ГАЗЕТА "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

АНТОЛОГИЯ ЖИВОГО СЛОВА

Информпространство

Ежемесячная газета "ИНФОРМПРОСТРАНСТВО"

Copyright © 2010

 

Моше Рабейну

Эль-Шму



Падает с открытыми глазами…

Задолго до рассвета, в такой час, когда, наконец-то, чужая постель становится родной, а одеяло – пушистым и теплым облаком, его разбудили. Конечно, со всевозможными извинениями и напоминаниями о том, что желательно быть на вершине горы во время восхода солнца…

Да, конечно, он помнил, что еще с вечера было все оговорено. Но все-таки…

«Я уже не молодой. Могли бы дать старику еще немного понежиться в постели и погреть свои старые кости…» – подумал он. Он решил, что больше в такие далекие походы он не поедет.

Кряхтя, он откинул одеяло и сел на кровати. Слуга приблизился к нему с кувшином и кубком. Он протянул руку и почувствовал, как горячая жидкость в кубке приятно согревает ладонь.

…Осел, на котором он ехал, был крепким и спокойным. Но не слишком умным даже для осла. Иногда он слишком близко приближался к краю тропинки, и мелкие камешки из-под его копыт с шуршанием падали вниз, в темень, в которой угадывалась бездонная пропасть…

Но сделать ничего нельзя было. Даже стукнуть его двумя пятками под ребра, туда, где у ослов самое чувствительное место. Он был знаток в этом и безошибочно попадал в болевую точку. После этого ишаки давали такой «старт», что за ними никто не мог угнаться.

Но здесь, на этой тропинке, которая, как змея, заползает наверх, и где пропасть то слева, то справа, такой ослиный «рывок» мог запросто погубить обоих.

Поэтому оставалось лишь закрывать глаза от ужаса и делать вид, что не животный страх, а возвышенные мысли обретаются под высокой, украшенной драгоценным камнем чалмой…

Конечно, если бы он сидел на своей верной Атон, он бы ни о чем не беспокоился! Разумеется, египетские волхвы были не в восторге от того, что он назвал свою ослицу именем бога солнца. Но для него она и впрямь была «дарующей свет»: через нее он получал связь с высшими мирами, общался с духовными сущностями, знал будущее и прошлое, а самое главное…

…копыто осла вновь сбросило несколько камушков с тропы, и ледяная рука ужаса сжала его сердце…

…а самое главное – он узнал свойство той минуты, когда Б-г гневается!... И тогда можно послать проклятие человеку, семье и народу, и все сбудется! Поэтому его все уважают и ценят. Какую бы цену он ни назначил за свои услуги, ему заплатят. Еще бы! В любом случае, это гораздо дешевле, чем платить целой армии. И результат гарантирован.

…Он снова вспомнил про Атон. Все началось с того, что прибыли послы от Балака с просьбой оказать ему услугу. В обычных случаях он брал задаток и сразу же выезжал «на дело». Конечно же, он мог в любой момент произнести заветное слова «калем», и проклятие ляжет на неудачника.

Но это было бы неинтересно. Билам любил свою профессию и все, что было с ней связано… Ему нравилось приезжать к заказчику, получать от него подарки и королевские почести, а главное – видеть ужас в его глазах.

Не раз и не два бывало, что его потенциальная жертва, узнав о его приезде, – он ведь честный человек, не вор в ночи, все его передвижения известны, – платили ему больше, и тогда дичь превращалась в охотника…

Билам про себя усмехнулся: «Бизнес есть бизнес!.. Кто меня больше уважает, тот и будет жить дольше!..»

Он был очень доволен «заказом». Наконец-то, он разберется по-свойски со своими родственниками. И за это ему еще и заплатят!

…Яаков сбежал от Лавана. То, что он увел у дедушки огромное стадо, это ладно. Камушки там, серебро, золото, – это все ерунда. Но «трафим»! Наши боги! Магические приспособления! Лаван был убежден, что Яаков их похитил.

