"ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | |
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
|
"Информпространство", № 185-2014Альманах-газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2014 |
Представляем десять отобранных автором стихотворений из новой книги «Седьмая», выходящей в издательстве «Воймега».
Стихи сборника «Седьмая» ранее публиковались в журналах «Арион», «Знамя», «Новый мир», «Октябрь».
Щелк! – из книги, распахнутой неосторожно,
сиганул кузнечик и строит рожи.
Никому ничего объяснить невозможно.
Все – другие. Даром, что так похожи.
Все другие – за ним по столу и по шторе
кувырком, стучат по ушам колени,
верещат-трещат, как сухое горе,
убегают, будто от объяснений.
По рукам, по воздуху – взять их нечем,
угрызают слух, звенят плотоядно.
Несравненный толмач, иероглиф-кузнечик,
объясни мне то, что и так понятно.
Тишина скрипит. Голова пустая.
Ничего никому никогда без ошибки.
Звук молчит и строится, наезжая
с невозможной точностью дальней скрипки.
Сугроб ревел всю ночь. До самой крыши
засыпал сон, и синий свет в дому
откапывали утренней лопатой
с полоской жести на боку квадрата:
ворочался в окне кудлатый слон,
огромный, деревянный, настоящий,
подкованный гвоздем, таким блестящим,
что свет, скрипя, менялся слой за слоем,
за взмахом взмах – густое, голубое,
глухое – Божий мир смежен,
теплее, гибче – свет уже трепещет
в ресницах клейких, проступают вещи
по клеткам комнат – шах! – топочет слон,
и первый луч раскалывает сон.
Там свет еще, там снег еще валит,
там ходит деревянная лопата,
зарыт в сугробе ферзь, блистает гвоздь,
раскопки продолжаются, нас ищут,
свет переменчив, но всегда светло,
и с валенок у печки натекло,
и к варежке салазки примерзают,
язык – к железу – шах! – и свет в слезах,
и солнечные мальчики в глазах.
А качели прибиты в дверном проеме,
потому что – горло, вечный мороз,
потому что жизнь происходит в доме,
угольком отмечается зимний рост
от последней прогулки до первой прогулки
в неизбежном пуховом платке крест-накрест,
мимо трех собак в Страстном переулке,
в край поселка, по кромке хрусткого наста,
где встречает нас молочница Настя
и хлопочет, обухом вышибая
голубую глыбу со дна ведра,
где она сама на свет – голубая
в гуще снега и млечных осколках двора,
где мычащий пар из щелей сарая…
– Ты идешь?
– Сейчас!
– Ну, идем.
Идем.
Напрямик. Домой. Молочным путем.
Синий лед в авоське. Тепло, легко
тянет за руку бабушка, рассекая
в небесах замерзшее молоко.
Вот стою, качаясь, ломаю ветки,
надувает снегу в разломы ветер,
а как жарко пели меня соседки
в барнаульском детстве в метельный вечер
за чекушкой теплой, под воскресенье,
головой склоняясь на стол с клеенкой,
нежно-хриплый, грудной и рябинно-тонкий,
невозможность, сила и наважденье.
До утра за стенкой втроем гудели
на хвосте недели, после работы,
заводили в пятый, десятый, сотый,
будто нету песен других, а этой –
что душе свободной от вашей свободы
в деревянном огнеопасном теле:
ой летит в метели беда на горе
а вьюга ягой а пурга ордой
Обь-река горит в ледяном загоне
бродит магма под вечною мерзлотой
рябь коры и красные грозди кори
рев корней и эхо в стволе и кроне
годовые кольца в смоле густой –
словно горло сдавлено широтой,
словно жизнь – дубовая авантюра,
словно в этой рябине назло счастливой –
вся великая русская литература
(с бесполезной женской инициативой).
Тане Бек
Я усну на левом
носом в колени
как без памяти
как запятой эмбрион
и войдут с припевом
пилигримы-калеки
снова клянчить свое
забивая сон
Всем-всем-всем
чего-нибудь не хватает
легионы локтей
и ртов и глаз
сводный хор
фрагментов людей
распевает
что история человечества
не удалась
Что затея жизни
не состоялась
что идея ночи
жало дня
я сжимаюсь в ноль
в раздраженье
в жалость
каждый первый встречный
жалит меня
И в каждом горит
разносветный фонарик
и каждый просит
и все должны
попрошайки земной
огибают шарик
как воздушный
с легкой
ночной стороны
Чередой вживую горящих точек
в чрево ночи Господи в чрево ночи
Посмотри же
вот я
точка
земля
голая глина
идеальный калека
Ты начни сначала
лепи с нуля
вырасти
сделай из меня человека
Своего человека
хоть одного
целого веселого летнего человека
кому
не надо ничего
февраль 2005
шух-шух ветер шурует в травах
пыльные стебли путая переплетая
делит по ним идущих на правых и правых
делит лежащих под ними на атомы рая
в реках подземных гудит корневая медь
и, распрямляясь, трава начинает звенеть.
