ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | ||||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 148 2010г. | ПУЛЬС | РЕЗОНАНС | ИУДАИКА | ЗЕМЛЯ | ПРАИСТОРИЯ | ПОЛИТЭКОНОМИЯ |
ВЕХИ | ДОСТОВЕРНО | ПАМЯТЬ | СЛОВО | ВКУСЫ | ИДЕИ | P.S. |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2010 |
11 февраля 2010 года ушел из жизни один из самых авангардных, ярких и оригинальных мастеров моды. Каждый показ коллекций Мак-Куина поражал мир моды новыми оригинальными идеями, богатым воображением, вызывающей привлекательностью. Ценители моды высоко оценивали творчество британского дизайнера и умелого закройщика, сумевшего найти источник вдохновения как в современных технологиях, так и традиционных деталях одежды. «Я буду счастлив только тогда, когда перестану заниматься модой, а перестану я этим заниматься только тогда, когда буду счастлив», – говорил Мак-Куин. Тем трагичнее стало известие о безвременной смерти Командора ордена Британской империи, который четырежды признавался лучшим британским модельером года.
Александр Мак-Куин свое первое платье нарисовал еще в трехлетнем возрасте, а мастерству модельера начал учиться в 16 лет. Его отец был таксистом, для которого профессия сына стала полной неожиданностью. Александр стал специализироваться на мужских костюмах для высшего света. Среди его клиентов были Принц Чарльз и М.С. Горбачев.
Мак-Куин учился он основательно. В 20 лет он прочитал статью об интригующем японском дизайнере Koji Tatsuno, который моделировал одежду из старинных тканей. После короткой встречи с ним Александр был взят на работу. Затем он работал с известным Romeo Gigli, который был очарован экстремальностью Александра и его уникальными моделями. Закончил Мак-Куин свое образование в Лондоне, получив степень магистра искусств. В 22 года он показал одну из самих новаторских и самостоятельных дипломных коллекций, которые когда-либо создавали студенты Колледжа живописи и дизайна Св. Мартина. Благодаря этой коллекции ему доверили лекало на Сэвил-Роу у Андерсон & Шеппард, а позднее – работу в мастерской по пошиву театральных костюмов.
Мак-Куин работал у знаменитых театральных костюмеров Angels and Bermans, шил платья для сцены, изучал тонкости портновского мастерства. В итоге он овладел многими методами художественного кроя от мелодраматического ХVI века. Но эта работа ему не нравилась. В результате он отправился в Милан работать у Ромео Джильи, где из первых рук получил знания об основах производства и маркетинга современной моды.
Свою первую коллекцию он представил на неделе прет-а-порте в Лондоне в 1992 году. С этого времени он надолго стал bad boy британской моды. В одном из своих интервью Мак-Куин сказал, что одежда должна вызывать сильные эмоции, не оставляя зрителя безучастным. Вряд ли хоть одна его коллекция оставила зрителей безучастными!
Он заворачивал манекенщиц в целлофан, украшал их жакеты следами от автомобильных шин и выпускал чернокожих моделей на подиум в наручниках. Чтобы изобразить бедствие, ставшее причиной неурожая в Африке, он извалял платья в грязи и прикрепил к ним мертвую саранчу. Известно его шокирующее шоу под названием «Насилие над Шотландией» в память о резне, устроенной Великобританией в Шотландии в XVIII веке – девушки вышли тогда на подиум в разорванной одежде с торчащими из-под шотландских юбок бинтами.
Осенью 1996 года Александр Мак-Куин представил 8 авторских коллекций. Прозванный прессой «несносный ребенок», он сделал себе настолько удачную карьеру в мире моды, что стал одним из самых молодых дизайнеров, получивших титул «Британский Дизайнер Года», присуждаемый Британским советом моды.
Творчество А. Мак-Куина привлекло внимание французского дома Живанши (Givenchy), после чего последовало приглашение на работу. На протяжении многих лет дом Givenchy считался цитаделью парижского вкуса. Нетрудно представить реакцию общественности на то, что в символе французской элегантности модном доме Givenchy будет работать эпатажный простолюдин шотландского присхождения Александр Мак-Куин. Да не кем-нибудь, а главным дизайнером.
Первая коллекция Мак-Куина для дома Givenchy была агрессивно воспринята французской прессой. Однако это не оттолкнуло клиентов дома, а, скорее, позволило привлечь новых. Мак-Куину удалось за кратчайший срок вывести дом Givenchy на новый уровень.