И еще – этот хитрец увел у нас удачу. Через короткое время после его побега мы потеряли все наше имущество. Да, и его семью не миновали неприятности. Но Яакову удалось «зацепиться» за Б-га! Чем он подкупил Творца, непонятно, но это факт: Яаков получил имя победителя – Исраэль. Сынов Исраэля Б-г вывел из Египта через Моше, сына Амрама, дал Свой Закон, и ходят слухи, что этот Моше такой же сильный в пророчествах, как и он, Билам.

Но была одна проблема: сыны Исраэля, «бней Исраэль», любимцы Б-га. Вот они безо всякого труда перебили всех великанов, включая Сихона и Ога. Бедный Ог! Это ж надо: прожить такую долгую и славную жизнь и погибнуть от руки тех, кого можно сравнить лишь с кузнечиками по сравнению с его могуществом!.. И за него Билам отмстит этим разбойникам!

Но надо было получить формальное разрешение Творца пойти с гонцами Балака. И, когда он получит разрешение, то «просто так» приедет на место и проклянет, кого надо. И если Б-г явится к нему с претензией, сделать невинные глаза и сказать: «А я думал, что Ты все знаешь! Извини, в следующий раз буду повнимательней!..»

«Пришлось оставить послов на ночь… Не люблю этих типов! Приезжают, требуют ужин, сено для ослов, чистой постели… А у меня не заезжий двор! У меня – всемирный центр духовных медитаций и возвышенных мыслей! Хорошо хоть выпроводил их до завтрака… По крайней мере, хоть завтрак сэкономил…

…Формальное разрешение я все-таки выклянчил. Но при условии: то, что Творец вложит мне в уста, то я и должен говорить. А мне много и не надо. Подожду, пока Он разгневается, произнесу заветное слово, – и конец Его любимчикам! И этому Моше!..»

…Поездка была катастрофой в прямом смысле. Умерла Атон. Никогда с ней такого не было! То с тропинки сойдет, то мне ногу к забору прижмет… Не хочет идти прямо!

А она видела то, чего не видел я. Этот ужасный ангел с мечом!.. И тут моя Атон начала говорить! Упрекать меня! «За что ты меня бьешь? Разве раньше я тебе такое делала?..» Точь в точь, как эта дура, моя последняя жена, которую я превратил в лягушку!.. Я так разгневался, что готов был убить ослицу! Она это поняла, и сама подохла.

Потом эти дни в Моаве! Б-г во время моего пребывания здесь ни разу не гневался. Наверное, радовался, что посредством меня разберется со своими любимчиками, которые Ему, наверное, порядком надоели: все время требуют чего-то, упрямятся и не слушают Его приказов!..

Я ведь знаю – мои отпрыски, вышедшие с израильтянами из Египта, все время информируют меня о том, что происходит в израильском стане…

Вот народ, живущий обособленно…

…Времени было мало, и надо было понять, почему он дважды потерпел неудачу, и что делать сейчас. Вряд ли Балак даст ему четвертый шанс…

…Первый раз было попытка проклясть израильтян на возвышенности под названием «Жертвенники Ваала». Отличное место для колдовства! Масса жертвенников – новые, полуразрушенные и вообще превратившиеся в кучу камней…

На горе дул сильный ветер, обнажавший то здесь, то там множество костей и черепов с рогами и без…

Билам

Он тщательно провел ритуал и воззвал к атрибуту Высшего Суда. И получил пророчество: «С горных вершин вижу и с холмов рассматриваю: вот народ, живущий обособленно, и меж народов не считается…».

Он видел: бней Исраэль входят в страну Ханаанскую. Высокие стены укрепленных городов падают перед ними, река Йордан прекращает свое течение, чтобы дать им войти в Страну Обетованную. Они слушаются своего Б-га и не обращают внимания на все народы, что вокруг. Но вот они приближаются к своим соседям, и те отвергают их.

