ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | |||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 142 2010г. | МУДРЕЦЫ | ПУЛЬС | РЕЗОНАНС | ЗА ЖИЗНЬ | НОВОЕ |
ДАВНЫМ-ДАВНО | ПАМЯТЬ | У МОРЯ | СУДЬБА | ВКУСЫ | СЛОВО | P.S. |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2010 |
Стихи Сергея НАДЕЕВА – плотные, часто овеществленные, и плотность эта достигается поисками метафор. Метафора Надеева – это некий хранитель культуры. Она «бетонирует» мир слова последней четверти прошлого века. И в этом смысле воссоздает некий мост между стихами 1980-х, 1990-х годов и теми новациями, которые в русском слове проецируются в дальнейшем. Сергей находит возможность передать в концентрированном виде целый ряд самых разных эстетических тенденций. Очень важно, что писатель Надеев всегда остается в контексте своих живых контактов с Эммой Герштейн, Юрием Болдыревым… Он в чем-то продолжает традиции обериутов и Заболоцкого, но есть у него и собственные интересные находки. У Сергея немало стихотворений с характерной неподдельной напряженно-нервной остротой, которая трогает современного читателя. Только что они вошли в его сборник, названный «[30\ 99 + 1*]» (Москва, 2010). В этой книжке 99 стихотворений и одна поэма, написанные в течение 30-ти лет.
Евгений БЕНЬ
Сергей Надеев |
Труднее с возрастом и петь, и умирать –
Предметы скопятся, а в кровь войдут привычки:
И коммунальных благ разбухшая тетрадь,
И нажитые лычки.
Не чаяли, а как-то все свелось
К негромкой должности и рифме простодушной,
И мы цепляемся, – как рукавом за гвоздь,
Сбежав по мостику
далекой ночью душной.
В конце концов, все высказали мы,
Что мучило, бессонницей пытало, –
Заря в окне, и не хватает тьмы
Слова связать устало.
Порвать с накопленным? – Вольно тебе стращать!
Уже не вырвемся.
Да захотим ли сами,
Как в юности, бездомность совмещать
С почтовыми листами?
Голубиная почта нам выпала на неделе:
Забиралась на подоконник, в форточку опускала… –
И птица летела косо, ворочалась еле-еле
И грузно ложилась наземь, как будто она устала.
Легчайший вид несвободы: как говорят, во благо –
Оставили же бумагу и к форточке допустили!
А может быть, я впервые почуял слепую тягу
Вцепиться, рвануться на свет, в глаза заглянуть: Да ты ли!
Неужто уже сказались последние два-три года,
В которые мы учились исподволь – не смиряться?
Похвастаться ли плодами, посетовать ли немного?
Или отмахнуться вовсе, невесело рассмеяться?
…А птица парит на воле, корму легко задирая.
Следишь за ней, упираясь коленками в подоконник.
А что как порывом ветра обрушится ввысь, сгорая,
Бумажный непрочный голубь,
прочих свобод сторонник?
В январе – мучительно темнеет:
В полдень ясно – день уже сгорел;
Чиркнешь спичкой – вспыхнуть не успеет.
В воздухе – как будто сыплют мел.
Где окажемся, свернув из переулка?
Тяжело темнеет на снегу
Летний дом; промерзла штукатурка.
Рубят лед на правом берегу.
Постоим на меркнущей аллее.
Остается и в последний час
Небо уходящее –
светлее
Сумрака, снедающего нас.
Вскинешь руку – отзовется тускло
На скупой перестоявший свет
Простенький, перехвативший узко
Левое запястие
браслет.
«Пятый час...»
А лыжник одинокий
Катит по расхлябанной лыжне:
Вдох и выдох. Снова вдох глубокий.
Лиственницы стынут в вышине.
… и кажется, что некуда идти,
Что дальше смысла слов не обрести,
Что дальше смерти – не ступить по краю
И не сдержать в слабеющей горсти
Озноб земли и терпеливость снега,
А вдоль залива – некуда грести…
Скрипит камыш и с берега – телега…
Но кто вложил мне это: «…выбирай,
Обронишь ли весло свое за край
Источенной годами плоскодонки
Или пойдешь через вороний грай
По пустырю, поросшему кустами, –
Но совестью и смыслом не играй,
Как рыбьими пустыми позвонками…»?
А я стою. И по колено мне
Стоит вода. И отблеск на корме
Колеблет осторожное теченье,
Камыш умолк, и птицы на холме
Угомонились с ночью по соседству…
Но жизнь стоит и держит смерть в уме.
И никуда от этого не деться.
Мы как супруги, ляжем на пол
Без вожделенья, без обид.
«Сегодня ночью кто-то плакал...»
«То были слезы аонид».
Каким снежком хрестоматийным
Сполна набило обшлага,
Сожгло ознобом малярийным? —
Смахнуть, забыть, и – недолга...
И виновато, очи долу,
Обнявшись, как в последний раз,
Твердим соленую крамолу,
Что эта влага – не про нас...
Молчи, не вороши словами,
Пугливо кожу не тревожь:
Прикосновенье – только пламя,
А названное – вовсе ложь.
Над нами, жмущимися тесно,
Боящимися соскользнуть,
Какая музыка исчезла,
Какая перезрела суть?