Мак-Куин говорил на густом восточно-лондонском наречии. К тому же очень тихо. Его речь периодически прерывалась каким-то детским громким смешком – когда ему нравилась выданная им фраза типа: «Я никому не навязываю свою одежду. К тому же здесь Россия. Я не хочу прослыть очередным тираном».
Не задавайте ему вопросов о «творческих планах» и «Кем были Ваши родители?». «Мне всегда интересно поговорить с молодым умным человеком, если он будет задавать нормальные вопросы», – нервно бормочет он в самом начале интервью.
Ему постоянно не хватает времени. Настолько, что он даже не смог присутствовать на показе своей коллекции для Дома Givenchy в московском метро. Прилетел – улетел. «С самого начала своей работы у «Живанши» я работаю без перерыва. У меня иногда нет времени сделать то, что делает каждое человеческое существо… Какой будет моя следующая коллекция, я начинаю понимать только тогда, когда вижу кусок ткани на манекене. Мир в том виде, в каком он сейчас существует, не имеет будущего. Давайте попробуем для начала прожить несколько дней».
Один за другим открывались его бутики в Лондоне, Токио, Милане и Нью-Йорке.
При отточенной резкости его коллекций и экстравагантности моделей специалисты отмечают их идеальный крой. Вещи, выполненные А. Мак-Куином, предназначены для того, чтобы их носили. Это модели для сильных, независимых женщин, которые знают толк в вещах. И каждая женщина должна сама решать, носить их или нет. «Журналам мод платят за то, чтобы они говорили: надо носить это и то. А моя женщина не терпит диктата… Я всегда пытаюсь создать равные условия для женщин и мужчин. Я феминист в мужском обличье, – говорит он. – Я не хочу, чтобы женщина выглядела слабеньким, наивным существом, окутанным облачком шифона. …Моя женщина должна быть сильной, чтобы противостоять любому давлению на нее. У меня три сестры, и я неоднократно имел возможность наблюдать все страдания, которые доставляли им мужчины. В этом, наверно, корни моих феминистских настроений». А красота... «Красота в сердце смотрящего», – мудро изрекает он...
Есть еще одна тема, волнующая дизайнера. Своими шоу Мак-Куин стремился показать беспечным зрителям то, что они не хотели видеть: голод, кровь, нищету. «Смотришь на всю эту «фэшн-тусовку» в их дорогих прикидах и темных очках и понимаешь, что они никакого понятия не имеют о происходящем в мире», – говорил Мак-Куин. Их интересы ограничиваются рамками моды. Я трачу деньги на свои шоу для того, чтобы показать этим людям другую сторону жизни. Пусть они испытывают ненависть и отвращение – меня это вполне устраивает. Буду знать, что хоть какие-то чувства в них пробудил».
Таинственный процесс творчества дизайнеров вызывает интерес, который в последнее время стремятся удовлетворить все новые книги и фильмы. Планируется книга, которая будет посвящена процессу создания новых модных коллекций Мак-Куина и организации их показов. Над ней работает лондонский фотограф Ник Уоплингтон, в деталях запечатлевший работу А. Мак-Куина.
Меньше всего он похож на модельера. Если представить себе этого человека в традиционном «портновском» стиле – с большими ножницами в руке, задумчиво склонившего голову набок над куском ткани, – получится очень смешно. Кто-то говорит, что он напоминает рок-музыканта... И вдруг смущение! Видеть его на лице человека, которого называют «лондонским горлопаном», «хулиганом от моды», «белой вороной»… Когда его спросили, чем навеяно название его лондонского шоу «Там, в джунглях», он вспомнил документальный фильм о газелях. «Я посмотрел на газелей, которых пожирали львы и гиены, и сказал себе: «Это же про меня фильм! Кто-то постоянно охотится за мной, а если поймает, то точно так же съест. Мир моды – это джунгли, полные отвратительных, алчных гиен. Теперь я превратился во льва. Я сам пожираю гиен», – он довольно смеется.
Рассказы о его манерах и выходках обошли не одно периодическое издание. Мастерская, где идет подготовка к показу коллекции выглядит как взорванный террористами зоопарк. Разбросаны шкуры, некогда принадлежавшие козе, овце, зебре…
Экстравагантная обувь весенне-летней коллекции потрясла присутствующих на показе, и на студию Александра Мак-Куина обрушился буквально шквал звонков от покупательниц, желающих непременно обзавестись собственной парой таких оригинальных туфель.
Но приобрести пару туфель от Александра Мак-Куина абсолютно невозможно: оригинальнейшая коллекция обуви не будет запущена в производство. Возможно, эта коллекция обуви будет выставлена на благотворительный аукцион.
