ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2013

 

Моше. Скульптура Микеланджело Буонарроти

Танхум Бусин



Высшая Воля и постижения Моше Рабейну

В преддверии Песах (в этом году приходится на 26 марта – 2 апреля) мы беседуем с председателем Московского ортодоксального еврейского союза (МОЕС) Танхумом Бусиным.

– Исходу евреев из Египта предшествовали казни египетские. Как уместно их интерпретировать с учетом дальнейшего исторического процесса и в цивилизационном контексте?

– В-вышний всесилен. Он мог наказать фараона и египтян раз и навсегда – одним решительным действием. Но Ему понадобилось целых десять казней. История с казнями длилась без малого календарный год.

В Египте находились все двенадцать колен Израиля, управляемых главами колен. Моше Рабейну был младшим братом главы самого малочисленного колена Леви – Агарона, возвратившимся, говоря современным языком, из эмиграции. Если колено Леви, сохранившее знания о Б-ге, большей частью было готово идти вслед за Моше к Земле, «текущей молоком и медом», то другие колена, не сохранившие из-за притеснений знаний о Б-ге, не спешили откликнуться на зов Моше, просто не понимая, зачем это нужно. Но воля В-вышнего об Исходе касалась всех евреев, а не только одного колена. И поэтому надо было показать всему своему народу, подвергшемуся за 210 лет жизни в Египте ассимиляции, что необходимость его освобождения из рабства исходит от В-вышнего. Десять казней шли последовательно и поступательно, и это в первую очередь была своего рода демонстрация могущества Творца одиннадцати колеблющимся коленам Израиля, чтобы они убедились в том, что предстоящий Исход соответствует Высшей воле, а не чьей-либо другой. В-вышний показывал, прежде всего, именно евреям, что Его воля, направляющая народ на путь свободы, выше обычной природы сущего, то есть раскрывался не как Элоким, а как Г-вайе.

И через год в Исходе приняла участие пятая часть от всех евреев, находящихся в Египте. Оставшееся большинство кануло в лету. В Мидрашах же обозначено, что евреи, которые не желали покинуть Египет, погибли во время казни тьмы, когда на Египет спустилась кромешная, вызывающая ужас, мгла.

При этом к участникам Исхода стихийно примкнуло так называемое «эрев рав» – «большое сборище», состоявшее из самых что ни на есть разных, не имеющих отношения к евреям, людей. В Торе есть места, где В-вышний говорит о вышедших «народ Мой», имея в виду евреев, там же, когда имеются в виду примкнувшие, Создатель говорит Моше «народ твой», который ты вывел. Мидраш свидетельствует, что именно они были зачинщиками многих бунтов в пустыне. Известно, что всего, по данным переписи на 01 ияра 2449 года по нашему исчислению, с Моше вышло 603550 евреев-мужчин в возрасте от 20-и старше. Левитов считали отдельно от одного месяца и старше, и было их всего 22000 человек. Следовательно, в общей сложности, по одному из представлений, вместе с Моше из Египта вышло примерно около трех миллионов евреев – разновозрастных мужчин, женщин и детей.

Кстати, существует вполне убедительная точка зрения, что число евреев в мире во все времена с древности составляло и составляет от пятнадцати до восемнадцати миллионов. За время пребывания в египетском плену только колено Леви соблюдало традицию брит милы. Мужчинам же из остальных колен пришлось вступить в Завет Авраама во время сорокалетнего пребывания в пустыне.

И в наше время, после Второй мировой войны, идет новая волна Исхода. И вновь В-вышний показывает евреям суть своей воли, подтверждает, что Земля Израиля – основа нашей цивилизации, что в Ерушалаиме должен быть воздвигнут Третий Храм… К числу таких подтверждений относится победа Израиля сразу над столькими противниками в 1967 году. В 1991 году на Израиль падают десятки ракет Саддама Хусейна, и в результате от сердечного приступа скончался единственный израильтянин. Само по себе живущее в таком окружении Государство Израиль – в известной степени являет собой современное чудо.

Конечно, высшее начало тем самым подтверждает свою историческую волю и евреям, и другим народам. Евреи вышли из Египта за очень короткий срок. Вспомним, что накануне последней казни – казни египетских первенцев – часть первенцев восстала против фараона. Так что евреи уходили из Египта, можно сказать, во время гражданской войны. Это и облегчило им сам Исход. К тому же фараон после смерти своего сына, наконец, сказал, чтобы евреи уходили.

Напомню, кстати, что гематрия (цифровое значение букв) в словах Египет и СССР на иврите одинакова (380). Из СССР в последние его времена «выходили» по двести тысяч евреев в год. И все-таки даже репатриация в Израиль из СССР не была столь грандиозным явлением, как Исход из Египта.

