ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2012

 


Танхум Бусин



Войны в Танахе

Предлагаем вниманию читателя статью председателя Московского ортодоксального еврейского союза (МОЕС) Авраама Танхума Бусина.

В Танахе встречается множество описаний военных эпизодов. Это войны, относящиеся к временам праотцов, войны сорокалетнего периода странствования в пустыне и, конечно же, войны, которые велись еврейским государством. Давайте рассмотрим цели, этику и правила военных действий.

Конечно, евреи в своих военных действиях стремились исполнять волю В-вышнего, слушаться Его указаний. В частности, о законах войны говорится в книге Дварим (Второзаконие); глава Шофтим 20:1-20. Одно из качеств, присущих еврейскому народу – милосердие, и это проявляется в военных правилах. Так, в главе Шофтим, евреям предписывается быть милосердными как к своим врагам, так и к ближним. Перечислены те категории воинов, которые могут не участвовать в войне: тот, кто обручился, но еще не женился; тот, кто построил дом, но не обновил его; тот, кто посадил виноградник, но не выкупил плоды (имеется в виду урожай четвертого года); тот, кто робок сердцем. В Торе приведена норма о том, что после боевых действий ополчение не должно сразу входить в стан Израиля, а требуется несколько дней чтобы пройти очищение (в первую очередь духовное), а потом переходить к мирной жизни.

Если речь не шла о завоевании земли Израиля (о которой говорится особо), а об обычной войне, то еврейские законы также говорят о недопущении жестокости по отношению к врагам. Следовало сначала предложить врагу мир. Запрещалось рубить плодовые деревья в землях противника для военных сооружений («ибо разве дерево полевое это человек, чтобы уйти от тебя в крепость?»; Шофтим 20:19) (Тут уместно вспомнить варварское уничтожение вроде бы цивилизованными людьми деревьев при выселении Гуш-Катифа и не только его). Запрещалось убивать женщин и детей. Вообще, такой подход отличался от обычного в те времена, когда, например, ассирийцы, убивали и угоняли в плен весь народ и даже выжигали землю. Да и позже не раз было, что народ-победитель, завоевывая какую-либо землю, стремясь расширить свои владения, угнетал и уничтожал покоренный народ, не зная милосердия. Это можно проследить в истории многих европейских стран.

Отдельно оговаривается отношение к семи языческим народам в земле Израиля (тогда в земле Ханаан). В Торе сказано, что их мерзкие дела и преступления противны Б-гу. Их предписывалось уничтожить полностью (хетты, эмореи, кнаанеи, призеи, хивеи, йевусем, гиргашеи). Цель такого повеления – не само по себе уничтожение народа, а именно искоренение из святой земли Израиля разврата, человеческих жертвоприношений, идолопоклонства, низшей ступени морального разложения. Тем не менее, предварительно Йешуа бен Нун послал письмо в Ханаанскую страну с предложением покинуть страну, либо принять на себя законы сыновей Ноаха. И также с предупреждением, что те, кто будут сопротивляться – будут истреблены.

Также специально оговаривается недопустимость мародерства при завоевании территории, руки солдат должны в буквальном смысле быть чистыми. В книге Йешуа бен Нуна описывается случай, когда после захвата Иерихо Ахан, сын Карми, сына Завди, сына Зераха из колена Иегуды, присвоил плащ шинарский, двести шекелей серебра и золотой слиток весом в пятьдесят шекелей, (всего-то на фоне нынешних коррупционных скандалов), и приводится развязка истории: было расследование, мародера с семьей забросали камнями, гнев В-вышнего утих, а этот случай навечно остался в истории как напоминание всем нам.

