ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"
АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА
2006 № 8 (86)

ГЛАВНАЯ ВЕСЬ АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА АВТОРЫ № 8 (86) 2006 г. ПУЛЬС ОБЩЕСТВО ФЕСТИВАЛИ МНЕНИЕ ЭТЮДЫ ИСТОРИЯ СЛОВО ВРЕМЕНА СУДЬБЫ
Информпространство


Copyright © 2006
Ежемесячник "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" - Корпоративный член Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР)

 

 

По материалам сайта WWW.EATR.RU  и журнала «Телефорум»

 

 

Победили вместе.. 1

"Золотая нимфа" Монте-Карло.. 4

 

 

 

 

 

 

 

Победили вместе

Во второй раз на древней Крымской земле - в городе Севастополе, Городе-герое, городе-легенде, - с 8 по12 мая.  проходил Международный фестиваль телевизионных и радиопрограмм «ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ». Сейчас это, по сути, единственный на Евразийском пространстве международный фестиваль, который призывает государства СНГ не забывать об историческом подвиге его народов во Второй мировой войне. Одной из главных целей фестиваля является активизация освещения в СМИ величия подвига народов - стран антигитлеровской коалиции - в разгроме фашистской Германии.

 

«…Все дальше отодвигает время линию фронта Второй мировой войны. Но линия памяти навсегда пролегла через сердца ветеранов Великой Отечественной и их потомков - поколения Двадцать первого столетия. Наша святая обязанность - передать эстафету памяти нашим потомкам. Каждый такой фестиваль - это общая победа представителей двух профессий - военных и журналистов - ради добра и справедливости, мира и творчества, ради самой жизни!» – такими словами приветствовал участников и гостей фестиваля ИВАН ЧИЖ, Председатель его Оргкомитета, Председатель Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины. Академик Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР), Иван Чиж участвовал в подготовке и организации этого фестиваля вместе с Ассоциацией работников средств массовой информации Украины, являющейся  корпоративным  членом  ЕАТР. С этого года в состав соорганизаторов фестиваля вошла и сама ЕВРАЗИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИО.

Конечно, главным мероприятием фестиваля стал творческий конкурс. По словам  Председателя Ассоциации работников СМИ Украины, Вице-президент ЕАТР ВИКТОРА ПЕТРЕНКО, «нашим современникам и сегодня удается откопать и малоизвестные, и до недавнего времени засекреченные факты. Их в достаточной мере было во многих работах конкурсантов. К примеру, кинооператор казахской киностудии Яков Смирнов в годы войны снимал и финских снайперов, и взятие Берлина, и подписание акта о капитуляции фашистской Германии, но, дав когда-то подписку о неразглашении тайны, он полстолетия даже родным не рассказывал о том, где был и что снимал. Об этом поведали авторы фильма из Казахстана».

Нынешний фестиваль отличает примечательное событие: многие конкурсные работы представили молодые авторы и тележурналисты. Это укрепляет уверенность в том, что историческая память наших народов не угаснет.

«Наши творческие работы - только  штрихи героической летописи народа и одновременно неоценимый вклад в увековечивание победивших и выживших в немилосердном огне легендарных сражений за свободу человечества от фашизма!» - отметил Председатель жюри, Президент Всеукраинского пресс-клуба, Вице-президент Украинского отделения ЕАТР ВАСИЛИЙ ЮРИЧКО.

В состав делегации от Евразийской Академии вошли академики ЕАТР: ИГОРЬ ГОНОПОЛЬСКИЙ (член жюри, кинорежиссер, продюсер, художественный руководитель ТОО «Ай Джи Компании», Алматы, Казахстан), ДИМИТР ДИМИТРОВ (член жюри, София, Болгария), КИПРАС МАЖЕЙКА (член жюри, помощник члена Совета Федерации ФС РФ, Москва, Россия), АЛЛА ЗОЛОТУХИНА (проректор ВГИК, Москва, Россия), а также представитель корпоративного члена ЕАТР ВЛАДИМИР СУББОТ ( комментатор отдела подготовки телепрограмм Белтелерадиокомпании, Минск, Беларусь).

