ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" |
|||||||||||||||||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 1 (102) 2008г. | СТОЛИЦА | НАСЛЕДИЕ | ЖУРНАЛЫ | ИНТЕРНЕТ | ПРЕСС-КЛУБ | ПРИЗВАНИЕ |
ПОЗИЦИЯ | НАБЛЮДЕНИЯ | ТВ-МНЕНИЕ | МЕМУАРЫ | ГЛУБИНКА | ХРОНОГРАФ | МОДА | СЛОВО |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2007 |
На вопросы ведущего программы «Пресс-клуб» на Радио 92 FM «Говорит Москва» Алексея Дорохова 5 октября 2007 отвечал культуролог, публицист, главный редактор газеты «Информпространство» Евгений Бень.
«Информпространство»: лицо газеты — 2007 |
- Сегодня мы будем говорить о газете «Информпространство». Эта особое издание. Точно я сказал — особая газета «Информпространство»?
- Хочется надеяться, что особая. Да и реально она занимает особое местоположение в пространстве российских СМИ, хотя бы потому что выходит в двух версиях. К тому же газета самоокупаемая. Мы живем без всяких инвестиций, мы самостоятельное издание.
- Самостоятельное — за счет чего?
- В газете, повторюсь, две версии: первая — строительно-промышленная версия деловой информации, способствующая развитию инфраструктуры строительно-промышленного комплекса Москвы и Московской области; и вторая — культурологическая, общественно-аналитическая, литературно-художественная. В таком виде мы выходим вот уже седьмой год. Недавно вышел 101-й номер, который мы считаем юбилейным, потому что он начинает отсчет второй сотни.
- Итак, версия «Живое слово» представляет культурологические, аналитические, философские и публицистические темы. Чем заполнена газета, 101-й номер которой мы представляем в эфире, отмечая, таким образом, ее юбилей?
- Принцип нашего издания, которому мы неизменно следуем на протяжении нескольких лет, заключается в том, что каждый его номер должен быть очень плотным, чрезвычайно насыщенным. Тот, что у вас в руках, посвящен теме «Человек между прошлым и будущим», в широком смысле затрагивающей как российские, так и глобальные проблемы. Здесь самый широкий спектр тем — от неожиданного подхода Бориса Режабека к проблемам ноосферы с новым видением идей Вернадского до 70-тилетнего юбилея главного раввина России Адольфа Шаевича, который осмысливает себя в мире, в сегодняшней России, рассуждает о месте евреев в современном мироустройстве.
- Первая страница этого номера газеты пугающе откровенна с точки зрения подачи материала: «Разговор с Лениным» с портретом Ленина в красных тонах. Вообще такие «разговоры» — по-моему, не очень популярны для абсолютного большинства москвичей. Если я не прав, опровергните меня.
- Мои размышления под рубрикой «Шоу-мистерия» с названием «Разговор с Лениным» возникли странным образом. Ее «герой» — одна из тех фигур, которые еще с брежневских времен, с 70-х годов, были для меня, мягко говоря, неприемлемы, а по большому счету, — презираемы. К ним относится Владимир Ульянов. Тем не менее, в последние годы, особенно в последние месяцы, я стал задумываться над тем, кем был Ленин на самом деле. И что в глобальном смысле означает его попытка переустройства мира? Как бы Ленин реагировал на происходящее через много десятилетий после того, как ушел из жизни? И как бы он оценил свой путь? Это своеобразная попытка анализа. И в то же время — мистерия. Во всяком случае, я думаю, что обращение к Ленину как к персонажу истории не безынтересно.
Часто говорят, что самодержавная Россия, Россия до 1917 года — это идеал современной перспективы развития нашей страны. Такие суждения высказывались, например, в недавней программе «К барьеру» на НТВ. Марк Урнов в диалоге с Быковым сказал, что для него наиболее интересный период в отечественной истории — Российская империя накануне 1917 года, поскольку, мол, в нем был заложен целый спектр различных перспектив. А я думаю, что революция 1917 года — не случайное событие, она была исторически закономерна, хотя бы потому что в стране 76% людей были абсолютно неграмотны, 87% женщин были неграмотными, а расписываться умели всего около 25% населения. Остальные вообще не умели читать. Коррупция достигла апогея. Россия жила экспортом энергоресурсов и сельхозпродукции. В такой стране созрела ситуация, при которой, по выражению господина-товарища Ленина, низы уже не хотели, а верхи не могли ими управлять. Однако беда России ХХ века заключается в глубоко атеистической сущности ленинско-сталинского правления, которое оказалось неспособно изменить трагическую направленность российского пути. Этому и посвящена шоу-мистерия у нас в газете.