Таким образом, исконные еврейские принципы ведения войны основываются только на законах Вс-вышнего. И Тора призывает евреев уповать на Г-спода и не бояться врагов, потому что за евреев, соблюдающих заповеди, воюет сам Б-г. Об этом ясно говорится в вышеназванной главе Шофтим:

«(1) Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы, народ многочисленнее тебя, не бойся их, ибо с тобою Г-сподь, Б-г твой, выведший тебя из земли Египетской. (2) И да будет, когда приступите к войне, то пусть подойдет коэн (священник) и говорит народу. (3) И скажет им: «Слушай, Исраэль! Вы приступаете ныне к сражению с врагами вашими; да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите пред ними и не ужасайтесь их, (4) Ибо Г-сподь, Б-г ваш, идет с вами, чтобы воевать за вас с врагами вашими, спасти вас».

Одна из первых войн, упоминаемых в Танахе – война четырех царей, которая произошла при жизни праотца нашего Авраама. Этот эпизод всегда интересовал историков, особенно в последние сто лет. Четыре царя – Амрафель (которого часто идентифицируют с Хаммураппи), Кдорлаомер, Эйлам и Тидаль вели войну с Берой, царем Сдома, с Биршей, царем Аморы (Гоморры), с Шинавом и Шемэвером – это описано в книге Берешит (Бытие), главе Лех Леха 14:1-24. Авраам (тогда еще он назывался Аврам) ввязался в эту войну, чтоб спасти своего племянника Лота, попавшего в плен. Примечательно, что Аврам, победив и освободив племянника, не взял ничего из завоеванного, чтоб языческие цари не могли сказать, что Аврам обогатился за их счет. Любопытно также, что в этом эпизоде упоминается Малкицедек, царь Шалема, которому Авраам принес десятину от трофеев, по некоторым мнениям это был Шем, сын Ноаха. Под Шалемом имеется в виду город, стоявший на месте современного Иерусалима, это самое первое упоминание о нем. Таким образом, Иерушалаиму не 3000 лет, как многие думают, а порядка 3700 лет. Малкицедек был также первосвященником, служившим В-вышнему, он благословил Аврама.

В стихе 14:22 сказано: «И сказал Аврам царю Сдома: «Поднимаю руки мои к Б-гу В-вышнему, Владыке неба и земли»

Комментаторы поясняют, что этим Аврам подчеркивал: победа не принадлежит ему, это не его заслуга, а В-вышний совершил чудо. Это в принципе и есть единственно верный подход, с точки зрения иудаизма, нашей традиции. Кстати, когда было принято решение об уничтожении Сдома, Вс-вышний послал ангела к Аврааму сообщить об этом, поскольку Сдом считался трофеем Аврама, а Аврам, защищая город, торговался с Творцом всего сущего о минимальном количестве праведников, чтобы город устоял, дошли до 10 человек, и, как известно, не нашлось и их.

Далее при исходе из Египта, также происходит чудо – рассечение моря и гибель в нем преследователей-египтян. Евреи ежедневно вспоминают в молитве об этом чуде.

Первыми врагами, с которыми Израиль столкнулся после перехода через Красное море, были амалекитяне. Они напали на израильтян у Рефидима, в северной части Синайского полуострова. Книга Исхода сообщает, что Иешуа бен Нун сражался против амалекитян, вдохновляемый Моше, и победил их, хотя амалекитяне и не были тогда уничтожены полностью. Война с Амалеком – тоже особый эпизод в еврейской истории. Амалекитяне напали на евреев без причины – только, чтоб убивать. Есть предписание «Помнить, что сделал Амалек». Этот народ является потомком Эсава, сына праотца Ицхака, и евреи даже не собирались конфликтовать с ним. Амалекитяне обратились за советом к колдуну Биламу, очень умному человеку, но злодею, при этом. Они спросили: «Что делать с народом, который ответил вопиющей неблагодарностью на гостеприимство добрых египтян?» Это и есть главная черта Амалека – извращать добро, переворачивать действительность. Совет Билама был – пойти войной на евреев. И написано в Торе, в книге Шмот (Исход), главе Бешалах, что воздел Моше-рабейну руки к небу. Пока они были подняты – побеждали сыны Израиля. А когда его руки опускались, снова побеждал Амалек. Здесь поднятые руки - также символизируют упование евреев на Б-га и прямую зависимость победы от Него.

