ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2011

 


Пинхас Гольдшмидт



Сырье: приоритеты и риски

В свете недавних трагических событий в Японии и глобальных последствий ядерной катастрофы на АЭС «Фукусима-1», дополнительную актуальность обрел вопрос об использовании энергетических ресурсов.

В первую очередь, дискуссии подобного рода охватывают Германию, несмотря на широкий спектр энергосберегающих проектов, не располагающую единой энергетической концепцией. С заявлениями относительно целесообразности использования атомной энергии выступили лидеры христианских религиозных кругов ФРГ. Среди них председатель совета Евангелической церкви в Германии Николаус Шнайдер и епископ города Трир Штефан Аккерман, призывающие к пересмотру энергетической политики государства и поиску альтернативных источников энергии.

Идея полного отказа от использования атомной энергии вызывает двойственное отношение. С одной стороны, нельзя недооценивать высокую степень рисков при усилении развития атомной отрасли, что наглядно демонстрирует японский опыт. Тем не менее, учитывая современные реалии, становится очевидной опасность приоритета сырьевых ресурсов. Закономерным его следствием является возрастающий фактор влияния авторитарных режимов, источники существования которых базируются на доходах от экспорта нефти и от террористических течений, действующих под эгидой ряда таких режимов.

В свете новой геополитической реальности, складывающейся на Ближнем Востоке, подобное соотношение сил может предоставить нежелательные преимущества определенным участникам политического процесса, тем самым усиливая фундаменталистскую угрозу.

 


Леонид Гомберг



Дом в Тель-Авиве

Осенью минувшего года в Российском культурном центре отметили три года со дня его открытия. С первого дня работы центра его возглавил известный ученый-гебраист Александр Крюков.

Но что стоит за этими словами: «известный ученый-гебраист»?

Александр Крюков на выставке
«Женский взгляд»

В самом деле, прежде чем говорить о РКЦ уместно сказать несколько слов о его директоре докторе филологических наук Крюкове. Это имя хорошо известно в Москве. Может быть, кому-то это покажется преувеличением, но после отъезда А.Крюкова в Израиль в 2007 году, культурная аура еврейской Москвы стала беднее, как-то потускнела что ли. Ведь Александр Крюков одним из первых в столице стал систематически пропагандировать светскую израильскую культуру, в начале 1990-х годов вдруг переставшую быть феноменом глубокого подполья. И дело даже не в том, что его уроки иврита пользовались популярностью,– хорошие преподаватели были и раньше. Но именно он сделал предметом общественного внимания творчество целой пледы молодых израильских писателей А. Эпштейна, О. Кастель-Блюм и других, но особенно Этгара Керета, которого он буквально за руку привел в московскую культурную среду. И это – не говоря о таком классике как Эфраим Кешон, произведения которого А. Крюков переводил много и продуктивно. Именно он, Александр Крюков, стал автором одного из первых справочников «Израиль сегодня» (М., 2000). А его «Ивритская литература в XX веке» (М., «Муравей», 2005) остается одной из лучших монографий по проблемам творчества современных израильских писателей.

В том, что контакты российской и израильской культуры в Тель-Авиве осуществляет сегодня именно Александр Крюков, есть, наверно, какой-то особенный смысл. Вероятно, поэтому дом на улице Геула, 38 совсем не похож на выставку российских достижений в той или иной области. Это живой организм, бесперебойно отмечающий пульс нашего непростого времени. Даже в будни днем жизнь в центре идет своим чередом: работает студия классического рисунка и живописи, где занимаются не только дети разного возраста, но и взрослые; людно в библиотеке с тщательно подобранным собранием книг, в том числе, и с сочинениями израильских авторов на русском языке, а также новинками российских издательств. В марте нынешнего года в библиотеке РКЦ в связи с 50-летием первого полета человека в космос открылась выставка, посвященная Юрию Гагарину.

В разные дни в центре работают студии и кружки. Значительной популярностью пользуются компьютерные курсы для людей старшего возраста, школа игры на гитаре для детей и взрослых, театральная студия «Силуэт». В программе киноклуба «Среда» представлены отнюдь не только страницы истории российского кинематографа, но и его сегодняшний день: совсем недавно зрители посмотрели и обсудили такие неоднозначные картины российских мастеров как «Край» Алексея Учителя и «Кочегар» Алексея Балабанова. Конечно, не обходится РКЦ и без курсов по изучению русского языка, которыми руководит профессор Тель-Авивского университета Ю.М. Златопольский; причем для детей из русскоязычных семей все занятия бесплатны.