Когда бней Исраэль объединяются со своим Б-гом, то никто не в силах причинить им зло.

Он видел: в стольном городе Шушан евреи пришли на царский пир, чтобы быть вместе со вместе подданными царя. И подданные царя захотели убить всех евреев от мала до велика. Но, в конце концов, евреи смогли вернуться к Б-гу и уничтожить врагов.

Он видел холодные страны, где даже летом идет дождь. И в этих странах евреи захотели стать такими же, как и их соседи: свободными от Б-га и берущими в жены чужих женщин со светлыми волосами и голубыми, как озера, глазами.

Не захотели жить обособленно, вот и получили! Через несколько лет, как волки, рыскали их соседи в поисках евреев, чтобы уничтожить их.

Но что это? Евреи вновь собрались на своей земле после долгого изгнания. И, когда они прислушивались к голосу неевреев, они проигрывали, но когда обратились к Б-гу, то смогли построить Третий Храм, и никто не смог воспрепятствовать этому…

«…Ах, если бы я смог жить так, как я живу сейчас, но после смерти получить то, что ожидает «бней Исраэль»!..» – с завистью подумал Билам и завершил свое пророчество пожеланием, – «Умри, душа моя, смертью праведных и удостойся тех благ, которые получат «бней Исраэль»!..»

Вот подымается народ, как молодой лев…

Конечно, Балак был недоволен таким пророчеством. Он предложил попробовать проклясть израильтян в другом месте.

Билам вновь проделал все магические ритуалы, которым его научили падшие ангелы в горах Тьмы. На этот раз он обратился к атрибуту Милосердия. И получил ответ: «Творец не человек. Он не меняет своего мнения. Он послал меня благословить Свой народ. И нет в Израиле дурных вещей, и нет в нем зла. Милосердный Судья в этом народе, и трубные звуки Царя… Нет в нем колдунов и волхвов, и не прилепятся к нему колдовские проклятия…

Вот народ, встающий, как молодой лев, и возносящийся, как лев, в полной силе, и не успокоится, пока не разорвет добычу, и крови врагов его не упьется…»

И видел Билам, как царь Давид уничтожает свих врагов. И – как горстка Маковеев наносит поражение гигантским армиям. И сверкающие железные птицы с семисвечниками на крыльях уничтожают своих врагов на суше, в воздухе и на море. И нет им преграды, и не чувствуют они усталости. И лишь со страшным ревом несутся они в небесах, превращая своих врагов в обугленные кочерыжки, а железные повозки – в огонь и клубы дыма…

Балак был вне себя от гнева! Билам не только не проклял израильтян, но и благословил их, причем на его, Балака деньги!..

Билам предложил сделать третью попытку. И вот они в пути. И надо что-то делать иначе, чем это было раньше… Может быть, взглянуть на израильский стан и начать их хвалить и просить для них всех благ?..

Билам вспомнил, как его однажды остановила бродяжка и начала расхваливать: «Ах, ты красивый, золотой! Какие у тебя чудесные глаза, легкая походка!.. Все девушки за тобой бегать будут!..»

Билам, тогда молодой человек, с удовольствием слушал льстивые слова попрошайки, а когда очнулся, то обнаружил, что лишился кошелька. Через несколько дней он лишился глаза. После этого ни с того, ни с сего начал падать в самое неподходящее время. Да и среди девушек только его Атон была ему по-настоящему верна…

«…О, солле мио!» – подумал он неожиданно на непонятном языке. Потом вздохнул, воздел руки к небесам и произнес: «Все в руках Б-жьих!»

Этот жест всегда производил самое благоприятное впечатление на окружающих. Как же, такой великий человек – и такое смирение перед Небесами!..

Но на осле этого делать не надо было: Билам потерял равновесие и чуть было не свалился с ишака! Хорошо, что его вовремя поддержали…

…На вершине горы дул холодный пронизывающий предрассветный ветер. Он плотнее закутался в шерстяной плащ и начал принюхиваться и озираться. Баал Пеор был диким варварским богом Моава. Странный образ мышления дикарей создал идола, служба которому заключалась в том, чтобы его изгадить.