Весьма интересен эпизод завоевания города Йерихо (Иерихона). Это был первый город на пути в землю Израиля. Город считался неприступным. Лазутчики подтвердили, что стены очень мощные. Здесь евреи также выполнили особые указания В-вышнего.

На протяжении шести дней, по одному разу в день, они обходили на безопасном расстоянии вокруг стен Йерихо. Шествие возглавляли воины, за ними шли мужчины и трубили в трубы. Следом несли ковчег Завета, а замыкали эту процессию старики, женщины и дети. Шли общим числом в четыре миллиона человек. На седьмой день евреи обошли стены шесть раз, сохраняя молчание. А на седьмом круге подключили трубы. Стены города не выдержали – и рухнули. Но не внутрь, как это обычно бывает при осаде, а наружу. Какая-то нематериальная сила вытолкнула их из осажденного города.

Особо стоит вспомнить истории Хануки и Пурима. Пуримская история – это победа евреев в вавилонском изгнании, чудесная победа над Аманом и его приспешниками, которые хотели уничтожить евреев физически, истребить их. Ханукальная история – это победа маккабим (макавеев), еврейских воинов, над греками, которые хотели навязать Израилю греческую культуру и запрещали соблюдать законы Торы под страхом смерти. В обоих случаях нашему народу помогла готовность жертвовать собой ради Торы, ради В-вышнего. И В-вышний пришел на помощь. Ведь как в Пуримском чуде – все внезапно перевернулось, и царский указ об истреблении евреев заменился повелением им защищаться, так и в ханукальной истории сравнительно небольшому количеству евреев в течение 25-и лет удавалось вести боевые действия с превосходящими силами противника и одержать победу над ним.

Были в еврейской истории и тяжкие поражения. И всегда это было следствием падения уровня народа, нарушением Завета. Разрушение обоих Храмов, несколько изгнаний, последнее из которых не закончилось и поныне, оно закончится с приходом Машиаха. Физический развал государства приходил, когда оно было развалено в духовном плане: идолопоклонство, беспричинная ненависть, разврат. Все это очень тяжелые страницы для сыновей Израиля. И рецепт избавления остается тот же – возвращение к истокам, возвращение к своему Творцу повышение святости земли и народа, искоренение разврата во всех формах из среды народа Израиля.

В наше время в стране Израиля мы можем видеть явные чудеса в войнах с врагами. Это и Шестидневная война, и война Судного дня, и другие. Каждый раз, когда силы врагов явно превышают еврейскую армию, каждый раз, когда нас пытаются застать врасплох – происходит чудо. Особенно это видно на примере войны Судного дня, которая, как видно из названия, произошла в Йом Кипур. Врагам казалось, что удобнее всего захватить страну, когда все находятся в синагогах. Но наоборот, горячая молитва к Б-гу была услышана. Есть немало свидетельств, как со стороны израильских солдат, так и со стороны арабских – что были явные чудеса. И не только в те войны, но и в последующие. Например, когда на Израиль падают ракеты десятками – и почти нет жертв (или их количество сравнительно малое). И в то же время, падение одной ракеты такой модели в любой другой стране приводит к нескольким десяткам убитых. Разве это не знак, что В-вышний охраняет нас, что Он не отвернулся от нас?

Седьмой Любавичский ребе Менахем Мендл Шнеерсон не раз подчеркивал важность устрожения в соблюдении заповедей, особенно перед угрозой войны. В частности, заповеди надевания тфиллин.

Итак, мы видим, что еврейские традиции ведения войны отличаются от способов иных народов. Что если мы слушаем Творца – Он воюет за нас. И победа напрямую зависит от взаимоотношений еврейского народа с Б-гом.