ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | ||||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 148 2010г. | ПУЛЬС | РЕЗОНАНС | ИУДАИКА | ЗЕМЛЯ | ПРАИСТОРИЯ | ПОЛИТЭКОНОМИЯ |
ВЕХИ | ДОСТОВЕРНО | ПАМЯТЬ | СЛОВО | ВКУСЫ | ИДЕИ | P.S. |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2010 |
«…Ахмед! Ахмед, вставай скорее!..» – раздался голос Кривого около хижины его друга.
Праотец Авраам |
Одна из пальмовых ветвей, заслонявших вход, упала, и в свободном пространстве показалась лохматая голова Ахмеда.
«Это ты, Кривой?» – спросил он хриплым от сна голосом. – «Чего тебе надо?»
«Вставай, Ахмед, радуйся!.. Наконец-то он умер!» – возбужденно говорил Кривой.
«Кто? Этот жирный мешок Авимелех?» – недоверчиво спросил Ахмед.
«Да нет же! Нашего царя-батюшку хранит Дагон и от обжорства, и от дурных болезней, и от его любимых сыновей… Колдун умер…»
«Неужели Адней-эль-Дин?!»
«Что ты! Этот прохвост жив! И никакой он не колдун: просто умеет пыль пускать в глаза нашему царю!.. Кстати, знаешь, как его раньше звали?»
«Нет, а как?»
«Андроген! Вот!»
«Что это такое?»
«Ну, это когда мужчина и женщина вместе…»
«Не понял… Но кто же умер?»
«Ибрагим а-иври…»
«Авраам?..»
«Ну, наконец-то до тебя дошло!» – обрадовался Кривой.
«Ну и что?»
«Как – ну и что? Теперь мы сможем ему отомстить! Засыпем все колодцы, который он отрыл!..»
Ахмед вылез из хижины, за ним – его жена, такая же лохматая и дикая видом как ее муж, только без бороды…
Не говоря ни слова, она раздула еле тлеющие угли костра и проворно испекла еду – пару лепешек и чай с душистыми травами.
Обжигающее питье быстро прогнало сон кочевника. Ахмед расторопно погрузил рабочие инструменты на осла и отправился с Кривым в путь…
…Ярко светила луна и шагать в бодрящем холоде пустынной ночи было приятно и легко. Собаку, увязавшуюся за хозяином, Ахмед прогнал прочь – пусть караулит спящий лагерь…
…Некоторое время шли молча впереди осла. Ахмед почему-то начал вспоминать, как звали Кривого раньше, и никак не мог вспомнить. Лезли в голову всякие штуки. Например, почему его друга назвали Кривым. Этот парень был прирожденным вором: не мог спокойно пройти мимо чужой собственности. Обязательно что-нибудь стибрит! И неважно, будет бит или нет. Важен принцип.
И вот однажды, когда он попытался напасть на пастухов Авраама, кто-то из них сунул горящую головешку в морду похитителю…
Нет, ничего страшного не случилось, – только лицо у бедняги перекосило.
…Вот! Вспомнил! Родители назвали его звучным именем – Хацар Мавет. Но все сейчас зовут его Кривой.
Кривой был не только вором по призванию, но и человеком творческим. Это он сочинил песню, которая стала гимном плиштимцев. Слух об этом дошел до Авимелеха, и он приказал доставить к нему Кривого.
Царь-батюшка пришел в восторг от песни и приказал исполнять ее во всех торжественных случаях, с гуслями, флейтами и трублением в морские раковины.
Слова были такие: «Мы отважные плиштимцы!» (И тут полагалось дуть в морские раковины «Ту-ту-ту»)/ «Чужие девки будут наши! Ту-ту-ту»/ «Чужие овцы будут наши! Ту-ту-ту!»/ «Чужие козы будут наши! Ту-ту-ту»/ «Чужие земли будут наши!» (И тут вступали все музыкальные инструменты – барабаны, литавры, дудки… А у кого не было ничего пищащего, гремящего или свистящего, просто кричал «Да-да-да!»). Короче, весело и хорошо!..
Но вот появилась в голове новая мысль. Ахмед спросил: «Почему ты называешь Авраама колдуном?» И Кривой начал ему объяснять: «Я все время слежу за Ибрагимом. У него много имущества, а чужое имущество притягивает меня к себе как магнит. Так вот, вижу однажды, что Ибрагим со слугой вышел из стана перед заходом солнца, а в руке у него медный сосуд и клок шерсти… Мне стало интересно, чем он там занимается.
Так он пошел вниз, время от времени поднимая горсть земли и принюхиваясь к ней. В конце концов он положил шерсть в медный сосуд, перевернул его и поставил на землю…
Я обрадовался: вот он сейчас уйдет, и я заберу себе эту штуку. Она дорогая и хорошая, как и все в хозяйстве Ибрагима.
