ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | ||||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 155 2011г. | ВЕХИ | ПУЛЬС | РЕЗОНАНС | СВЕТ | ЗЕМЛЯ | ПРАИСТОРИЯ |
ЛИЦА | СУДЬБА | ГОРОДА | НЕКРОПОЛЬ | ВСТРЕЧИ | ЗА ЖИЗНЬ | ИНТЕРПРЕТАЦИЯ | P.S. |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2011 |
Уже стало банальностью крылатое выражение «Вильнюс-литовский Иерусалим» – «Иерушалаим де Лита». Следует сразу сказать, что Вильна-Вильнюс – не единственный город, заслуживший честь быть сравнимым со священным именем Иерусалима. Некогда и испанским Иерусалимом называли Толедо, французским Труа, в котором жил Раши. Прагу величали богемским Иерусалимом. Но, пожалуй, ни один из сравниваемых с Иерусалимом в еврейском рассеянии городов не был так популярен и знаменит как Вильнюс. Существуют различные легенды, повествующие о том, почему именно этот город заслужил священное имя. Рассказывают, что Наполеон, увидев множество синагог, воскликнул: «Так это Иерусалим в Литве!» Другая легенда связывает возникновение этого названия не с XIX веком, а с XVII-м. Как будто руководители еврейского совета – Ваада четырех земель, не пожелавшие принять представителей Вильны в свой орган, получили послание, в котором были перечислены 333 виленских еврея, знавших Талмуд наизусть. И тогда один из мудрецов Ваада воскликнул: «Ведь это настоящий Иерусалим нашего галута».
Хоральная синагога в Вильнюсе |
Все это легенды. Тем не менее, в них немало правды. Так или иначе, имя Иерусалима надолго пристало к Вильнюсу. Выдающийся еврейский историк Шимон Дубнов писал, что Вильна является для него не только литовским Иерусалимом, но и Иерусалимом всего еврейского рассеяния. А знаменитый филолог Макс Вайнрайх, оценивая роль виленского еврейства, высказал свое мнение: «Это не преувеличение: судьба мирового еврейства зависит от того, в какой мере евреи Иерусалима, Москвы, Буйнос-Айреса и, самое главное, Нью-Йорка пропитаются духом литовского Иерусалима». Так что это был за дух и где его корни? Вильнюс – город традиционного еврейства. Городская община издавна славилась своими духовными вождями. Уже в первой половине XVII века в Вильне имелось сорок известных раввинов, в то время как еврейское население города не превышало тогда 2 тыс. 500 человек. Шаббатай Хакоген, Аарон Шмуэль Кайдоновер, Моше Ривкес уже задолго до Виленского Гаона принесли этому месту славу города мудрецов. Но именно деятельность Гаона Элияху бен Шломо Залмана (1720-1797) придала качественно новый статус: Вильна стала неоспоримой столицей восточноевропейского еврейства. И после смерти Гаона его имя осталось навечно соединенным с Иерусалимом, символом еврейского Вильнюса. На его могиле, словно у Котеля (Стены Плача), евреи оставляют записки со своими самыми сокровенными желаниями.
Известный израильский историк профессор Бен Цион Динур однажды признался в совершенном некогда грехе: он взял с могилы несколько записок, чтобы прочесть их. В одной из них было написано: «Молюсь В-вышнему и прошу о том, чтобы дал мне счастье выбирать для чтения хорошие книги». «Из этой записки, – писал Динур, – дохнуло своеобразным духом Вильны, очарованием присущим только этому городу». И после Гаона в Вильнюсе было немало мудрецов мирового масштаба. И среди них ученик Виленского Гаона – основатель знаменитой воложинской ешивы «Хафец Хаим» рабби Исраэль Меир Акоэн. Перечислять имена подобных авторитетов можно долго. До Катастрофы в Вильнюсе было около 110 синагог и клойзов (молитвенных домов) и не менее десяти ешив. Одну из ешив возглавлял Исраэль Салантер (Липкин) – основоположник движения «Мусар».
Высоким уровнем отличалось всегда издательское дело. Издательство семьи Ромм печатало не только молитвенные книги. Здесь был подготовлен и издан Талмуд такого уровня, что иметь это издание почитали за честь евреи в любом уголке мира. В Вильнюс к его книжным сокровищам, прежде всего в библиотеку Страшуна, приезжали ученые из разных стран, движимые стремлением именно здесь, в Вильне, обновить идеи, обрести вдохновение для творчества. В этой библиотеке на длинных скамьях сидели рядом учитель Торы в широкой шляпе, углубившийся в толстый фолиант, и «светский» юноша, с энтузиазмом читавший последнюю книжную новинку. Профессор Динур усматривает в этом ощущение еврейского братства. «Не было у еврейского народа другой такой общины, в которой бы это чувство было столь сильным как в Вильнюсе», – утверждал знаменитый ученый. Впрочем, не только мудростью и ученостью славились обитатели «Литовского Иерусалима. Вильнюс претендовал и на звание столицы еврейского юмора, тем более что один из «королей» этого жанра Мотке Хабад никогда не покидал этот город.
А когда в XIX веке наступили новые времена, возникло Еврейское просвещение – Хаскала, в Вильне расцвела еврейская культура как на иврите, так и на идише. В городе возникла весьма разветвленная система образования, начиная от детских садов и заканчивая гимназиями и учительскими семинариями на обоих языках. На языке идиш здесь была издана и классика мировой литературы. Был основан Еврейский научный институт, известнейшее учреждение еврейской науки. Дубнов увидел нечто символическеое в том факте, что в 1925 г. был открыт Еврейский институт, и том же году в Иерусалиме основан Еврейский университет. В городе действовало множество еврейских обществ. Это были благотворительные, культурные, образовательные и политические организации.
Вильну можно назвать и твердыней сионизма. Первые кружки палестинофилов «Ховевей Цион» были организованы именно здесь. В «литовском Иерусалиме» был заложен фундамент религиозной сионистской организации «Мизрахи», на долгое время ставшей одной из самых значительных сионистских партий. Гитлеровская оккупация истребила еврейскую общину Вильнюса. Паняряй – одно из самых страшных мест уничтожения евреев. Здесь погибло около 70 тысяч евреев из Вильнюса и его окрестностей.». Но даже в период страшного нацистского господства дух виленских евреев не был сломлен, и, невзирая на постоянную угрозу смерти, они продолжали развивать свою культуру», – писал историк Исраэль Клаузнер. В вильнюсском гетто впервые прозвучал призыв бороться, а не позволить резать себя, как овец. Возникла объединенная партизанская организация. Боролись за сохранения человеческого достоинства: голодными мучениками гетто были организованы библиотеки, школы, ешивы, читались лекции, устраивались концерты, работал даже театр.
Сегодня в Вильнюсе живет не более 3 тысяч евреев. После восстановления независимости Литвы в городе установлен ряд интересных памятников и мемориальных досок, действует Еврейский музей имени Виленского Гаона, имеется ряд государственный и общественных организаций, почти каждый день в центре Общины проводятся разнообразные мероприятия. Старая еврейская Вильна уничтоженная нацистами, живет в книгах, памятниках и воспоминаниях, а ее дух все же не был утерян. Стремятся сохранить и даже приумножить славу «литовского Иерусалима» – наши современники – евреи Вильнюса.