ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2010

 

Финал театрализованного гала-концерта к 120-летию С. Михоэлса

Елена Солопова



Чтоб мир переменился иль погиб…

15 марта 2010 года на сцене Московского драматического театра на Малой Бронной театрализованным гала-концертом «Свет блуждающей звезды» открылся Х Московский Международный фестиваль искусств им. С. Михоэлса, посвященный 120-летию со дня его рождения. Театрализованный гала-концерт предваряло торжественное открытие мемориальной таблички на бывшей гримерной народного артиста СССР Соломона Михоэлса. В здании Театра на Малой Бронной с 1921 по 1951 год находился Государственный еврейский театр, служению которому его художественный руководитель Соломон Михоэлс отдал 30 лет жизни. Волею судьбы или провидения бывшая гримерная Михоэлса уже долгие годы принадлежит другому народному артисту СССР – Льву Дурову.

К 120-летию выдающегося мастера Международным культурным центром им. С. Михоэлса были изготовлены памятные медали, которые торжественно вручили известным мастерам культуры и общественным деятелям за творческий и личный вклад в сохранение и развитие еврейской и многонациональной культуры России.

Творчество Соломона Михоэлса было высоко оценено современниками. Его искусством восхищались Маршак и Эренбург, Козловский и Москвин, Немирович-Данченко и Завадский, Шагал и Эйнштейн, Поль Робсон и Чарли Чаплин… Творческая палитра Михоэлса простиралась от Шекспира до Шолом-Алейхема. А Тевье-Молочник и Король Лир в его трактовке навсегда вошли в сокровищницы мирового театрального искусства ХХ века. Подтверждение тому – слова известного английского режиссера и драматурга Гордона Крэга: «Теперь мне ясно, почему в Англии нет настоящего Шекспира в театре. Потому что там нет такого актера, как Михоэлс. …Какие бы похвалы ни были сформулированы по адресу актера Михоэлса, это не будет преувеличением».

Образы, созданные Михоэлсом на сцене, отразили всю многогранность народного характера, а в реальной жизни сделали его подобно Тевье-молочнику «делегатом еврейского народа». Невероятная популярность Михоэлса среди широких еврейских масс превратила артиста в яркого народного Представителя.

Трудно переоценить сделанное Соломоном Михоэлсом на посту председателя Еврейского антифашистского комитета в годы Второй мировой Войны. В 1943 году совместно с поэтом Ициком Фефером Михоэлс совершил поездку по США, Канаде и Великобритании, собрав миллионы долларов в поддержку советской армии, чем немало способствовал открытию Америкой Второго фронта в 1944 году.

Закончилась война, и в конце 1947 года под руководством «вождя народов» был составлен безжалостно циничный план методичного уничтожения еврейской культуры и ее деятелей. Первой жертвой тщательно подготовленной кровавой расправы стал Соломон Михоэлс. Его, как и многих других, не спасли ни высокие государственные звания, ни многочисленные награды. Король еврейской сцены представлялся пешкой в очередной разыгранной «вождем» партии. В ночь на 14 января 1948 года «колеса сталинского режима» раздавили Соломона Михоэлса. Заказные статьи партийных газет завершили начатое, сделав из Михоэлса «агента шпионско-террористической организации Джойнт» и предав его имя забвению на долгие десятилетия.

Когда-то выдающийся современник Михоэлса Иван Козловский сказал о своем друге: «Трагичным он был в искусстве, трагедию всколыхнул и своей смертью. Но духовное его значение и величие живут». Подлинным доказательством этих слов стала более чем 20-летняя деятельность Международного культурного центра имени Соломона Михоэлса.

Рассказывает генеральный директор Центра народный артист России Михаил Глуз: «Открытие Центра 12 февраля 1989 года явилось сенсационным и имело колоссальное общественно-политическое значение. Долгие годы железный занавес тоталитарного государства препятствовал созданию организации, которая носит имя выдающегося еврейского актера и антифашиста. Официальные советские власти тогда отметили открытие Центра молчанием, зато приветствия прислали Госсекретарь США Джордж Беккер, премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, премьер-министр Австралии Роберт Хоук, премьер-министр Израиля Ицхак Шамир, президент Всемирного еврейского конгресса Эдгард Бронфман и многие другие».

Несмотря на все сложности, за время своего существования Центр организовал более 500 культурных программ и крупнейших международных проектов. Важнейшие из них – Международный общественно-культурный марафон «Из России с Любовью» (США, Израиль, Россия); Международная встреча ветеранов с участием ветеранов войны из 12 стран мира и СНГ; Всероссийский общественно-культурный марафон «Мы снова вместе!» в Центрах федеральных округов РФ; Международный антитеррористический марафон «Да будет мир!» (Россия – США – Израиль – посольства стран «Большой восьмерки» в Москве).

