ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО" |
||||||||||||||||||||
АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА |
ГЛАВНАЯ | АРХИВ АНТОЛОГИИ ЖИВОГО СЛОВА | АВТОРЫ № 12 (101) 2007г. | ШОУ-МИСТЕРИЯ | ЧЕЛОВЕК | СТОЛИЦА | СРЕДА | ИДОЛЫ | СУДЬБЫ |
ТВ-МНЕНИЕ | ПУТИ | НЕКРОПОЛЬ | ТРАДИЦИИ | ИНТЕРПРЕТАЦИЯ | ЭКОЛОГИЯ | СЛОВО | ПУТЕШЕСТВИЯ |
|
Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"Copyright © 2007 |
Идея о Ноосфере — «Сфере Разума», закономерно возникающей как высшая стадия эволюции Биосферы, ассоциируется в первую очередь с именем великого русского учёного В. И. Вернадского. Он является общепризнанным создателем учения о Биосфере, которое во второй половине ХХ века обрело статус научной теории и завоевало общее признание мировой науки.
С учением о Ноосфере дело обстоит сложнее.
Идеи Вернадского о ноосфере разбросаны по многим его сочинениям, но законченного труда, в котором представления о ноосфере были бы изложены с такой же полнотой, как о биосфере, нет. Поэтому существует несколько пониманий термина «ноосфера» и его содержания, и формирование научных основ ноосферы ещё далеко не закончено. Ноосферология — это новая наука, возникающая в наши дни, которая может (а по убеждению многих, и должна) стать основой нового мировоззрения, способного определить место и роль человечества во Вселенной и направление его эволюции.
О космической роли человечества В. И. Вернадский стал размышлять еще в конце 80-х годов XIX века. Изучение закономерностей процессов перемещения химических элементов в геологических оболочках — литосфере, гидросфере и атмосфере — привело его к созданию новой науки — геохимии. В 1923 году, читая лекции по геохимии в Сорбонне, Вернадский впервые обосновал идею о том, что человечество стало самостоятельной геологической силой, влияние которой на перемещение элементов в геологических оболочках земли огромно. Лекции Вернадского, изданные в Париже в 1924 году, привлекли внимание двух замечательных французских мыслителей — математика и философа Эдуарда Ле Руа (1870-1954) и его друга, палеонтолога, профессора кафедры геологии Католического университета в Париже, член ордена иезуитов Мари Жозефа Пьера Тейяра де Шардена (1881-1955).
Оба учёных были увлечены идеями А. Бергсона о творческой эволюции, популярными в начале ХХ века. В 1928 Э. Ле Руа в книге «Происхождение человечества и эволюция разума» писал: «Начиная с человека, эволюция осуществляется новыми, чисто психическими средствами: через промышленность, общество, язык, интеллект и т. д., и, таким образом, биосфера переходит в ноосферу». Здесь впервые был предложен термин «ноосфера». Он широко используется в главной работе Тейяра «Феномен человека». В. И. Вернадский с присущей ему скромностью писал позже: «Я принимаю идею Леруа о ноосфере. Он развил глубже мою биосферу».
Наряду с термином «ноосфера» для обозначения всей совокупности процессов, связанных с разумной деятельностью человека на планете, предлагались также термины «Интеллектосфера» (А. Гумбольдт), «Техносфера» (А. И. Ферсман), «Пневматосфера» (П. В. Флоренский), «Семиосфера» (Ю. М. Лотман). Однако именно термин «ноосфера» оказался наиболее содержательным и перспективным.
Существует ли ноосфера, как объективное явление, или же это некая абстрактная игра ума? Отвечая на этот вопрос, сразу же надо разъяснить часто встречающееся недоразумение, связанное с тем, что в термин «ноосфера» разные авторы вкладывают различный смысл.
Во-первых, ноосферу можно определить, аналогично биосфере как географическую оболочку земного шара, в которой основную роль играют превращения вещества, энергии и информации, связанные с деятельностью «человека разумного». В этом смысле ноосфера появилась одновременно с возникновением вида Homo sapiens и является предметом изучения, в первую очередь, естественных наук. Во-вторых, с термином «ноосфера» связывают проект (идеал) такой организации деятельности человека на планете, которая была бы в полном смысле слова разумной, обеспечивала бы оптимальную «коэволюцию» (Н. Н. Моисеев) биосферы и человечества. При этом подразумевается опора на гармоничное сосуществование различных культур и народов, «цветущее многообразие» (К. Н. Леонтьев), которое не менее важно для устойчивости ноосферы, чем разнообразие видов для биосферы. В этом смысле ноосфера находится в стадии становления, преодолевая в процессе своего формирования огромные трудности, возникая «в грозе и буре». Кроме этого, в массовом сознании существует некое эзотерическое представление о ноосфере как «ментальном поле», в котором вокруг Земли летают мысли всех людей. Эти представления связаны с примитивно-мифологическим типом бытового сознания и к научному пониманию ноосферы имеют очень отдаленное отношение.