На творческий конкурс было представлено 150 телевизионных фильмов и программ и 62 радиопрограммы из 10 стран. Академия представила на конкурс 50 работ своих действительных и корпоративных членов, из них 17 стали победителями в различных номинациях.

 

Алла Золотухина, член жюри:

«Номинации творческого конкурса были тематическими, и распределение по этим номинациям, конечно, было неравномерным. Например, номинация «Этих дней не смолкнет слава» давала для этого больше возможностей - в ней участвовали и московские, и санкт-петербургские, и челябинские, и краснодарские, и украинские, и белорусские, и молдавские программы. А, например, номинация «Не стареют душой ветераны» давала, конечно, меньше таких возможностей. Номинация «Партизанскими тропами» была наиболее сложной, потому что на эту тему снимается мало программ. В номинации «У войны не женское лицо» были замечательные программы, к примеру, работа «Жили-были».

Мне кажется правильным, что были обозначены эти тематические направления, а, с другой стороны, приз или диплом получает та работа, которая выделяется тем, что она лучше сделана. Среди представленных на конкурс  было достаточно много работ-стереотипов, где, например, героя фильма сажают на фоне ковра, задают ему вопросы, и  никакого особенного поиска, ни взгляда изнутри, ни попытки обозначить образ - нет. Представляет интерес неординарность материала, который иногда бывает настолько «самоигрален», что режиссеру даже не приходится прикладывать особенных усилий, чтобы это обнаружилось на экране. Но все же от автора требуется найти новые ходы, новые повороты темы войны, которая разрабатывается уже десятилетия. Речь, все-таки идет о результате. Поэтому мне кажется, что было бы правильнее, если бы номинации были введены по категории мастерства – режиссура, драматургия, операторское мастерство. Например, они могли бы звучать так: «За режиссуру такой-то программы в разработке такой-то темы». А, если идти по прежнему пути, то, мне кажется, фестиваль может зайти в тупик. Фестиваль живет только тогда, когда он развивается, набирает обороты, находит что-то новое.

Но все же  в работах были представлены замечательные герои и предмет разговора был очень разный.

Очень хорошей была культурная программа, и важно было то, что представители телекомпаний из разных стран могли пообщаться и поговорить. Но при этом, о чем они сами говорили на пресс-конференции, им не хватало анализа и разбора их работ, проведения мастер-классов или хотя бы встреч с ведущими журналистами.  И Кипрас Мажейка все-таки добился - хотя программа фестиваля уже была жестко сверстана, - чтобы нашлось время посмотреть и обсудить несколько программ.

Мне кажется очень важным, чтобы участие Евразийской Академии в фестивале было бы более активным, тогда бы фестиваль приобрел более профессионально-значимое звучание.

Хочу отметить  важность такого фестиваля именно в Севастополе, где каждая горстка земли пропитана героикой и кровью».

 

За четыре дня работы гости и участники посетили достопримечательности Севастополя, приняли участие в праздничных мероприятиях, посвященных 61-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. В рамках фестиваля приобретают традицию и  встречи с представителями государственных и общественных организаций, научной и творческой интеллигенции, СМИ, ветеранами Великой Отечественной войны, видными деятелями культуры и искусства.

Второй Международный фестиваль телевизионных и радиопрограмм «ПОБЕДИЛИ ВМЕСТЕ» - это серьезный шаг и на пути совершенствования фестивального движения в современном телевидении и радио, о чем руководитель делегации ЕАТР, почетный гость фестиваля, Первый Вице-президент ЕАТР ВАЛЕРИЙ РУЗИН сказал так: «…Произведения, представленные на конкурс, напоминают о великом подвиге человечества над силами зла, и потому несут благородную цель воспитания у зрителя лучших качеств - уважении к героизму отцов, умения осознать себя в историческом процессе, ибо верный взгляд на историю поможет ясно увидеть реалии настоящего".