Конечно, есть некая лихость в том, чтобы повернуться голым седалищем в сторону Божьего града Шалем и нагадить дважды – и Шалему, и Пеору. Но этот холодный ветер… так можно запросто воспаление получить… И за несколько сотен лет здесь должны собраться целые горы фекалий…

Он еще раз потянул носом. Нет, все нормально. Ничем плохим не пахнет.

Балак, заметив, чем занимается Билам, ухмыльнулся и сказал: «Не думай, господин, что мы – дикари и варвары, не знакомые с хорошими манерами! Не беспокойся: мы чтим свои святыни, содержим их в чистоте и обмываем после каждого молитвенного откровения…» У Билама не было желания выяснять и без того натянутые отношения с Балаком.

Приказав царю выстроить семь алтарей и начать приносить жертвы, Билам отошел в сторону и приблизился к обрыву.

Красота открывшейся ему картины, потрясла его. Солнце уже встало из-за гор, и его золотая ладья начала свой неспешный путь ввысь. Там, где стоял Билам, было уже светло, и горы Ханаана осветились солнечными лучами. Там, вдалеке, что-то поблескивало. Может, это и есть легендарный Шалем?..

Перед ногами Билама – обрыв в две тысячи локтей, и там притаилась изгнанная с высоких вершин ночная тьма. Там, во тьме, белые шатры бней Исраэль, а в середине лагеря – пылающий Огненный Столп.

Увиденная им картина чистоты и покоя поразила его. Странное желание – быть вместе с ними, молиться их Б-гу, – охватило Билама. Он с трудом отогнал «непродуктивные мысли» и решил приступить к работе.

На этот раз он присел на холодный с ночи камень и просто расслабился. Через короткое время он начал пророчествовать…

«…И вот речь Билама, сына Беора… И вот речь мужа, с закрытым глазом… Речь слышавшего слова Б-га… Падающего, но с открытыми глазами…

…Как хороши шатры твои, Яаков, Храмы твои, Исраэль! Они, как ивы, склоняются над ручьем, как сады около рек, как благовонные растения, посаженные Богом, как кедры над водой!...

Б-г вывел его из Египта… Могучие рога у этого народа… Он пожрет враждебные ему народы и кости их переломает!.. Благословляющий тебя, Исраэль, будет благословен, а проклинающий – будет проклят!..»

Услышав это, царь бросился на Билама, схватил его за ворот одежды и, вне себя от гнева, начал кричать: «Я пригласил тебя проклясть моего врага, а ты благословил его в третий раз! Убирайся отсюда! Я думал уважить тебя, но вижу, что зря я на тебя надеялся!..»

Балака оттащили от Билама. Билам был еще под впечатлением пророчества и даже не сопротивлялся, когда Балак тряс его, как тряпичную куклу…

…И вновь пророческий дух охватил Билама, и он начал: «Я расскажу тебе, что этот народ сделает народу твоему в последние времена. Вижу, но не сейчас, вглядываюсь – и не близко: взлетит звезда от Яакова, и восстанет железный жезл из Исраэля, и раздавит границы Моава, и поразит всех сыновей Шета… И будет Эдом его наделом, и будут принадлежать ему земли его врагов, И Исраэль побеждает… То, что взлетело от Яакова, опустится на врагов и полностью уничтожит жителей города, никто не спасется…

Ой, кто сможет пережить гнев Б-жий? И выйдут военные корабли из Италии, и будут мучить жителей Междуречья, и будут мучить жителей Востока, но под конец и они погибнут…»

Билам видел прекрасные города, высокие башни, упирающиеся в облака, множество людей, чистых сытых, одетых в странные, но красивые одежды… Эти люди жили в домах, в которых вода текла из стен. Ее было достаточно, чтобы мыться несколько раз в день. Когда им было надо, они зажигали свет одним прикосновением пальцем к стенам. Неведомые силы согревали и охлаждали их жилища.