Ф. Т. Яншина, глубокий исследователь наследия В. И. Вернадского, выявила в его трудах ряд положений, характеризующих условия ноосферной организации процессов на Земле:
1. Заселение человеком всей планеты.
2. Резкое преобразование средств связи и обмена информацией.
3. Усиление связей, в том числе политических, между странами Земли.
4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.
5. Расширение границ биосферы и выход в космос.
6. Открытие новых источников энергии.
7. Равенство людей всех рас и религий.
8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.
9. Свобода научной мысли и научного поиска от давления религиозных, философских и политических построений.
10. Эффективная система народного образования и жизнеобеспечения. Ликвидация возможности недоедания, голода и нищеты, сведение к минимуму болезней.
11. Разумное преобразование природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.
12. Исключение войн из жизни общества.
Условия 1-6 можно считать выполненными — на Земле не осталось мест, недоступных для человека; появилась общепланетная сеть независимых коммуникаций — интернет, новые средства переработки информации и усиления интеллектуальных возможностей человека — компьютеры. Объем горных пород, извлекаемых из глубин Земли всеми шахтами и карьерами мира, почти в два раза превышает средний объем лав и пеплов, выносимых ежегодно всеми вулканами Земли. Космос стал привычной ареной серьезных проектов. Возникают мощные международные общественные и политические структуры, способствующие объединению человечества. Человеку стали доступны совершенно новые источники энергии.
Выполнение условий 7-12 пока далеко от осуществления. Именно в этих областях будут протекать основные процессы, связанные с формированием ноосферы: в первую очередь, появление «человека действительно разумного», осознавшего своё место и назначение во Вселенной и умеющего быть повелителем, а не рабом своих животных потребностей. Речь идет не только о питании и сексе, но и властных амбициях, являющихся наследием биологических стадных инстинктов, связанных с определением иерархического положения в стае.
В отечественной мысли предтечами учения о ноосфере являются яркие и оригинальные мыслители — представители «русского космизма». Это в первую очередь Николай Фёдорович Федоров (1828-1903), религиозные философы Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900), Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944), Павел Александрович Флоренский (1882-1937), Николай Александрович Бердяев (1874-1948), последователи Н. Ф. Фёдорова Александр Константинович Горский (1886-1943) и Николай Александрович Сетницкий (1888-1937), Валерьян Николаевич Муравьёв (1885-1932); естествоиспытатели Сергей Андреевич Подолинский (1850-1891), Николай Алексеевич Умов (1846-1915), Константин Эдуардович Циолковский (1858-1935), Александр Леонидович Чижевский (1897-1964), Николай Григорьевич Холодный (1882-1953), Василий Фёдорович Купревич (1897-1969). В этом же ряду, безусловно, стоит и имя В. И. Вернадского.
Ноосфера имеет трехчастное строение:
Техносфера, объединяющая все средства переработки энергии и вещества, транспорт и коммуникации, созданные совокупной мыслью человечества. Социосфера, включающая всю совокупность отношений между людьми и общественными структурами, вплоть до межгосударственных отношений. Идеосфера — сфера идеальных продуктов деятельности человечества, таких как искусство, наука, религия, мифологические формы сознания. Расмотрим эти три части поподробнее.
ТЕХНОСФЕРА, которую некоторые авторы, в особенности одержимые «ноофобиеей» — страхом перед Разумом — отождествляют с ноосферой, интенсивно развивается начиная со времен английской промышленной революции XVIII века, породив индустриальное общество XIX-XX веков и на наших глазах создавая основы нового информационного общества. В этой области человечество ещё ждут яркие открытия. Уже создан плацдарм для освоения термоядерной энергии. В отличие от атомной, она использует энергию синтеза, а не распада ядер, экологически несравненно более чистую, чем атомная энергия и к тому же практически неисчерпаемую. Используются солнечная энергия, водородная энергетика (дающая при сгорании водорода вместо вредных выбросов — чистую воду). Появляются совершенно новые виды транспорта — например, экранопланы, электромобили, в том числе, питающиеся солнечной энергией, «струнные системы» Юницкого и многое другое. Огромную роль приобретают биотехнологии, вызывающие вместе с ожиданием победы над болезнями увеличение срока активной жизни человека, а также немалую тревогу в случае применения их в антигуманных целях. Главной задачей ноосферной техники является не «преобразование природы» и, тем более, не ее «покорение», а в первую очередь — «преображение техносферы», приведение ее в соответствие с требованием сохранить устойчивость биосферы и потребностями людей, причем не только физиологических, но и высших духовных потребностей, связанных с трудом и творчеством.