 

ГРАН-ПРИ за телефильм «Полюбите моего Баурджана»" получил автор и режиссер этого телефильма Игорь Гонопольский (Телекинокомпания «Ай Джи Компании», Алматы, Казахстан).

 

Игорь Гонопольский:

«Начинал я на этом фестивале как член жюри. Мы посмотрели несколько очень интересных работ, но в основном превалировал информационно-фиксирующий, если можно так сказать, стиль, в котором  нет авторства, нет позиции, нет ракурса. Телевидению, как всегда, не хватает времени и не хватает денег – это я понимаю и преклоняюсь перед теми людьми, которые работают «на потоке», но думаю, что всегда можно иметь свое направление, свою нишу, свой взгляд и придерживаться их.

Когда же я просто показал коллегам свой фильм «Полюбите моего Баурджана», то меня от работы в жюри, скажем так, освободили, пожелав: пусть эта работа будет в конкурсе. Баурджан Момыш Улы – очень неординарная, очень неоднозначная фигура в истории Великой Отечественной войны. Мы, казахстанцы, знаем о нем, это – наш герой, наш соотечественник, человек из дивизии Панфилова. Придя с войны в звании подполковника, он закончил академию Генерального штаба, какое-то время работал в войсках, а потом его убирают в запас с такой примерно формулировкой, что он не вояка до мозга костей, и ему лучше заниматься писательством. То есть он оказался выброшен из привычной среды, и ему надо было искать себя, не проявлять слабость. И мы нашли фонограмму записи его выступления в Союзе писателей, где он кричал: «Я полковник в отставке, но я не гражданин в отставке!».

Картина выстроилась на трех главных персонажах - Баурджане, Дмитрии Федоровиче Снегине, тоже писателе и тоже панфиловце, и историке-подполковнике. В разговорах Снегина все время проскальзывала фраза: «Да полюбите вы моего Баурджана таким, каким я его знал, каким я его любил, каким я его встретил и проводил из этой жизни», - отсюда и название фильма. И еще скажу об историке-подполковнике, которого мы нашли. Он критически относится к Баурджану, и в нашем фильме он по бумажкам показывает, что вся слава Момыш Улы – в одном месяце жизни у генерала Панфилова. Но даже этот историк не мог отвергнуть тот факт, что в 1936 году, когда вся страна рукоплескала проекту сталинской Конституции, Момыш Улы написал, что он не знает, как она будет работать, может быть, она будет хорошая, но он в этом не уверен. То есть он не встал в общий хор, и у нас есть образ льва, который сидит в клетке и своим рыком пытается перекрыть звучание хора.

Вообще неигровое кино интересно тогда, когда в нем присутствует личность неординарная, тем более, когда она проявляет себя на пике каких-то событий. И вот получилась история про такого неординарного человека, тираж книг которого – восемь миллионов, и одна из его фраз: «На том свете наш опыт никому не нужен, о том, что мы пережили, я хочу рассказать на этом…». И, конечно же, безумно одинокого. Рефреном через всю нашу картину проходит гениальный кадр, случайно найденный нами в хронике: военная Москва, и идет по улицам с винтовкой наперевес одинокий солдат…»

 

 

 

 

 

«Золотая нимфа» Монте-Карло

 

7 июля 2006 года в Российском информационном агентстве «Новости» состоялась пресс-конференция Евразийской Академии Телевидения и Радио (ЕАТР), посвященная итогам 46-го Международного фестиваля телевизионных фильмов в Монте-Карло (Монако). Евразийская Академия представила в конкурсную программу этого фестиваля по различным его номинациям 40 работ из стран Евразии. Одна из этих работ – телевизионный фильм «Апокриф: музыка для Петра и Павла» - удостоена высшей награды фестиваля в номинации «Игровые мини-сериалы» - «Золотая нимфа».

На пресс-конференции были представлены обладатели «Золотой нимфы» - создатели фильма «Апокриф»: продюсер Галина Мельник, актеры Андрей Савостьянов, Дарья Михайлова, Александр Олешко, Алексей Маклаков.

