ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | ||||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 163 2012г. | ПУЛЬС | РЕЗОНАНС | ТРАДИЦИЯ | НЕНАВИСТЬ | МНЕНИЕ | КАЛЛИГРАФИЯ |
ПАРАДОКС | ИСТОРИОСОФИЯ | ВОСПОМИНАНИЯ | ОПЫТЫ | ПОЛИТЭКОНОМИЯ | ВКУСЫ | P.S. |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2012 |
В Москве открылся новый центр Шорашим при содействии Конференции раввинов Европы и Главного раввинского суда (Бейт-дина).
При участии главного раввина России (КЕРООР) Адольфа Шаевича, главного раввина Москвы Пинхаса Гольдшмидта и посла Израиля в России Дорит Голендер состоялось открытие центра Шорашим. Главная задача центра Шорашим – оказывать людям помощь на всех этапах в вопросах подтверждения еврейства в раввинских судах и доказательства их еврейских корней. Особенно остро эти вопросы всегда стояли для бывших советских граждан.
Шорашим предоставит возможность всем раввинам из европейских стран обращаться с запросами по делам бывших граждан Советского Союза. Важную роль открытия центра Шорашим для деятельности европейских раввинов подчеркнул президент Конференции раввинов Европы, главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт.
Открытие центра Шорашим в Москве стало возможным благодаря помощи Фонда Гарри Трегубова и тому энтузиазму, с которым воспринимает задачу еврейской интеграции Шалом Норман, распорядительный директор этого фонда в Израиле. Деятельностью Центра будет руководить Яаков Шумяцкий, глава канцелярии главного раввина Москвы Пинхаса Гольдшмидта. Работа пойдет при содействии местной еврейской общины и с опорой на авторитет московского раввинского суда, который будет выносить окончательные заключения по представляемым экспертами Шорашим данным.
В марте 2012 года Шорашим при поддержке Конференции раввинов Европы проведет в Берлине семинар для раввинов по вопросам, связанным с работой Центра.
Одна из инициатив нового центра Шорашим – перевести все документы граждан, существующие сегодня только в бумажном виде, в электронный вид, и сделать единую электронную базу данных по документам, связанным с подтверждением еврейства и еврейских корней.
Президент Конференции европейских раввинов, главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт принял участие в работе секции «Преодоление напряженности между религиями в Европе» в рамках Всемирного экономического форума в Давосе.
Представители религиозных и государственных структур обсудили, как помочь европейцам лучше понимать различные религии, насколько важным является осознание собственной религиозной идентичности, до какой степени увеличение взаимодействия между представителями различных религий может стать эффективной мерой против ксенофобии и расизма в Европе, какова роль религиозного фундаментализма в этом контексте.
Пинхас Гольдшмидт заметил: «Мы, евреи, – самые большие специалисты в мире по вопросу выживания меньшинства среди большинства. Мы готовы делиться опытом с представителями религий, которые являются меньшинством в Европе».
В частности, по вопросу интеграции мусульман в европейское общество Пинхас Гольдшмидт отметил что, сохраняя верность своей традиции, люди должны уметь адаптироваться в современном обществе. Значительным шагом в этом направлении может быть целенаправленная подготовка представителей мусульманского духовенства с учетом специфики работы в Европе. Имамы, получившие образование в мусульманских странах, где ислам является доминирующей религией, ведут настойчивую религиозную работу в европейских государствах, что не всегда лояльно воспринимается достаточно секулярными европейцами и препятствует интеграции. Отсюда запреты на строительство в европейских странах башен-минаретов при мечетях и ношение паранджи в общественных местах женщинами-мусульманками.
Выражая мнение Конференции европейских раввинов по этому поводу, раввин Пинхас Гольдшмидт отметил: «В попытках пресечь проявление религиозного фундаментализма европейский законодатель в некоторых случаях покушается на самые основы религий. Так в Голландии, например, могут запретить забой скота для производства халяльного и кошерного мяса».
В работе секции также приняли участие министр обороны Норвегии Эспен Барт Эйде; председатель Попечительского совета Международного фонда «Right Start» (Египет) Амр Халед; президент Федерации протестантских церквей Швейцарии Готфрид Локер и директор отдела исследований Центра Брукингса в Дохе (Катар) Хамид Шади.