В каждом доме были «трафим» – ящики, которые говорили с их жильцами и рассказывали им все, что происходит в мире.

Но лучше от этого люди не стали. Поскольку у них появилось много свободного времени, – духи делали за них всю работу, – они начали предаваться удовольствиям жизни. И даже таким, каких не понимал Билам. И они постоянно враждовали друг с другом и ненавидели Израиль. Не говорили они: «Я хочу твою нефть, я хочу твою землю», но говорили: «Ты плохой, потому что ты втайне помогаешь евреям!» и начинали войну друг с другом.

Исраэль как был народом обособленным, так и остался им на протяжении всего времени. И если бней Исраэль не хотели обособляться, то их отделяли насильно, предавая изоляции.

Но вот взлетели железные башни со всех концов земли и там, где они падали, вырастали громадные зловещие грибы до небес, несущие смерть всему живому. И только евреи, обособленный народ, и на этот раз не подверглись общей судьбе человечества…

…Видение померкло, и Билам знал: это навсегда. Не будет у него больше никогда пророчеств. Наверное, надо было послушаться Б-га и не пытаться проклясть Исраэль. Теперь он потерял все.

Билам молча пошел туда, где переминался с ноги на ногу осел. Остановился, пораженный внезапной мыслью, улыбнулся и подошел к Балаку, наклонился к нему и стал шептать ему на ухо свой тайный план.

Балак сначала слушал недоверчиво, но постепенно выражение его лица стало меняться и под конец он заулыбался…

«Ты уверен в этом?» – спросил он у Билама. «Конечно! Без всякого сомнения!» – заверил его Билам, – «Б-г этих ненавидит разврат, и, если удастся разъединить Исраэль с Б-гом, то этот народ потеряет свою сверхъестественную силу…»

«Ну что ж, если твой план удастся, приезжай ко мне, и я смогу тебя отблагодарить по-царски!» – сказал Балак. Он помог Биламу залезть на осла, хлопнул животное по крупу, и через несколько мгновений колдун-неудачник скрылся из виду.

Балак думал, что это навсегда, но им пришлось еще раз встретиться. При весьма драматических обстоятельствах…

Послесловие

За основу этого рассказа взяты 22-25 главы четвертой книги Торы (Пятикнижия Моисеева), недельная глава «Балак», а также Мидраши (устные предания), Зоар (Каббала) и комментарии к Торе.

Хочу заранее предупредить уважаемых читателей, что перевод, сделанный мной, – неполный и не отражает всех аспектов подлинного текста на Святом Языке. Он лишь помогает повествованию и акцентирует определенные стороны рассказа, которые я хотел подчеркнуть.

Такой стиль я называю «функциональным переводом».

В этом рассказе я преследовал несколько целей:

1. Представить себе, как все происходило на местности, с которой я в силу обстоятельств знаком. Я ведь живу в Иерусалиме, в районе, из которого в ясный день видны Моавские горы, где стоял Билам и смотрел на нас, и даже видно северное окончание Мертвого моря – там, где был стан вышедших из Египта.

2. Подчеркнуть главную формулу нашего бытия: «Вот народ, живущий обособленно, и меж народами не числится…».

Сказанное нашим ненавистником 3500 лет назад с каждым годом становится все более актуальным. И в этом не только наша беда, но и наша сила.

Поэтому вот слова утешения нашим братьям: «Не бойтесь своей обособленности, но живите по этому принципу, и станете народом святым, «Ам Кадош» («кадош» – «святой», на Святом Языке означает «отделенный»).

3. Мы сами не знаем своей природы. Но наш враг Билам ее постиг. А Б-г в своем великом Милосердии сообщил это Моисею и велел записать в нашу Святую Тору.

«Вот народ, встающий, как лев»

 

13 Дня Месяца Тамуз
5770 года от сотворения мира
Иерусалим