Телефильм «Апокриф» посвящен малоизвестному периоду жизни великого русского композитора Петра Ильича Чайковского – не в момент его триумфа и славы, как мы привыкли его видеть – канонически седовласым гением с мировой известностью, а еще молодым и неуверенным в себе человеком, но уже творцом.

Действие фильма происходит в маленьком провинциальном городке Каменка. Сюда, в усадьбу помещиков Давыдовых, на протяжении десятка лет приезжал отдыхать Петр Ильич. Его сестра Саша была замужем за одним из братьев Давыдовых. В то лето, когда развертывается действие фильма, Чайковский привез в качестве подарка местной церкви Петра и Павла свое духовное музыкальное сочинение «Благообразный Иосиф».

Фабула сценария охватывает несколько дней, во время которых Чайковский репетирует в церкви своего «Иосифа». Но во время утренней службы, когда произведение должно быть исполнено, хор вступает не в такт, и Чайковский в ужасе убегает из церкви, так и не появившись в усадьбе Давыдовых. Он пропал. Его ищут, и семья начинает подозревать самоубийство…

Обычно центром биографического фильма является его выдающийся герой. В картине «Апокриф: музыка для Петра и Павла» предпринята обратная попытка – показать Чайковского через домашний круг его родственников, идущих на жертвы во имя спокойствия и творчества любимого Петеньки. Часто в ущерб себе, в ущерб привычкам и заведенному укладу жизни.

«Апокриф» создан по сценарию Юрия Арабова, лауреата многих отечественных и международных премий. Ю.Арабов доверил свой сценарий о Чайковском выпускнику Российской академии театрального искусства Аделю Аль-Хададу, актеру и режиссеру. Сын арабского ученого и русской матери, Адель с большой ответственностью относится к творческим задачам, которые ставит перед ним кинематограф России – страны, где он живет и работает. Фильм «Апокриф» - его дебют как режиссера-постановщика.

«Картина изначально задумывалась не как коммерческий проект», - рассказывает Адель Аль-Хадад об «Апокрифе». Она задумывалась как работа, «способная заинтересовать думающую часть зрителелей».

В картине снялись звезды и дебютанты российского театра и кино: А.Филозов, Д.Михайлова, А.Маклаков, А.Олешко и другие. Роль Чайковского сыграл молодой актер Андрей Савостьянов.

Ведущий пресс-конференции – Первый вице-президент ЕАТР Валерий Рузин отметил, что успех картины «Апокриф» - не первый случай, когда представленная Евразийской Академией программа демонстрировала высокий профессиональный уровень и получала высшие награды в международных творческих конкурсах.

Показательна работа ЕАТР с телефильмами, которые предлагаются для участия в конкурсных программах международных фестивалей. Фильм «Апокриф» обратил на себя внимание еще на VIII Евразийском Телефоруме в 2005 году, когда получил здесь приз «За лучшее изобразительное решение». А затем последовало его выдвижение на конкурс 46-го Международного фестиваля телевизионных фильмов в Монте-Карло.

При этом, как заметила, выступая на пресс-конференции, директор международных проектов ЕАТР Людмила Бакеева, важно было определить ту конкурсную программу, куда должен быть включен посланный на фестиваль фильм. Так в ЕАТР было принято решение: представить «Апокриф» на телевизионном фестивале в Монте-Карло в номинации «Игровые мини-сериалы», что как раз и отвечало специфике фильма.

Не связанный с коммерческим кино, «Апокриф», бесспорно, заслуживает внимания серьезных, мыслящих телезрителей. И вполне правомерно звучали на пресс-конференции вопросы о том, где можно увидеть картину о Чайковском, завоевавшую «Золотую нимфу» в Монте-Карло. На эти вопросы ответила продюсер фильма Галина Мельник. Она надеется, что в ближайшее время «Апокриф» будет показан на одном из каналов TV. Кроме того, этот фильм выйдет к любителям киноискусства на диске DVD.