Историческим возвращением имени великого актера и его творческого наследия стали московские Международные фестивали искусств им. С. Михоэлса. Накануне 50-летия со дня гибели Михоэлса ведущие деятели культуры страны поддержали идею проведения Международного фестиваля искусств его имени. Инициатором проекта стал Международный культурный центр им. С. Михоэлса. Известные актеры, режиссеры, музыканты, писатели, среди которых Мстислав Ростропович, Евгений Евтушенко, Галина Уланова, Людмила Касаткина, Игорь Моисеев, Михаил Ульянов, Тихон Хренников, Марк Захаров, Иосиф Кобзон, Армен Джигарханян, Юрий Башмет и другие, обратились к президенту, премьер-министру и мэру Москвы с просьбой поддержать проведение международного фестиваля.

С января 1998 года Фестиваль проходит под патронажем президента РФ и является крупнейшим международным творческим форумом. В Фестивалях, проходящих на лучших театральных и концертных площадках Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и Израиля приняли участие более 2000 лучших коллективов и исполнителей из России, США, Израиля, Германии, Франции, Великобритании, Австрии, Италии, стран СНГ и Балтии. Сотни тысяч зрителей стали участниками разнообразной программы Фестивалей, включающей в себя театрализованные гала-концерты, премьеры спектаклей, вечера классической музыки и балета, показы уникальных кинематографических работ, выставок. Частью фестивальных программ стали Международные михоэлсовские чтения, организованные Российской государственной библиотекой по искусству совместно с МКЦ им. С. Михоэлса. Многожанровость, как и многонациональность, традиционно присущие духу Фестивалей, сделали их символом непрерывающейся нити многонациональной культуры.

В день 120-летия Михоэлса, благодаря творческим усилиям художественного руководителя, главного режиссера МКЦ и Фестиваля им. С. Михоэлса, заслуженного деятеля искусств России Ирины Горюновой на одной сцене встретились представители разных поколений, разных стран и культур. «Сегодня, как никогда, нам нужна эта встреча, – говорит Ирина Горюнова, – чтобы «блуждающая звезда» Соломона Михоэлса не погасла».

В еврейской традиции принято пожелание жизни до 120-и лет. Соломон Михоэлс не дожил и до 60. Но не плачем по трагически погибшему, а благодарностью за то, что он жил и творил, оставив нам неповторимое творческое наследие, был пронизан театрализованный гала-концерт. Со сцены театра, которым долгие годы руководил Михоэлс, его поздравили с юбилеем прославленные мастера культуры, среди которых народные артисты СССР Владимир Андреев, Лев Дуров, Иосиф Кобзон; народные артисты России Геннадий Хазанов, Леонид Каневский, Михаил Глуз, Александр Левенбук; лауреат международных конкурсов скрипач Саня Кройтор (Израиль); заслуженные артисты России Нина Шацкая, Виталий Псарев, Яков Явно (живет в США), обладатель Большой золотой медали Парижского квадриеннале Рафаэль Циталашвили, театральные и хореографические коллективы.

Документальные фрагменты из воспоминаний жены Михоэлса Анастасии Потоцкой, дочери Сталина Светланы Аллилуевой, писателя Матвея Гейзера объединили в единое целое отрывки из музыкальных и драматических спектаклей, песенный и поэтический жанры, хореографические композиции. Декорационная работа заслуженного художника России Александра Малькова, соавтора многих постановок Ирины Горюновой, композиционно объединила лучшие актерские воплощения Михоэлса, а из правого угла этой блестящей композиции неотвратимо надвигался на михоэлсовских Лира и Тевье тот самый «сталинский грузовик». На сцену один за другим выходили исполнители с мировыми именами, звучала гениальная музыка Джона Уильямса, Леонарда Бернстайна, известные фольклорные мелодии. И за всем этим словно из космоса наблюдали удивительные глаза Соломона Михайловича – мудрые, гневные, вопрошающие, торжествующие, смеющиеся. Возвышаясь над сценой, словно на троне, увенчанный короной Лира, с улыбкой мудреца, Михоэлс встречал и провожал каждого, кто выходил к нему на сцену.

Без культурной памяти бессмысленны все реформы и усовершенствования. Сам «мудрый Соломон» только в искусстве как в покаянии видел возможность возрождения и спасения мира. Не потому ли всю жизнь его преследовали слова Короля Лира – «Чтоб мир переменился иль погиб»?