Примерить пару туфель от Мак-Куина удалось певице Леди Гага. Она продемонстрировала столь экстравагантную обувь в своем новом клипе Bad Romance.
Главным мотивом последней коллекции осень-зима 2010/11 стала эпоха расцвета Византийской империи. Пятнадцать образов, продемонстрированных на показе, были выполнены в цветах, традиционных для византийского костюма: пурпурном, золотисто-желтом, кремовом и черном. Немногочисленные приглашенные гости отметили, что действо скорее походило на поминальную службу, нежели показ мод. «Каждая модель коллекции уникальная, как и сам Мак-Куин», – единодушно заявили критики. «Он воспроизвел собственное видение готики», – пишет знаменитый фэшн-обозреватель Сюзи Менкес. – «Видение мира, насыщенного религиозной символикой. Он сделал это не только с большой тонкостью и красотой, но и приправил некоторым футуризмом, который был его сущностью».
Его музами считаются стилист и журналистка Изабелла Блоу, актриса Сара Джессика Паркер, певица Lady GaGa. Группе «Роллинг Стоунз» нравилась его одежда.
Мак-Куин зарабатывает около миллиона долларов в год, однако есть сведения, что его больше интересуют разные авантюры и острые ощущения, нежели деньги. Он продает под собственной маркой очки, дамские сумки, шарфы и прочие аксессуары в Японии и в то же время отказывается от многих других заманчивых предложений… «Я бешусь, когда вижу повсюду мою одежду. Я не хочу одевать всех подряд, потому что мне не все нравятся».
В жизни дизайнера были три важные женщины, которых он потерял. Он был абсолютно подавлен, когда в 1997 году покончила собой его лучшая подруга, стилист Изабелла Блоу. Именно она открыла миру талант МакКуина. Мак-Куин тяжело переживал утрату и посвятил Блоу коллекцию весны-лета 2008, показанную им в Париже. Другая важная для него женщина – Долли, которая умерла год назад. Близкое окружение Александра Мак-Куина говорит, что Долли была неотъемлемой частью всех его показов. Она всегда была в зале.
Когда Ли Александра Мак-Куина спросили, чего он боится больше всего, он показал на свою маму Джойс и ответил уже ей: «Умереть раньше тебя». Этого не произошло. Но жизнь без Джойс – матери дизайнера – оказалась невыносимой и горькой. По мнению многих, кто знал Александра Мак-Куина, он не справился с щемящим душу одиночеством. Все говорили об особой общности Ли Александра и его мамы. Именно Джойс сопровождала Александра на приеме у королевы Елизаветы в Букингемском дворце в 2003 году.
Мак-Куин свел счеты с жизнью за день до того, когда семья должна была собраться на похороны 75-летней Джойс. Модный консультант Элис Смит рассказала о любимом занятии Мак-Куина: «Он любил приходить к маме и пить вместе с ней чай с печеньем, сидя на софе».
Его искусство превосходило само понятие «мода». Мир потерял одного из самых экстраординарных людей. По сообщениям прессы, после трагической смерти «модного хулигана» рост продаж взлетел до 1400 %. В частности, в лондонские магазины хлынули толпы поклонников его творчества. И, несомненно, последняя коллекция модельера будет также пользоваться большим спросом. В последние дни своей жизни Мак-Куин усиленно работал. Так он пытался справиться с депрессией, охватившей его после кончины горячо любимой матери. Шли усиленные приготовления к показам…
26 февраля, в Лондоне прошла церемония прощания с дизайнером. Проводить Мак-Куина в последний путь пришли его друзья и самые преданные поклонники – Наоми Кэмпбелл, Кейт Мосс, Стелла Маккартни, Дафна Гиннес. Отголоски творчества Александра Мак-Куина можно было заметить на прощальной церемонии: Наоми Кэмпбелл появилась на похоронах в туфлях от дизайнера, а его родственники – в костюмах из шотландки, ставшей практически «визитной карточкой» многих коллекций Мак-Куина. Британский дизайнер Мэттью Уилльямсон сказал: «Я шокирован и глубоко опечален смертью Мак-Куина. Он был гением, а с его талантом не мог сравниться никто. Как и многие другие, я всегда ссылался на Мак-Куина как на вдохновителя мира моды». Британский совет модных дизайнеров назвал трагически скончавшегося дизайнера «обладателем уникального таланта» и «одним из величайших дизайнеров мира».
В одном из своих последних интервью Мак-Куин произнес: «Мне сейчас сорок лет. Но надеюсь, когда я умру, мой модный дом еще будет существовать».