Проходят в Российском культурном центре в Тель-Авиве и масштабные художественные акции. В начале марта открылась выставка «Женский взгляд», организованная совместно с Объединением профессиональных художников Израиля. В экспозиции представлены живописные и скульптурные работы, резьба по дереву, изделия из стекла, ювелирные украшения. На вернисаже выступили директор РКЦ Александр Крюков и председатель объединения израильских художников Эмиль Вульфин.

В особенно торжественной обстановке недавно прошел в центре творческий вечер писателя-фронтовика Ионы Дагена, который поделился с гостями воспоминаниями о войне, рассказал о своей творческой судьбе, прочитал фрагменты из новой книги «Записки гвардии лейтенанта» и стихи разных лет. В вечере принял участие президент израильского Союза воинов и партизан Роман Ягель.

В рамках XXV Международной Иерусалимской книжной выставки в РКЦ прошла встреча с писателем Людмилой Улицкой и презентация представленного ею литературно-художественного проекта для детей и подростков «Другой, другие, о других» с целью воспитания толерантности, взаимного уважения традиций и обычаев разных народов. Это, конечно, особенно актуально для Израиля и России, где живут представители многих культур. Л.Улицкая подарила библиотеке центра собрание книги из серии «Другой, другие, о других».

Ну а в перспективе у Александра Крюкова и его сотрудников немало планов: выставки, концерты авторской песни, встречи с деятелями культуры России и Израиля.

 


Леонид Чудновский



Знаковый человек в интерьере эпохи

Когда вечер памяти известного российского кинодокументалиста Льва Рошаля уже близился к концу, ведущая Галина Евтушенко попросила поднять руки тех, кто в своей жизни так или иначе «пересекался» с мастером. Отозвалась едва ли не большая часть зала, поскольку многие, собравшиеся в годовщину его смерти в Белом зале Дома кино в Москве, были соратниками, сокурсниками, коллегами, учениками, просто друзьями Льва Моисеевича Рошаля. Поэтому вечер получился особенно теплым, дружеским, почти семейным. Не случайно многие выступавшие называли мэтра просто Левой, обращаясь непосредственно к нему, словно он и в самом деле находился неподалеку.

Лев Рошаль

Лев Рошаль, заслуженный деятель искусств России, кавалер орденов, лауреат многих премий, обладатель почетных званий, доктор искусствоведения, профессор, по отзывам людей близко его знавших, был человеком «непафосным». На своем веку он создал около двух десятков картин, которые, несмотря на заброшенность и неприметность документального кино в современной России, надолго врезаются в память. Возможно, решающую роль в его творческой судьбе сыграла учеба в Московском историко-архивном институте (ныне Российский государственный гуманитарный университет), который он закончил в 1959 году, а затем долгие годы работал в нем преподавателем. В картинах Льва Рошаля чувствуется уверенная и в то же время бережная работа с архивными материалами, что сегодня встречается нечасто даже у профессиональных историков. Фильмы по сценариям мастера отличает яркая выразительность деталей, благодаря умению показать событие с неожиданных ракурсов.

Галина Евтушенко (слева)
и Людмила Кожинова

Вероятно, на остроту зрения художника повлияла и его «семейная сага»: на вечере был показан документальный фильм «Тебе, Г-ди!» (режиссер Г. Евтушенко) о деде Льва Рошаля по линии матери, герое первой мировой войны полковнике Кабанове – человеке чести и долга, о котором писал еще А.Солженицын в романе «Август Четырнадцатого».

Вечер памяти открыла кинорежиссер Галина Евтушенко, много и плодотворно работавшая с Л.М. Рошалем, снявшая по его сценариям несколько картин, в том числе и игровых. Она отметила особое значение творчества мастера, след которого «надолго сохраниться во многих сферах человеческой деятельности». А затем слайд-программа напомнила гостям о разных годах его жизни и деятельности.

