, необходимая человеку, чтобы существовать. Когда евреи были рабами в Египте, они нуждались именно в такой невероятной концентрация сущности, чтобы исполнить волю Всевыш-го.
После отсчета полных семи недель Омера ситуация изменилась. Мы шли рядом со Всевыш-м, исполняя заповедь восхождения. Поднимались, находясь на земле. И получили настоящее освобождение – освобождение наших душ. После того, как мы вышли из Египта и обрели Тору, ничто больше не сможет нас сломить. Ну, скажите, какой народ сохранит себя после разрушения двух Храмов, рассеянный по всему миру в течение двух тысяч лет, преследуемый и гонимый? Какой народ может пережить Холокост? Может ли он остаться на земле, если у него нет духовных ценностей? А ценности эти определяются Торой, которая была дана евреям в праздник Шавуот.
– Да, но это не помешало евреям изготовить «золотого тельца» и пуститься в ритуальные пляски.
– Это и называется противостоянием Добра и Зла в этом мире. Если все однозначно, никакой веры не требуется. Только после прихода Машиаха для всех будет Всевыш-й един, и имя Его едино. Народы уже не станут больше воспринимать мир через какого-то быка или деревянного идола.
Вот вы говорите о грехе «золотого тельца». А знаете ли вы, что в поклонении «золотому тельцу» участвовало пятьсот человек, а всего около трех тысяч евреев вместе с пособниками. И все-таки, поскольку этот грех родился в среде еврейского народа, только что видевшего Откровение Всевыш-го, последовало тяжелое наказание.
Жили-были царь с царицей. Долгие годы у них не было детей. Они состарились, и шансов, что дети появятся, уже не было. Вдруг к царице приходит пожилая странница и говорит: «Я знаю о вашей беде и могу помочь. Но у меня есть одно условие. Если вы дадите слово, что исполните его, у вас родится девочка. А условие такое: царь и посторонние люди не могут увидеть ее до свадьбы». Царица рассказала все мужу. И царь согласился: «Хорошо, пусть я не буду ее видеть долгое время, но зато у нас будет дочь!» И тут же стал строить башню для царевны, хотя жена даже еще не забеременела. Но действительно, все случилось так, как обещала странница: в положенное время у царицы родилась девочка. И тут началось…
Царица чуть ли не каждый день приходит к мужу и рассказывает, какая красивая у них дочь, какие прекрасные у нее глаза, волосы, руки, как заразительно она смеется… Понятное дело, у царя растет желание ее увидеть. Когда девочке исполнилось 12 лет, он решил выдать ее за заморского царевича. По всему свету разослал гонцов, и даже в интернете дал объявления, что у него дочь на выданье. И приданное он обещал щедрое, едва ли не все царство. Царевичи понаехали со всей округи. Говорят: покажите невесту. А царь свое твердит: нельзя, мол, ее видеть до свадьбы. Царевичи поговорили между собой, посмеялись… да и разъехались. Тогда царь собрал своих приближенных и предложил им в жены царевну. Но те уже слышали историю с заморскими принцами и не спешили дать согласие. Пошел слух: здесь не все чисто – у царя растет кикимора, и он хочет поскорее сплавить ее с рук. Царь видит, что дело плохо. Но тут, гуляя по саду, он замечает садовника. Узнав, что парень не женат, царь приказывает ему жениться на своей дочери. А тот уже все знает… про кикимору. И в ужасе начинает отнекиваться. «Куда я гожусь, я всего лишь простой садовник». А царь настаивает, говорит: женись или выгоню. Угрозами и посулами принудил он парня к женитьбе. Наступает день свадьбы. Выводят невесту… Красота неописуемая! А бедный садовник еще больше испугался: если царевна внешне такая красавица, стало быть, внутри – настоящая ведьма! Вот сидит парень на свадебном пиру и с ужасом ждет, когда начнется кошмар его семейной жизни. Но проходит месяц, второй, третий… И вдруг садовник приходит к царю и говорит: «Прости меня, сделай еще один свадебный пир». Царь недоумевает: «Но ты такой хмурый был на том пиру…» «Прости меня. Я же думал, мало ли что за этим кроется… Но вот прожил я с царевной четыре месяца и понял, какое счастье мне досталось. Теперь я хочу как следует погулять на пиру». И царь сделал пир. Новоиспеченный принц танцевал от всей души со своей принцессой, и жизнь свою они прожили счастливо.
Вот так получилось и у евреев с дарованием Торы. Всевыш-й предлагал Тору всему миру. Только евреи согласились принять. Но что значит – принять? Сказано, что гора над ними висела. Они не могли отказаться. И тогда евреи сказали: «Все выслушаем, сделаем, выполним». От праздника Шавуот до праздника Суккот – всего четыре месяца. И вот на Симхат Тора мы танцуем с Торой, – значит, уже поняли, какое счастье нам выпало.
– Отсчет Омера связан с определенным воздержанием; в эти дни, например, не принято стричь волосы, устраивать свадьбы. Но в то же время на праздник Лаг Ба-Омер евреи жгут костры и веселятся. Почему?
На Лаг Ба-Омере в Раменском |
– Дни отсчета Омера в еврейской истории – время «полутраура». Ведь до 33-го дня Омера от чумы погибли 24 тысячи человек и среди них ученики рабби Акивы – самого выдающегося из мудрецов. Причиной их гибели стало неуважение к другому; каждый из них лишь свое мнение считал единственным и окончательным. Поэтому их стала уносить эпидемия. Только на 33-й день отсчета Омера она, наконец, прекратилась. В честь этого события был назначен праздник. А через несколько лет в этот день умер любимый ученик рабби Акивы – Шимон Бар-Йохай, автор книги Зоар, основы Каббалы. Он знал, что уйдет. Все думали, как же праздновать, когда выдающийся мудрец уходит. Но он сказал, что именно в этот день надо отмечать праздник. Когда еврей возвращает свою душу Создателю, он заканчивает свою миссию в этом мире. Это как бы салют в честь оставшихся. В такой день все его дела концентрируются, и, благодаря этому он оказывает особенно значительное влияние на мир. Так появился праздник Лаг Ба-Омер. Говорят, когда Шимон Бар-Йохай с сыном учили Тору, огненный столб от их учения поднимался до небес. Если мимо пролетала птица, она сгорала. Отсюда и пошла традиция разводить костры.
В московской еврейской общине «Агудас Хасидей ХаБаД» есть хорошая традиция: в праздник Лаг Ба-Омер выезжать в Подмосковье – разводить костер на природе, жарить шашлыки, гулять, играть в подвижные игры. Не стал исключеним и нынешний год: несколько десятков прихожан отправились на автобусе в подмосковное Раменское и расположились поблизости от новой синагоги «Севен севенти», здания, воздвигнутого в честь Любавичского Ребе Менахема Мендла Шнеерсона и являющегося подобием его дома в Бруклине. Это придало особую проникновенность празднованию Лаг Ба-Омера…
– Каковы уроки праздника Шавуот?
– Ни один народ не может жить без своей конституции, своего жизненного устава. У евреев жизненный устав – Тора. Но чтобы получить Тору, непременно нужно подняться до определенного уровня, нужно быть достойным ее. Мы начали с разговора о праздничных приношениях. Так вот, если в Песах мы едим мацу, то на Шавуот мы приносим сдобные хлеба. Ведь евреи стали обладателями Торы, которая помогает им общаться с этим миром на всех уровнях. Они могут пользоваться всем, что есть в этом мире. Им не следует бояться, что тесто может скиснуть, – они и его могут использовать на служение Всевыш-му.
Беседу вел Леонид ГОМБЕРГ