ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" | ||||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 10 (111) 2008г. | ГЕОПОЛИТИКА | ПУЛЬС | ВЕХИ | ЛИЦА | ДАТЫ | МИР |
ДИАЛОГИ | СУДЬБЫ | СТОЛИЦА | ОКНО | СЛОВО | РАЗМЫШЛЕНИЯ | ИСТОРИЯ |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2008 |
Дорогие коллеги!
Прошло пять месяцев после скоропостижной кончины Риммы Федоровны Казаковой, замечательного поэта и общественного деятеля, Первого секретаря Союза писателей Москвы. 5 июня я был избран ее преемником. Для меня это не только честь, но и большая ответственность, которая диктует это обращение к вам.
Реальное состояние дел в Союзе таково, что требуются экстраординарные меры для налаживания нормальной творческой деятельности. Без активной работы Секретариата, избранного в феврале этого года, без усилий писателей, группирующихся вокруг руководства, добиться нужных результатов невозможно.
Прежде всего я столкнулся с элементарными организационно-материальными проблемами. До сих пор из-за непрофессионального оформления документов мы не зарегистрировали ни измененный в июне Устав, ни мое право на подпись под финансовыми документами. Только с третьего захода и с финансово-юридической помощью Фонда С.А.Филатова удалось сдвинуть ситуацию с мертвой точки. За последние годы вышло много распоряжений и административных инструкций, касающихся статуса общественных организаций, и разобраться в них без юридического обеспечения крайне затруднительно.
Надеюсь, что, преодолев это первое препятствие, мы приступим к штурму остальных. Существование Союза писателей Москвы фактически без помещения, без строгой регистрации его членов, без, пусть и малочисленного, но аппарата на постоянной основе с прозрачной отчетностью, считаю немыслимым. Соответствующие меры уже предприняты нами, но о результатах пока говорить рано.
Беседы, контакты с руководством Министерства культуры Российской Федерации, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Комитета по культуре Москвы позволяют надеяться на реальную поддержку с их стороны. Но для этого совершенно необходимы точное планирование нашей работы, своевременное включение в конкурсы для получения грантов, грамотные сметы и четкие отчеты. Союз нуждается в укреплении менеджерского звена. Такова жизнь, ничего не попишешь. Большую помощь в этом плане оказывает и будет оказывать Председатель СПМ и Президент влиятельного Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ С.А.Филатов.
Все лучшее и полезное, что делалось именем и бескорыстным энтузиазмом Риммы Казаковой, ее соратниками, должно быть сохранено и продолжено: декабрьское совещание молодых в Переделкине, фестиваль детской литературы имени Корнея Чуковского, проведение в ЦДЛ “литературных гостиных”, вечера одного стихотворения, присуждение ежегодной премии “Венец”, текущая работа с литературной сменой, зарубежные контакты, привлечение спонсоров и пр. Необходимо сохранить хороший журнал “Кольцо “А” (гл. редактор Т.В.Кузовлева), укрепить редакцию “Литературных вестей”, создать полноценный, содержательный интернет-сайт.
Напомню, что комиссия по наследию Р.Ф.Казаковой и Секретариат союза приняли решение о присуждении ежегодной премии имени Риммы Казаковой молодому московскому поэту.
Далее. Секретариат создает пять секций, приглашая для работы в них актив СПМ. Это — творческая, организационная, информационно-издательская, по международным связям и по работе с молодыми. Уже намечены и будут обнародованы имена руководителей названных направлений. Это не бюрократическая причуда, а попытка правильно распределить наши общественные силы. Особое внимание следует уделить восстановлению связей с писателями СНГ и Балтии. Пока еще живы люди и прежние творческие, в том числе переводческие, контакты.
Для чего все наши усилия? Не ради же них самих. Зачем нужен Союз писателей Москвы? Каково его место в системе общественных организаций столицы и России? Без публичного обсуждения этих вопросов наша деятельность теряет смысл.
Скажу сразу: политическая, идеологическая составляющие не должны в СПМ превалировать над культурно-творческими интересами. Сегодня не 1991 год. Но демократическая направленность, конечно, остается неизменной. Банально, но писатели делятся на талантливых и не очень, на сервильных, радостно обслуживающих каждую новую власть, и принципиальных, следующих своим личным мировоззрениям и художественным убеждениям. Мы уважаем дар, и если спорим, то не с людьми, а с их заблуждениями.
И будем работать в тех границах, которые создали сами. И думать о том, как облегчить и сделать более насыщенной жизнь членов нашего Союза. Совместно с единым Московским литфондом, возглавляемым Л.Н. Мережко, мы обязаны выработать программу помощи нуждающимся писателям, включая медицинское и пенсионное обеспечение, систему небольших ссуд и льготных путевок в дома творчества.
Новая власть не уважает писателей. Их слишком много, и неизвестно, чего от них ждать. Государственное кормление закончилось. Господин рынок диктует свои права. Масскульт разрушает иерархию художественных ценностей. В этих условиях Союз должен защищать права своих членов, основываясь на внятных критериях качества и направленности таланта.
Как это сделать? Трудно сказать. Во всяком случае, необходимо формировать общественное мнение, используя СМИ, телевидение, интернет. Встречи с читателями и публичные выступления. Издательскую поддержку молодых. И постоянно помнить, что мы — Москва и должны работать в контакте с правительством столицы и городскими законодателями, которых надо просвещать в свою пользу. И помогать им, когда требуется, своим профессиональным и общественным авторитетом и опытом.
У нас в Союзе собраны имена, известные не только читающей России, но и за ее пределами. Вот у них тоже не худо бы руководству СПМ завоевать доверие. Это не так просто. Отношение наших “классиков” ко всякого рода союзам подорвано и приближается к плёвому. Но, господа, без гражданского общества нам каюк! И творческая интеллигенция должна понимать это прежде других.
И последнее, рабочее: идеи идеями, но ежегодные взносы тоже надо платить (300 руб.). Иначе мы не сможем обеспечить канцелярию, переписку, оформление всякого рода документов, скромные насущные расходы под бдительным оком ревизионной комиссии. Прошу всех выполнить в самое ближайшее время свой уставной долг.
Дорогие друзья, откликнитесь. Ждем ваших предложений и по содержанию работы, и по кадровым сюжетам. Предложения уже поступают. Будем постепенно готовиться к конференции, где заявим о программе и целях нашей региональной организации.
Верим друг в друга и потому существуем.
На излете лета на 93-году ушла из жизни старейшая писательница Анна Витальевна Вальцева. Ее творчество своей правдивостью, гуманностью и тонкой наблюдательностью плохо укладывалось в прокрустово ложе соцреализма. Именно по этой причине в суровые для литературы времена за публикацию повести «Квартира № 13» был снят главный редактор журнала «Москва». «Писатель самобытный, никого в нашей жизни не повторяющий» — писал о ней Александр Борщаговский. Автор многочисленных повестей, рассказов, романов, в том числе наиболее известного — «Счастливый человек» — о судьбе художника, Анна Витальевна Вальцева была наделена, помимо писательского таланта, еще и не менее щедрым даром собирания вокруг себя многих замечательных людей — артистов, врачей, художников, деятелей науки, коллег по перу.
Жизнь ее продолжается в книгах, в памяти всех знавших ее, в сердце ее многолетнего и преданного друга — поэта-фронтовика Бориса Дубровина.
Легкого полета светлой душе…
Татьяна Кузовлева, Кирилл Ковальджи