Соведущая вечера киновед, старейший педагог ВГИКа, член художественного совета Дома кино Л.А. Кожинова в своем вступительном слове назвала Л. Рошаля «человеком несовременной скромности». «Несмотря на все свои регалии, звания, руководящие посты, – подчеркнула она, – Лев Моисеевич был человеком негромким, несуетным, удивительно порядочным… Он пришел в кино, пройдя школу работы с первоисточниками; историю он знал не по околонаучным байкам и популярным статьям, а по документам. Эта подлинность – уникальное качество в среде людей искусства… И как много он успел сделать, как широка сфера его интересов: искусствоведение, источниковедение, кинодокументалистика, сценарии игровых фильмов, книги, статьи…»

«В нашей маленькой кинематографической семье, – сказал кинорежиссер Игорь Беляев, –Лева был человеком-признаком, знаковым человеком. Если он находился в зале — на важном или неважном, официальном и неофициальном мероприятии, – атмосфера там становилась особенной. И дело не в том, что он любил и понимал кино, как мало кто другой, – а в том, что он был человеком высокой интеллигентной пробы, которая заставляла всех на него ориентироваться, подтягиваться к нему. Это качество – человек знаковый – ни сыграть, ни имитировать невозможно».

Давний друг и коллега Л. Рошаля профессор В.М. Магидов вспомнил о некоторых значимых эпизодах их совместной работы.

Сотрудники факультета технотронных архивов и документов РГГУ ИАИ, где работал Лев Рошаль, представили уникальный альбом, посвященный его жизни и творчеству, и вручили его вдове кинодокументалиста С.С. Рошаль.

Теплые слова о своем товарище сказал народный артист СССР Марлен Хуциев. На вечере так же выступили кинорежиссер Галина Долматовская, проф. С.А. Муратов, кинодраматург, проф. В.С. Листов, режиссер Ирина Ланина, директор Красногорского архива кинофотодокументов Н. А. Калантарова, зам. директора РГАЛИ Г.А. Злобина, директор архива фотодокументов В.А. Коляда, художественный руководитель киностудии «Риск», кинорежиссер И.А Григорьев.

На вечере были показаны фрагменты нескольких документальных лент, снятых по сценариям Льва Рошаля: «Танцверанда им. Ф.Э. Дзержинского» (режиссер Г. Городний), «Кухня» (режиссер И. Гедрович), «Хранят так много дорогого…» (режиссер Г. Евтушенко), а также фрагмент игровой картины Галины Евтушенко по сценарию Л. Рошаля «Новые времена, или Биржа недвижимости», рассказывающий о трагических событиях августа 1991 года на фоне обычных московских будней. Перед показом своими впечатлениями об участии в работе над этим фильмом поделилась народная артистка России Зоя Зелинская.

Вечер памяти завершился демонстрацией документальной картины по сценарию Льва Рошаля «Горе уму», или Эйзенштейн и Мейерхольд: двойной портрет в интерьере эпохи» (режиссер Г. Евтушенко).

 


Лариса Панибратцева



Именины на «ура»

3 апреля 2011 года, как и было объявлено, состоялось торжественное открытие Пятого московского фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского, которое прошло в рамках литературно-театрально-музыкального праздника «День рождения дедушки Корнея» в Малом зале Центрального дома литераторов (ЦДЛ).

В фойе, украшенном гирляндами из воздушных шариков, разгуливали, бегали и вовлекали детей и взрослых во всевозможные подвижные и словесные игры артисты подобающего театра «Игра» – ростовые куклы – герои произведений Чуковского – во главе с добрым доктором Айболитом.

Между прочим, всего неделю назад театр «Игра» (художественный руководитель Андрей Защеринский) получил Гран-при Фестиваля молодежных театров «Друзья Мельпомены» в Чехове.

Праздник в зале начался с того, что был показан документальный фильм о прошлогоднем Фестивале имени Чуковского (оператор и режиссер – сотрудник дома-музея Чуковского в Переделкине Владимр Спектор).