Но он что-то почувствовал, посмотрел в сторону кустов, в которых я прятался, постелил на землю свою бурку и лег спать.
Наутро – ты не поверишь! – он вытащил шерсть и выжал из нее целый лог воды! Ну, разве это не колдовство?!»
«Слушай, Кривой, почему ты так ненавидишь Авраама?»
«Сейчас я расскажу еще вот что, похлеще этого! Как-то раз меня чуть было не поймали, набросились, насилу отбился, но все свое добро – и мешок, и фляжку, и еду бросил, когда бежал… На мое счастье, я набрел на шатер Ибрагима. А иначе совсем бы погиб от жажды!
Встретил он меня хорошо, ничего не могу сказать: накормил, напоил, а когда я начал прощаться, сказал: «Ну, настало время платить за пищу!» А у меня ничего не было! Ну, думаю, сейчас набросятся на меня, отлупят и в рабство продадут!..
Но нет! Он рассмеялся и сказал: «Скажи спасибо Тому, Кто дал мне пищу, чтобы накормить тебя!» «Баалу, Ашторет, что ли?» «Нет! Просто скажи спасибо Единому Б-гу, и иди своей дорогой…»
«И ты предал наших богов?» – возмутился Ахмед.
«Конечно же, нет! Я вежливо ответил, что знаю трех богов, а четвертый – это слишком много для меня… Я его не знаю, не запомню и говорить спасибо ему тоже не хочу… Тогда Ибрагим ответил: «Как знаешь. Только сделай мне одолжение и возьми с собой на дорогу еду, воду и немного серебра…»
«И ты взял?!.»
«Пришлось взять…»
«Предатель!..»
«Но я потом выбросил это серебро, потому что не хотел пользоваться подарками иври…»
«Дурак!..»
«Но потом я вернулся и забрал серебро…»
«Молодец!»
Бедуины подошли к колодцу. Кривой взял в руки лопату, наполнил ее землей и уже хотел бросить в колодец, но Ахмед его остановил. «Хочу напиться», - сказал он.
Вода была удивительно свежая и ласковая. Он долго пил, наслаждаясь каждым глотком… Почему-то картины детства вставали перед глазами…
«Зачем нам забрасывать этот колодец землей?» - спросил Ахмед. – «Может быть, оставим все как есть?..»
Кривой рассердился: «Ты знаешь, откуда у этих иври столько денег?!» – начал кричать он. – «Это из-за того, что они крадут нашу воду и продают ее втридорога!»
«Я слышал, что воду они дают бесплатно…»
«Это еще хуже! Они разбазаривают наше сокровище! Из-за них мы теряем много денег! Если бы не эти бесплатные колодцы, все караваны шли бы к нам, и тогда бы мы продавали им воду и понемногу грабили чужаков!..»
…Первые комья земли упали в воду в глубине колодца и отозвались звучным эхом. Вскоре вода смешалась с землей, и грязь глухо чавкала, когда еще одна лопата выбрасывала свое содержимое внутрь…
Если поначалу Ахмеду было грустно, то под конец работа развеселила его и он даже запел: «Чужая вода будет наша! Да-да-да!...»
Потом они выломали большие камни, ограждавшие колодец, и бросили их в липкую грязь. Камни быстро погрузились на дно, обдав плиштимцев фонтаном грязи. Кривой обтер рукавом грязь с лица и весело засмеялся. «Ну, вот и все! Скоро встанет солнце, все подсушит, и никто уже никогда не придет сюда за водой!..»
До них доносились издалека веселые крики и пение плиштимцев. Видимо, многие из них не спали в эту ночь, старясь вернуть пустыне ее первозданный облик…
«…И все колодцы, которые вырыли слуги отца его Авраама, засыпали плиштимцы и наполнили землей… И поселился Ицхак в вади Грар… и откапывал колодцы, которые засыпали плитштимцы после смерти Авраама, и давал им те имена, которые давал им отец его… И отрыли слуги Ицхака колодец в вади, и нашли там живую воду. И спорили пастухи Грара с пастухами Ицхака, говоря «Это наша вода»…»
Плиштимцы – плиштим, на иврите означает «народ, живущий на плоской земле, т.е. на побережье».
Ахмед – от слова «хомед» – «желающий чужого добра». См. 10-ю заповедь, гласящую «ло тахмод…» – «…не возжелай жены ближнего твоего…» и т.д.
Авимелех – «царь-батюшка». «Ави», на иврите «отец мой», «мелех» – «царь».
Дагон – один из плиштимских идолов. В переводе означает «рыбешка».
Адней-эль-Дин – в переводе «хозяин суда».
Хацер Мавет – в переводе «двор смерти», второстепенный персонаж из Торы. Уже в те времена многие родители давали своим детям очень странные имена.
Медный сосуд и клок шерсти – один из способов обнаружения подземных вод в древнем мире.
4 День Месяца Мар-Хешван 5771 года
от Сотворения Мира, Иерусалим.