- Но это передовица, как раньше говорили, — первая полоса. Однако и дальше очень много противоречивых и на первый взгляд несовместимых друг с другом персонажей в этой газете. Например, главный раввин России. И — Магда Геббельс: эпизоды ее жизни и судьбы ее потомков. Не очень-то приемлемая фигура для обсуждения в нашей стране, и тем более в вашей газете. Или это вызов, публицистический эпатаж?
- Газета абсолютно не эпатажна. Геббельс — омерзительная, отвратительная фигура, как и изувер Гитлер, — несопоставимо более омерзительная, чем Ленин, на мой взгляд. В нашей газете мы говорим о своеобразной судьбе этой страшной женщины, потомки которой испытывают боль раскаяния. Парадокс ее жизни, ее судьбы состоит в том, что ее внук, которого зовут Хаим (он не внук Геббельса, а потомок Магды от другого человека) — офицер Армии обороны Израиля.
- Материалы в газете очень разнообразные. Чтобы газета была такой интересной, а иногда и парадоксальной, она должна оставаться свободной, самоокупаемой, не так ли? Как вы этого достигли?
- Это очень важная и интересная для меня тема… Когда-то я начинал свой путь как журналист и литератор в качестве редактора в журнале «Наше наследие», где вел отдел литературы и философии. Затем работал в газетах «Куранты», «Сегодня», был главным редактором «Накануне» — культурологического и общественно-аналитического издания. Потом наступили сложные времена — середина 90-х годов. В 97-м году меня пригласили в рекламное издательство, — думал пересидеть там лето. И там я понял технологию рекламы: как работают рекламные издания, за счет чего они существуют. Около четырех лет был главным редактором «толстого» строительно-промышленного журнала, известного в то время, вместе с которым удалось удержаться на плаву после дефолта. А затем пришла идея: почему бы не создать издание в двух версиях — Деловой информации и Живого слова. И поэтапное, постепенное развитие на протяжении вот уже почти шести с половиной лет свидетельствует: такой подход оказался целесообразным. И более того, если бы мы издавали только строительно-промышленную версию без версии «Живого слова», едва ли это стало более рентабельным предприятием, чем два наших варианта.
С газетой «Информпространство» сотрудничают серьезные писатели, литературные критики, публицисты Римма Казакова, Владимир Радзишевский, Александр Воронель, многие другие. Наши авторы живут не только в России, но и в США, Канаде, Израиле.
- Ваше неприятие «желтой» прессы очевидно. Более того, газета «Информпространство» — своеобразный антипод «желтой» прессе, ее противник. В связи с этим вопрос: вот я раскрываю цветной разворот, а там все те же самые персонажи, которые постоянно мелькают перед глазами: Ксения Собчак, Лолита Милявская, Алла Борисовна Пугачева и так далее. Неисчерпаемый материал для вашей критической энергии дают сами «звезды» и «звездочки», которые обитают в «желтой» прессе и на телевидении. И вы без них не можете, очевидно?
- Мы впервые обратились к телевизионной теме сквозь призму самих персонажей нашего телевидения, к сожалению, не только «пожелтевшего», но за последние год-два склоняющегося к «чернухе». Нас не интересуют досужие интерпретации жизни «звезд» и дутые скандалы. Мы заговорили о шоу-бизнесе с тем, чтобы показать патологическую технологию продвижения одних и тех же фигур, в которые вкладываются сумасшедшие деньги. Этому посвящен разворот Артура Кангина, известного телесценариста. Это его мнение о ненормальном положении, которое сейчас сложилось на центральных телеканалах.
- Главный раввин России Адольф Шаевич на ваших страницах. В чем главный пафос, в чем цель этой публикации? Что он хотел сказать, и что вы хотели сказать своей аудитории этим интервью?
- Семидесятилетие главного раввина России, человека, который стоит во главе российских евреев уже четверть века, нельзя обойти молчанием. Кроме того, еврейская тема очень важна и актуальна сегодня. Мимо нее невозможно пройти ни в России, ни в Европе, ни в США. Ей уделяют значительное внимание мировые СМИ. Государство Израиль, хотим мы этого или нет, часто появляется на телеэкранах десятков стран, и не только в контексте ближневосточной политики. Главный раввин России Адольф Соломонович Шаевич в своем интервью размышляет о том, насколько евреи выполняют функцию, заповеданную им Всевышним. И приходит к выводу, что на самом деле — не выполняют, поскольку, к сожалению, своим присутствием, как и другие народы, населяющие Россию, далеко не всегда озаряют мир, не всегда способствуют его просветлению. Тем не менее, не все еще потеряно, наша цивилизация еще не закончила свое существование, и у человечества есть еще шанс улучшить, усовершенствовать наш мир.
- Наша передача сегодня была посвящена газете «Информпространство», изданию разнообразному, полемичному, затрагивающему очень разные темы, иногда, на первый взгляд, полярные, в то же время объединенные серьезным философским осмыслением проблематики.