Перед разновозрастной публикой (от 2-х до 85-и) в зале, украшенном цветами, воздушными шарами, на фоне баннера Фестиваля и портрета самого именинника (ему 1 апреля исполнилось бы 129 лет) выступили лауреаты Премии имени Чуковского прошлых лет: поэты Андрей Усачев, Петр Синявский и Дина Крупская (детский литературно-художественный журнал «Кукумбер»).

Лауреаты-мужчины прочитали смешные стихи и пропели (вместе со зрителями), аккомпанируя себе на гитаре (одной на двоих), жизнеутверждающие песни.

Дина Крупская же сначала рассказала о своем детище (именно она является родительницей «Кукумбера», которому уже 11 лет), а следом продекламировала с выражением некоторое количество произведений, напечатанных на страницах этого замечательного журнала.

Интересно, что всех выступавших объединило то, что они являются авторами «Кукумбера». Исключением не явилась и прозаик Ирина Горюнова (по совместительству директор Фестиваля), публикация коей в «Кукумбере» запланирована аккурат на текущий год…

Маститый прозаик и признанный рассказчик Сергей Георгиев повеселил зрительный зал своими остроумными миниатюрами из жизни пятиклассников и пятиклассниц.

Вообще же за время весенних школьных каникул неутомимый Сергей Георгиев успел от имени и по поручению Фестиваля Чуковского открыть Неделю детской книги в Орле, Обнинске и Твери. И закрыть Неделю – в Калуге…

Туда же – в Калугу, а, вернее, в Калужскую область отправились книги, полученные Фестивалем от Департамента по СМИ и рекламе Правительства Москвы для благотворительной раздачи местным сельским школам и детским приютам.

Молодая поэтесса, стипендиат Министерства культуры России Анастасия Орлова специально приехала из Ярославля, чтобы впервые выступить на «Дне рождения дедушки Корнея». Как оказалось, с большим успехом…

Настя уже успела стать автором «Кукумбера», хотя пишет детские стихи всего ничего: меньше полутора лет. Правда, стихи она писала (и даже публиковала их в «Трамвае» – культовом журнале начала девяностых), когда была девятилетней девочкой…

Уже во второй раз (первый раз – в прошлом году) были подведены итоги литературного конкурса «Юное дарование», который Фестиваль имени Чуковского проводит совместно с детской художественно-развлекательной газетой «Школьник». Конкурс всероссийский, поэтому наградить почетными грамотами удалось лишь победителей из Москвы и ближнего Подмосковья, а сделала это главный редактор газеты «Школьник» Татьяна Григорьева.

Ведущим двухчасового красочного и душевного мероприятия выступил председатель оргкомитета Фестиваля, президент Фонда поддержки творчества разножанровых детских авторов (РАДА) поэт Сергей Белорусец. Заодно, кстати, и представив свою – буквально только что вышедшую в издательстве «Самокат» с конструктивистскими иллюстрациями известного художника Ивана Александрова книжку стихотворений и смехотворений «Парикмахеры травы».

В фойе перед Малым залом издательства «Самокат» и «Арт Хаус медиа» продавали выпущенные ими детские книги. Здесь же можно было не только купить последние номера журнала «Кукумбер», но и подписаться на номера будущие.

Фото- и теле- съемки для фестивального архива производились координатором сайта сhukfest.ru Арсением Белорусцем, Владимиром Спектором и его ассистенткой Татьяной Князевой.

Руководство дома-музея дедушки Корнея в Переделкине было представлено его директором – Сергеем Агаповым. Связь с прессой обеспечивали Ольга Мурзина и Ирина Горюнова. Цветы вручала готовящаяся стать первоклассницей Анечка Прокопенко.

Мероприятие освещали два московских телеканала («Столица» и «Доверие»), а также - ряд газет…

Осуществленное при информационной поддержке Департамента по СМИ и рекламе Правительства Москвы и при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям литературно-театрально-музыкальное представление «День рождения дедушки Корнея» прошло на «ура»!.. Что подтвердили бурными, продолжительными и неоднократными аплодисментами зрители этого красочного двухчасового действа. А домой – кроме хорошего настроения – дети унесли и воздушные шарики, подаренные им устроителями праздника после его завершения.

А уже скоро традиционный Костер Чуковского «Здравствуй, лето!», который состоится в воскресенье 22 мая на территории Мемориального дома-музея Корнея Чуковского в Переделкине.