Так пустота в пустоте играет зазывно,
чистый звук из ничего извлекая,
верткий репей прыгает припевая,
мелкий сухой свидетель Большого взрыва
Жизнь не движется
стоит себе в одной точке
переминается с ноги на ногу чешет репу
а кругом господитвояволя птички-листочки
так и чиркают-чирикают по зеленому небу
А она ежится озирается словно
первый раз на свете живет и впрямь сробела
как сиделец кровный выпущенный условно
в этот день белый из смерти осточертелой
За спиной вечная вечность и все что было
впереди вечная вечность и все что будет
сквозь нее время со временной своей силой
а внутри нее море-море и люди-люди
Люди добрые! добрые люди? переживая
эту жизнь как ужас или привычку к чуду
или как всегда как лучшую здесь минуту
это я в зеленом небе стою живая
и машу – беги!
и я тебя!
не забуду!
у Марсия крепкая кость а копытца медны
а долгие острые уши не всем заметны
и сам он почти не заметен в толкучке воскресной
в январском гремучем Коломенском в музычке местной
лишь встречный флейтист припадая к волшебному пиву
пригубив прилично увидит прозрачную спину
прикрытую буро-кудрявой щетиной когда-то
а Марсий идет вдоль ларьков заводных до заката
и чутко вибрируют уши его ножевые
фильтруя ударные струнные и духовые
а Феб замечает врага и краснеет от гнева
и жизнь обнажаясь от скользких асфальтов до неба
краснеет краснеет и длится и длится краснея
и Феб шаролицый ревниво клонится над нею
в аллеях цепных карусели визжат улетая
смеются разводят руками разит шашлыками
на лавочках парочки смерзлись в кустах перепалка
о жизнь моя красная что тебе музыки жалко?
да сам он не знает любовью горит или злобой
вон луч снегирем забарахтался в лоне сугроба
вон смотрит на солнце закатное красный прохожий
свободно
как всякий счастливец без кожи
Жаль земного поселенца!
Баратынский
Легкий друг мой, залетный друг,
маленький веселящий дух,
ранний свет вокруг трепыхающий,
дух, захватывающий дух
хрустом в горле, сверлом в виске,
хитрой скрипочкой вдалеке,
дай, пока не трубят: пора,
надышаться тобой с утра.
Над попавшею в сеть землей
сквозь ячейки-узлы вестей
бранный вихрь, ураганный сбой
отряхает листву людей,
солнце катится на восток,
эхо – долгое, как в горах,
о, позволь мне хоть раз, браток,
поболтать с тобой просто так.
Уморительный дух живой,
зажигательный вестовой
крутит огненную восьмерку
над развинченной головой –
золотая моя юла,
дай мне тихо сказать: ура,
что б там ни было впереди,
не печалься – лети.
Только по воздуху. Воды здесь
рыхло-ухабисты, кряжисто-серы,
воздух висит, не касаясь терры, –
веры и электричества взвесь.
Пока беззвучная взвесь.
Иди
по этому воздуху на этой нитке,
в замкнутой глухо стеклянной кибитке
с красно прилипшим листом впереди,
выше всех городских крыш,
крон, и маковок, и антенн, –
фуникулер выправляет крен,
дрожит, ныряет и режет тишь,
в провод вытягивая звук,
жаркий железный межреберный стук.
Дух перехвачен, охвачен дождем,
сопок загривки распластаны близко
в южных подробностях Сахалинска,
в крупных каплях на лобовом.
Дверь отъезжает с пробным щелчком,
вспоротый воздух идет на таран:
именно с этой сдуваемой точки
можно увидеть, как молча топочет,
жизнь гремучую обнимая,
страстно пляшущий океан.
Стрелка солнца обломилась
радугой мгновенной
выгнул жилистую спину
лист обыкновенный
и на нем полузеленом
с желтого края
просияла половина
капли золотая
так
что сплавился прозрачно
в половине этой
целый свет и засветились
все детали света
так
что было есть и будет
блик одновременный
в полукапле-полуточке
полудрагоценной
так
что все недо-уменья
недо-разуменья
выжег фокус натуральный
моментальный луч
скандальной
ясностью свеченья
Лист прожженный содрогнется
и легко от края
оторвется капля солнца
длинноклювая литая
на лету сверкая
Об авторе: Ирина Александровна Ермакова – автор шести книг стихов, лауреат нескольких литературных премий.