Конференция раввинов Европы обеспокоена ситуацией в ортодоксальной общине Амстердама, которая привлекала к себе внимание в связи с громким отстранением главы общины и обвинением его в гомофобии.
Ортодоксальная община Амстердама приостановила полномочия раввина Арье Ралбага. Отстранение последовало после того, как раввин поставил свою подпись под заявлением. В декларации, подписанной в прошлом году 162 раввинами и специалистами в области психиатрии, говорится, что «гомосексуализм является неприемлемым образом жизни», «болезнью», и что «она может быть излечена».
Совет общины мотивировал отстранение тем, что подпись раввина Ралбага может создать ощущение, что вся Ортодоксальная еврейская община Амстердама разделяет его взгляды, а это абсолютно неверно. Представители общины подчеркивают, что голландское еврейское сообщество уникально и якобы нуждается в раввине, понимающем культурные и социальные традиции, особенности работы с разными группами верующих.
Президент Конференции раввинов Европы, главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт прокомментировал данную ситуацию: «В последние несколько недель нам пришлось столкнуться с двумя разочаровывающими фактами в разных концах иудейского мира. В Израиле, замкнутом и сконцентрированном на себе сообществе (Бейт Шемеш), было показано неуважение ко всем, кто не вписывается в их систему убеждений. И в Амстердаме – община, слишком озабоченная мнением и убеждениями светского сообщества, осудила главного раввина лишь за то, что он вновь заявил о неприятии Торой однополых союзов. Как правоверные иудеи мы обязаны придерживаться ценностей Торы, но в то же время мы должны жить как ответственные современные граждане. Совет раввинов Европы уже вынес этот вопрос на обсуждение и планирует послать своего представителя в Амстердам, чтобы общими усилиями разрешить сложившуюся ситуацию».
Московское еврейское культурно-просветительное общество (МЕКПО) при содействии Евроазиатского еврейского конгресса провело вечер, посвященный памяти еврейского активиста, одного из создателей МЕКПО Ефима Давыдовича Гохберга. Вечер был приурочен к 100-летию со дня его рождения. К мероприятию была подготовлена небольшая экспозиция фотографий и документов из архива МЕКПО.
Ефим Гохберг был одной из легендарных фигур в независимом еврейском движении в Москве. Полковник советской армии, кавалер орденов Ленина, Боевого Красного знамени, Красной звезды, Отечественной войны, он еще в 1970-е годы занимался вопросом участия воинов-евреев в Великой Отечественной войне. Он стоял у истоков создания первой независимой еврейской библиотеки и Союза евреев — инвалидов и ветеранов войн. Он был одним из первых советских евреев, потребовавших закрытия одиозного Антисионистского комитета советской общественности. Последние годы своей жизни Ефим Давыдович посвятил неутомимой борьбе с издателями антисемитской литературы. По его заявлениям был возбужден ряд судебных процессов, и долгое время не было более ненавистной фигуры для антисемитской прессы, чем «жид Гохберг».
О Ефиме Гохберге вспоминали многолетний глава МЕКПО кинорежиссер Владимир Двинский, ветеран еврейского подполья, бывший узник Сиона Иосиф Бегун, член правления МЕКПО Евгений Вал, генеральный секретарь ЕАЕК Михаил Членов, внук Ефима Гохберга Алексей Володин. Вела мемориальный вечер председатель МЕКПО, директор Московского офиса ЕАЕК Наталья Шмидт.
Как отметил в своем выступлении генеральный секретарь ЕАЕК Михаил Членов: «Ефим Гохберг был уникальной фигурой в еврейском движении. Полковник, орденоносец, он не собирался уезжать из Советского Союза, из России, он с боролся за права и достоинство евреев там, где они жили. Он один заменял еще не созданные на тот момент еврейские организации, связывая и увязывая еврейских активистов разных взглядов и идей. Во многом именно благодаря таким людям, как Ефим Давыдович, евреи, которые хотели остаться в России и при этом жить еврейской общественной жизнью, обрели такую возможность».