СОЦИОСФЕРА складывается из ряда форм, аналогичных биоценозам и биогеоценозам. Иерархия этих форм начинается с «элементарной ячейки» — семьи, включает такие общественные структуры, как церковь, армия, государство, системы здравоохранения и образования, различные отношения между физическими и юридическими лицами (формы владения, формы обмена) и, наконец, отношения между народами и государствами (торговля, культурные влияния, обмен в области науки и технологий, спорта, медицины, миграции населения и т. п.). Особенно важны для формирования ноосферы такие формы, в которых человечество учится объединять усилия в решении общих задач — в борьбе со стихийными бедствиями, терроризмом, в совместных космических, культурных и образовательных программах, создании общепланетарных движений и политических организаций. В области анализа социосферы с точки зрения ноосферологии сделано ещё очень мало. Но уже очевидно, что главный кризис сегодня — это дефицит Разума, остро проявляющийся в экологических, экономических и политических проблемах современности.
Приведу лишь простой пример безумия современной экономической деятельности в общепланетном масштабе. Сегодня на планете Земля проживает 6 миллиардов людей. Оборот наркотиков составляет сотни миллиардов долларов в год, приближается к триллиону. В то же время для того, чтобы обеспечить здоровье 100 миллионов детей из расчёта 100 долларов в месяц достаточно десятой доли этой суммы — чуть побольше затрат на гольф (75 миллиардов долларов в 1998 году) и чуть поменьше, чем на пиво.
На планете ведутся войны, весьма выгодные с точки зрения экономической, но абсолютно неприемлемые с точки зрения ноосферы — как между странами, так и между гражданами этих стран.
ИДЕОСФЕРА — это совокупность всех типов мысли, созданных человечеством на протяжении нескольких тысячелетий его существования.
Наибольшие проблемы в становлении ноосферы сегодня лежат именно в этой области в связи с претензией фундаменталистов всех типов на монопольное «обладание истиной» в тех областях, где речь может идти только о выборе типа мировоззрения.
Серьезное научное исследование систем, составляющих в совокупности ноосферу, фактически только начинается в XXI веке, хотя предпосылки для этой работы уже созданы в трудах многих выдающихся учёных и мыслителей. Большой вклад в ноосферологию внес Никита Николаевич Моисеев (1917-2000), посвятивший этой теме множество статей и шесть монографий. Н. Н. Моисеев активно развивал идею о «коэволюции человека и биосферы», которую высказал замечательный русский учёный Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский в лекциях в ВЦ АН СССР в 60-е годы. Менее известен, но не менее значим вклад в ноосферологию одного из «русских энциклопедистов» Побиска Георгиевича Кузнецова (1924-2000), создавшего вокруг себя школу ярких мыслителей, чьи работы продолжают и развивают его идеи. Более того, П. Г. Кузнецов смог воодушевить идеей ноосферы и учением В. И. Вернадского крупного американского мыслителя и общественного деятеля, физика и экономиста Линдона Ларуша, опубликовавшего в США первую книгу, посвящённую экономике ноосферы.
Ноосферное мировоззрение исходит из представлений об особой роли человека во Вселенной как единственного (в плане современного научного видения) носителя разума и стремится выработать формы диалога между людьми разных культурных традиций, национальностей, религиозных конфессий и гендерных отличий.
Оно опирается на
1) науку, точно знающую пределы своей применимости и основанную на идее ответственности человека за планету, на которой он живёт;
2) философию, готовую подвергать сомнению всё, что угодно, но только ради установления истины (постмодернисткие концепции, принципиально отказывающиеся от категории истины, противостоят ноосферному мировоззрению);
3) религию, освобождённую от агрессивного фундаментализма и позволяющую человеку выбирать близкие ему представления о смерти, бессмертии, душе и духе среди найденных человечеством ответов. Атеизм, в особенности «воинствующий», является одной из форм фундаментализма, ничуть не менее опасной, чем фундаментализм исламский, иудейский или христианский.
Мировоззрение Вернадского, исходящее из того, что наука, религия и философия суть три независимые формы Разума, каждая из которых предназначена для решения своих задач, плохо вписывалась в рамки «единственно верного» учения диалектического материализма. Эти идеи Вернадского стали доступны советским читателям, лишь начиная с конца 60-х годов. Его главное сочинение, связанное с ноосферной проблематикой, «Научная мысль как планетное явление», написанное в 1936 году стало доступным читателю лишь в 1988-м. В 80-е годы ноосферное движение в СССР, а в 90-е в России активно развивается. Ноосферные идеи проникают в сознание политических деятелей и руководителей регионов. Библиография работ по ноосфере насчитывает уже тысячи наименований.