Исходу из Египта предшествовало сильнейшее духовное падение большей части нашего народа, его ассимиляция. Известно, что В-вышний зримо проявляет свою волю в отношении предназначения евреев, когда встает вопрос о возможном исчезновении еврейского народа. Со дня выхода из Египта до горы Синай евреи находились в пути 49 дней (за время же пребывания в Египте евреи «опустились» на предпоследнюю, 49-ю, ступень падения). На 50-й день после начала Исхода им была дарована Тора. И Моше Рабейну («для себя») с разрешения В-вышнего послал от каждого из двенадцати колен в Ханаан разведчиков, чтобы убедиться в благодатности Обетованной Земли. Двое разведчиков свидетельствовали, что Земля – хороша, остальные десять сказали об обратном, что и ожидалось, поскольку они судили о Святой Земле на основании своих сложившихся в Египте представлений. И тогда волей В-вышнего евреи сорок лет блуждали по пустыне, пока не ушло поколение исхода. Через сорок лет дети и внуки тех, кто совершил Исход из Египта, вошли в Эрец Исраэль. 120-летний старец Моше умер на горе Нево, по ту сторону Иордана, 7 адара 2488 года, так и не войдя в Святую Землю.

– Напомните, как складывалась судьба Моше до того, как он получил наказ об Исходе.

– Моше Рабейну родился в Египте 7 адара 2368 года от Сотворения мира. Его родители, Амрам и Йохевед, происходили из колена Леви. Рождению Моше предшествовало пророчество о том, что примерно в это время в мир придет человек, который выведет евреев из Египта. В связи с этим одной из превентивных мер стало преследование еврейских младенцев мужского пола. Их египтяне бросали в Нил, который они считали божеством урожая. К тому же египтяне по-своему почитали Йосефа, который когда-то спас Египет от голода и мора. Так вот – египтяне имели языческое представление, что когда воды Нила поглощают еврейских младенцев, то тем самым приносится жертва божеству урожая, с которым отождествляли Йосефа.

Чтобы избежать печальной участи других еврейских мальчиков, Моше скрывали сколько могли, а потом положили в «загерметизированную» корзинку, и она поплыла по течению Нила вдоль берега. Сестра Моше по научению родителей следила за «передвижением» младенца и увидела, как бездетная дочь фараона выловила корзинку. Кормилицей ребенка взяли его собственную мать. Моше жил и учился во дворце до сорока лет вместе с сыном фараона, поэтому ему впоследствии было легко с ним разговаривать.

После того, как Моше убивает надсмотрщика-еврея, поднявшего руку на другого еврея, ему приходится бежать из Египта в Мидьян, где он знакомится у колодца с дочерями тамошнего правителя и верховного жреца Йитро и женится на его дочери Ципоре. Два сына Моше и Ципоры, пока они жили в доме Йитро, не вступали в Завет Авраама – в то время в некоторых местностях не делали брит (хотя он был завещан Авраамом, но еще не был подтвержден дарованием Торы). Когда Моше исполняется 80 лет, он, будучи пастухом, видит однажды необыкновенную картину: горит дикий куст терновника, горит и не сгорает. Моше подходит посмотреть и слышит голос «Я Всесильный Авраама Ицхака и Яакова…» Там он узнает, что В-вышний не только Элоким (Всесильный над всеми силами мироздания), но и Г-вайе (Тот, кто был, есть и будет. Тот, кто задает цели мироздания, каждого существа в нем и при необходимости может менять способы их реализации). В связи с поручением В-вышнего вывести евреев из Египта Моше говорит, что он, Моше, косноязычен, и ему нужны полномочия. В ответ он слышит о красноречии своего брата Агарона, который будет вместе с ним, и получает знаки: посох, способный на глазах превращаться в змею, и руку, способную покрываться проказой.

Возвращаясь в Египет, Моше взял с собой жену и детей. По дороге произошел важный с точки зрения традиции случай: Моше не стал сразу после ухода от Итро делать брит милу детям, рассчитывая сделать днем и на стоянке. Это едва не стоило ему жизни. В результате Ципоре пришлось посвящать сыновей в Завет Авраама ночью и в дороге. Из этого следует, что мицву нельзя откладывать. Кстати, Ципора с детьми по совету вышедшего навстречу Аарона вернулась в Мидьян к отцу и присоеденинилась к мужу уже после исхода.

Рамбам считал Моше Рабейну человеком, сумевшим проникнуть в самые высокие духовные сферы. По Рамбаму, глубина пророчеств Моше, их ясность и полнота были настолько поразительными, что уже никто из людей после него не мог достичь такого пророческого уровня. Моше разговаривал со В-вышним, когда требовали обстоятельства, а не когда на него «нисходил дух». Именно поэтому после Моше Рабейну никто не может отменить ни одного положения Торы, полученной через него.

 

Беседу вел М. Шалом